11 августа 2011 г. |
Дело N А49-222/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 10 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 11 августа 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Стукалов П.А., представитель по доверенности от 08.08.11;
от ответчика - Нефедова О.А., представитель по доверенности от 27.07.11;
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Объединение Пензапищепром" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 07 июня 2011 года по делу NА49-222/2011 (судья Дудорова Н.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Объединение Пензапищепром" (ОГРН 1025801359459), г. Пенза,
к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Пензенской области (ОГРН 1025801367030), г. Пенза,
третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, г. Пенза,
о признании незаконным решения об отказе в исправлении кадастровой ошибки,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Объединение Пензапищепром" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Пензенской области (далее ответчик) N 06-06-3282 от 24.12.2010 г. об отказе в исправлении кадастровой ошибки, а также с требованием обязать ответчика исправить кадастровую ошибку, восстановить прежний вид разрешенного использования земельного участка по адресу: г. Пенза, ул. Красная, 14 с 5-й группы на 7-ю группу видов функционального использования согласно Постановлению Правительства Пензенской области N 918-пП от 27.11.2009 г. - "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения".
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 07 июня 2011 года по делу N А49-222/2011 в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Объединение "Пензапищепром" отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требование, считает, что суд не выяснил обстоятельств дела и принял незаконное решение.
Ответчик считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу указывает на то, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела обществу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1 490 кв.м., расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Красная, 14, с кадастровым номером 58:29:03003014:6 с разрешенным использованием под общественную застройку.
Указанный земельный участок Решением Исполнительного комитета Пензенской области N 85/1 от 29.01.1985 г. был предоставлен Управлению пищевой промышленности Пензенского облисполкома для реконструкции объекта под хозрасчетное проектно-конструкторское бюро.
29.01.1993 г. Производственному объединению пищевой промышленности "Пензапищеагропром" было выдано свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования на данный земельный участок для размещения здания ПКБ по ул. Красная, 14.
Постановлением Главы города Пензы N 851/3 от 25.06.1997 г. "Об утверждении материалов инвентаризации земель в кадастровом квартале N ПЕО:29:03:033" утверждены материалы инвентаризации земель в кадастровом квартале N ПЕО:29:03:033, перерегистрировано право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком ОАО "Объединение "Пензапищепром" площадью 1, 490 га., на котором по ул. Красной 14 расположен торговый центр "Рион" (кадастровый номер 033:10).
12.08.2005 г. между Фондом имущества Пензенской области (продавец) и ОАО "Объединение Пензапищепром" (покупатель) был заключен договор купли-продажи N 65/з указанного земельного участка.
По условиям данного договора продавец обязуется передать, а покупатель принять для общественно-деловых целей земельный участок из земель поселений общей площадью 1 490 кв.м. с кадастровым номером 58:29:03 003 014:0006, находящийся на праве бессрочного (постоянного) пользования, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Красная, 14. На участке находится торговый центр (литер А).
В настоящее время земельный участок имеет вид разрешенного использования - под общественную застройку.
Для исполнения обязанностей плательщика земельного налога по запросу заявителя Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области письмом N 1023 от 25.09.2006 г. сообщило, что по данным Государственного земельного кадастра стоимость земельного участка, расположенного по
адресу: г. Пенза, ул. Красная, 14 (кадастровый номер 58:29:03 003 014:0006) составляет 4 354 271, 70 руб.
Кадастровая стоимость земель в указанный период определялась в соответствии с результатами кадастровой оценки земель поселений в Пензенской области, утвержденными постановлением Правительства Пензенской области N 236-пП от 04.06.2003 г.
Как видно из указанного нормативного правового акта, стоимость земельного участка площадью 1 490 кв. м с кадастровым номером 58:29:03 003 014:0006 была определена исходя из стоимости одного квадратного метра земли под административно-управленческими и общественными объектами в размере 2 922, 33 руб.
Постановлением Правительства Пензенской области N 918-пП от 27.11.2009 г. утверждены результаты новой государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Пензенской области, согласно которым стоимость земельного участка площадью 1 490 кв. м с кадастровым номером 58:29:03 003 014:0006 определена в размере 6 336 582, 60руб., исходя из средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере 4 252,74 руб.
Полагая, что допущена кадастровая ошибка, ОАО "Объединение Пензапищепром" обратилось в Управление Росреестра по Пензенской области с заявлением о необходимости ее устранения.
Ответчик, которому было переадресовано обращение заявителя, в соответствии с предоставленными ему полномочиями письмом N 06-06-3282 от 24.12.2010 г. сообщил заявителю о невозможности пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка, а также сообщил, что изменение кадастровой стоимости земельного участка возможно в случае изменения его разрешенного использования.
