г. Казань |
|
06 декабря 2011 г. |
Дело N А55-26666/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гарифуллиной К.Р.,
судей Минеевой А.А., Нагимуллина И.Р.,
при участии представителя:
истца - Дындова Д.В., удостоверение от 31.03.2009 N 085713/162,
в отсутствие:
ответчиков - извещены, не явились,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района Красноярский Самарской области в лице Финансового управления муниципального района Красноярский Самарской области, с. Красный Яр Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2011 (судья Шаруева Н.В.), постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2011 (председательствующий судья Демина Е.Г., судьи: Селиверстова Н.А., Туркин К.К.)
по делу N А55-26666/2010
по исковому заявлению заместителя прокурора Самарской области, г. Самара, к администрации муниципального района Красноярский Самарской области в лице Финансового управления муниципального района Красноярский Самарской области, с. Красный Яр Самарской области, Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации (ОАО) в лице Красноярского отделения N 4254, с. Красный Яр, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления по Самарской области, г. Самара, о признании размещения муниципального заказа и муниципального контракта недействительным и применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Самарской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском о признании недействительными размещения муниципального заказа в форме конкурса на заключение муниципального контракта на оказание банковских услуг по открытию и ведению счетов, муниципального контракта от 08.02.2010 N 3-19, заключенного между Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (далее - ОАО Сбербанк РФ) и Финансовым управлением администрации муниципального района Красноярский Самарской области (далее - финансовое управление), применении последствий недействительности сделки в виде закрытия счета N 40703810054253000137 "Средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2011 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2011 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе финансовое управление просит принятые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца принятые судебные акты считает законными, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.01.2010 администрацией муниципального района Красноярский Самарской области проведен открытый конкурс на заключение муниципального контракта на оказание банковских услуг по ведению счетов администрации муниципального района Красноярский Самарской области для осуществления расчетно-кассовых операций с наличными денежными средствами, а также текущих счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, который признан несостоявшимся в связи поступлением лишь одной заявки ОАО Сбербанк РФ.
По результатам конкурса финансовым управлением был заключен муниципальный контракт от 08.02.2010 N 3-19 с ОАО Сбербанк РФ, на оказание банковских услуг по открытию и ведению счетов местного бюджета администрации муниципального района Красноярский Самарской области для осуществления расчетно-кассовых операций с наличными денежными средствами, а также текущих счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, согласно которому ОАО Сбербанк РФ открыло финансовому управлению счет в валюте Российской Федерации N 40703810054253000137 и обязалось осуществлять его расчетно-кассовое обслуживание.
Полагая, что конкурс и муниципальный контракт не соответствует требованиям действующего законодательства и подлежат признанию недействительными, заместитель прокурора Самарской области обратился в суд с соответствующим иском.
Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации возложено на Федеральное казначейство (часть четвертая); по соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта Российской Федерации необходимого для их осуществления имущества (часть пятая); для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке Российской Федерации с учетом положений статей 156, 216 данного Кодекса; все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой им финансовым органам (часть шестая).
Статьей 75 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)", пунктом 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации на Банк России возложены функции обслуживания бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и все операции со средствами бюджетов, которые Банк России осуществляет без комиссионного вознаграждения.
Согласно пункту 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций кредитные организации осуществляют функции Банка России.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П, указано, что положение "о невозможности выполнения учреждениями Банка России функции по обслуживанию счетов бюджетов" в отсутствие нормативной конкретизации его содержания непосредственно в законе, должно рассматриваться как означающее фактическую, а при определенных обстоятельствах, вытекающих из нормативных правовых актов, и юридически признанную невозможность осуществления учреждениями Банка России обслуживания счетов бюджетов. При этом под "соответствующей территорией" понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации на территории определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований).
Из письма Главного управления Центрального банка России по Самарской области от 28.06.2010 N 31-5-22/209 следует, что в состав Главного управления Банка России по Самарской области входят девять расчетно-кассовых центров (РКЦ), которые в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" могут осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. В частности Стара-Загорский РКЦ имеет техническую и практическую возможность оказания услуг по открытию счетов и проведению операций с бюджетными средствами Финансового управления администрации муниципального района Красноярский Самарской области.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии технической возможности оказания услуг по обслуживанию счета муниципального бюджета подразделением Банка России в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Учитывая положения статьи 168, пункта 1 статьи 449, пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснения, данные в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" суд пришел к выводу, что оспариваемый конкурс на заключение муниципального контракта является недействительным, а договор, заключенный в нарушение вышеуказанных положений бюджетного законодательства, является ничтожным.
В связи с недействительностью договора судом первой инстанции применены последствия недействительности сделки в виде закрытия счета N 40703810054253000137.
Указанные выводы судом апелляционной инстанции признаны правомерными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Принятые судебные акты основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для их отмены, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2011, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2011 по делу N А55-26666/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
К.Р. Гарифуллина |
Судьи |
А.А. Минеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из письма Главного управления Центрального банка России по Самарской области от 28.06.2010 N 31-5-22/209 следует, что в состав Главного управления Банка России по Самарской области входят девять расчетно-кассовых центров (РКЦ), которые в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" могут осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. В частности Стара-Загорский РКЦ имеет техническую и практическую возможность оказания услуг по открытию счетов и проведению операций с бюджетными средствами Финансового управления администрации муниципального района Красноярский Самарской области.
...
Учитывая положения статьи 168, пункта 1 статьи 449, пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснения, данные в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" суд пришел к выводу, что оспариваемый конкурс на заключение муниципального контракта является недействительным, а договор, заключенный в нарушение вышеуказанных положений бюджетного законодательства, является ничтожным."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 декабря 2011 г. N Ф06-9763/11 по делу N А55-26666/2010