Заявитель не согласился с указанным решением ответчика, просит признать его незаконным и понудить ответчика исправить кадастровую ошибку, восстановить прежний вид разрешенного использования земельного участка - земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения.
При этом заявитель указывает, что никогда не заявлял о своем намерении изменить вид разрешенного использования земельного участка. Участок всегда использовался и используется в настоящее время для размещения административно-управленческого и общественного объекта, что соответствует седьмой группе видов функционального использования в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области N 918-пП от 27.11.2009 г. - земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, а также видам осуществляемой Обществом деятельности. Ответчик в отсутствие надлежащих полномочий и законных оснований произвел изменение разрешенного вида использования земельного участка. Считает, что допущена кадастровая ошибка, которая подлежит исправлению ответчиком. Полагает, что ответчик формально подошел к рассмотрению обращения Общества, оставил его без удовлетворения, сообщив о том, что представленных документов не достаточно для того, чтобы сделать вывод о необходимости исправления кадастровой ошибки, но при этом не указал, каких документов не достает, для внесения исправлений в государственный кадастр.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07. 1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре), данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Статьей 3 Закона о государственном кадастре установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 Закона о государственном кадастре предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Н а основании части 3 статьи 16 Закона о государственном кадастре кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
В силу пункта 11 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 г. (далее Правила), установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями (пункты 2, 3 Правил).
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
В статье 28 Закона о государственном кадастре регламентирован порядок исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости.
При этом законодатель различает техническую ошибку, которая представляет собой ошибку, допущенную органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, которая привела к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), а также кадастровую ошибку в сведениях, которая определена как воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Техническая ошибка подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Кадастровую ошибку в сведениях орган кадастрового учета исправить самостоятельно не может. Такая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о государственном кадастре), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Закона о государственном кадастре).
В соответствии с частью 5 статьи 28 Закона о государственном кадастре орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Необходимым условием для возложения на регистрирующий орган обязанности исправить кадастровую ошибку является установление самого факта такой ошибки.
Поскольку внесение сведений о кадастровой стоимости осуществляется на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия (часть 3 статьи 16 Закона о государственном кадастре), следовательно, решение кадастрового органа о необходимости устранения кадастровой ошибки в этих сведениях должно направляться в орган, принявший документ, поступивший в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, и на основании которого внесены сведения в кадастр.
Постановлением Правительства Пензенской области N 918-пП от 27.11.2009 г. утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Пензенской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по 15-ти группам видов разрешенного использования. Данное постановление не отменено и не признано не действующим в установленном законом порядке.
Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что в отношении спорного земельного участка проведена государственная кадастровая оценка. Спорный земельный участок был отнесен к пятой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, свидетельству о праве собственности на земельный участок в отношении него установлен вид разрешенного использования - под общественную застройку.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости ПЕ N 9811140 от 29.12.1998 г. на спорном земельном участке ул. Красной, 14 в г. Пензе расположен торговый центр (литера А).
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 39 от 15.02.2007 г., в пятую группу видов разрешенного использования входят земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), в седьмую - земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (пункт 1.2.7 в редакции, действовавшей на момент проведения и утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель).
Следовательно, по целевому назначению и виду функционального использования спорный земельный участок не подпадает под перечень земельных участков, отнесенных к седьмому виду разрешенного использования, и относится к пятой группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод в решении о том, что поскольку на спорном земельном участке расположен объект недвижимости, назначение которого определено в соответствии с правоудостоверяющим документом как торговый центр, у органов государственной регистрации отсутствовали основания для принятия решения о необходимости устранения кадастровой ошибки, а поэтому оформленное письмом N 06-06-3282 от 24.12.2010 г.. решение ответчика об отказе в исправлении кадастровой ошибки не нарушает прав и законных интересов заявителя и не может быть признано недействительным.
Поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Пензенской области N 918-пП от 27.11.2009 г., в установленном порядке не оспорены, не отменены и не признаны не действующими, ошибка в сведениях, на основании которых в государственный кадастр вносились сведения о кадастровой стоимости земельного участка, не установлена, отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя о возложении на ответчика обязанности внести исправление в сведения государственного кадастра.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 07 июня 2011 года по делу N А49-222/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Н.Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-222/2011
Истец: ОАО "Объединение Пензапищепром"
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Пензенской области, ФГУ Земельная кадастровая палата "
Третье лицо: Управление Росреестра по Пензенской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (Управление Росреестра по Пензенской области)