Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 декабря 2011 г. N Ф06-11155/11 по делу N А55-5837/2011
г. Казань
13 декабря 2011 г.
Дело N А55-5837/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Минеевой А.А.,
судей Королёвой Н.Н., Нагимуллина И.Р.,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Зубкова Романа Викторовича, с. Кинель-Черкассы, Кинель-Черкасский район, Самарская область,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011 (председательствующий судья Селиверстова Н.А., судьи: Морозов В.А., Шадрина О.Е.)
по делу N А55-5837/2011
по исковому заявлению Дорожного агентства Республики Коми, г. Сыктывкар (ОГРН 1051100405487) к индивидуальному предпринимателю Зубкову Роману Викторовичу, с. Кинель-Черкассы, Кинель-Черкасский район, Самарская область (ОГРНИП 308637232900025) о возмещении вреда в размере 43 367 руб. 21 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Дорожное агентство Республики Коми (далее - агентство, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к индивидуальному предпринимателю Зубкову Роману Викторовичу (далее - ИП Зубков Р.В., ответчик) о взыскании 43 367 руб. 21 коп. в возмещение вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования.
Исковые требования основаны на положениях статей 12, 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ), пунктов 2, 3, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 (далее - Правила возмещения вреда) и мотивированы тем, что в результате проведенного весового контроля на автодороге "Обход г. Сыктывкара" (9 км) установлены факты перевозки тяжеловесного груза автотранспортом, находившимся во владении ИП Зубкова Р.В., с нарушением требований нормативно-правовых актов, выразившемся в осуществлении перевозки с превышением установленных предельных значений осевой массы транспортных средств, указанные нарушения были зафиксированы в период временного ограничения движения транспортных средств по дороге общего пользования.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.07.2011 в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011 решение суда первой инстанции отменено, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ИП Зубков Р.В., указывая на неполное выяснение апелляционным судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, фактическим обстоятельствам дела и содержащимся в деле доказательствам, нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу агентство просит оставить без изменения постановление апелляционного суда, жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в результате проведения 28.04.2010, 29.04.2010, 30.04.2010 и 21.05.2010 весового контроля на посту весового контроля автодороги "Обход г. Сыктывкара" (9 км) установлены факты перевозки тяжеловесного груза с превышением установленных предельных значений осевой массы транспортных средств следующим автотранспортом, находящемся во владении ответчика: Freightliner Century, регистрационный знак М 440 УА 163 RUS, с прицепом Trailor, регистрационный знак АТ 5958 63 RUS, под управлением водителем Христоферовым Н.И.; "Фрейтлайнер ARGOSY", регистрационный знак А 468 КМ 163 RUS, с прицепом "Когель", регистрационный знак АС 8165 63 RUS, под управлением водителем Кильгановым Е.И.; "Скания 143М", регистрационный знак А 399 МА 163 RUS, с прицепом Schmitz SPR24, регистрационный знак АТ 2960 63 RUS, под управлением водителем Живодеровым С.В.; "Фрейтлайнер ARGO", регистрационный знак А 469 КМ 163 RUS, с прицепом "ШмитцSPR24", регистрационный знак АС 8166 63 RUS, под управлением водителем Шкиндером А.В.
В связи с выявленными нарушениями составлены акты контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) от 28.04.2010 N 2, от 29.04.2010 N 3, от 30.04.2010 N 2, от 21.05.2010 N 9.
Размер вреда, исходя из актов, определен в общей сумме 43 367 руб. 21 коп.
Неисполнение ответчиком требования о возмещении вреда послужило основанием для обращения агентства в арбитражный суд с настоящим иском.
Действующим законодательством Российской Федерации на владельцев транспортных средств возложена обязанность по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ предусмотрено, что установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда, порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (статья 11).
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (части 8, 9 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Правил возмещения вреда осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Способ определения размера платы в счет возмещения вреда установлен в пункте 5 Правил возмещения вреда.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 30.11.2009 N 438-р утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, находящихся в государственной собственности республики, закрепленных за агентством на праве оперативного управления (решение агентства по управлению имуществом от 24.05.2005 N 85). Данный перечень включает в себя, в том числе автомобильную дорогу "Обход г. Сыктывкара".
Порядок определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по указанным дорогам, утвержден постановлением Правительства Республики Коми от 14.10.2009 N 295.
Согласно частям 1, 2 статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог; в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приведенное положение Федерального закона согласуется с положением статьи 11 (пункт 14) этого закона, устанавливающей полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в число которых входит и полномочие по установлению порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
Во исполнение названной нормы приказом Министерства транспорта Российской от 27.08.2009 N 149 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, согласно положениям которого акт о введении ограничения принимается для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который устанавливает в таком акте сроки начала и окончания периодов временного ограничения или прекращения движения; автомобильные дороги (участки автомобильных дорог), на которых вводятся временные ограничения или прекращение движения; организации, обеспечивающие временное ограничение или прекращение движения.
Агентство создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 07.02.2005 N 16 "Об утверждении Положения о Дорожном агентстве Республики Коми" и является органом исполнительной власти Республики Коми, обеспечивающим проведение государственной политики в области пользования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности в Республике Коми и осуществляющим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Республики Коми.
В связи с сезонным снижением несущей способности автомобильных дорог приказом агентства от 23.03.2010 N 86 было введено временное ограничение движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Коми транспортных средств, нагрузка на ось которых превышает установленные допустимые значения.
Акт о введении ограничения принят органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Порядком осуществления временных ограничений или прекращения движения по автомобильным дорогам.
Информация о вводимых ограничениях движения транспорта по автомобильным дорогам, в связи с сезонным снижением несущей способности дорог в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий в весенний период была размещена на официальном сайте агентства и опубликована в официальном издании Правительства и Государственного Совета Республики Коми газете "Республика".
Как следует из материалов дела и установил апелляционный суд, ответчик, являясь владельцем транспортных средств, осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми с превышением полной массы и осевой нагрузки транспортных средств, что следует из актов контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) от 28.04.2010 N 2, от 29.04.2010 N 3, от 30.04.2010 N 2, от 21.05.2010 N 9, доказательства обратного отсутствуют.
Оценив с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства и руководствуясь статьями 30, 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996, Правилами возмещения вреда, Порядком осуществления временных ограничений или прекращения движения по автомобильным дорогам и приказом агентства, суд апелляционной инстанции, при отсутствии доказательств возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика 43 367 руб. 21 коп.
Таким образом, суд всесторонне и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, их оценил. Нормы права при разрешении спора суд апелляционной инстанции применил правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятого судебного акта, не установлено. Допущенные в описательной части постановления опечатки, в части указания наименования ответчика и суммы искового требования, устранены судом апелляционной инстанции в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах основания для отмены постановления апелляционного суда отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011 по делу N А55-5837/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.А. Минеева
Судьи
Н.Н. Королёва
И.Р. Нагимуллин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно частям 1, 2 статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог; в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приведенное положение Федерального закона согласуется с положением статьи 11 (пункт 14) этого закона, устанавливающей полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в число которых входит и полномочие по установлению порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
...
Оценив с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства и руководствуясь статьями 30, 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996, Правилами возмещения вреда, Порядком осуществления временных ограничений или прекращения движения по автомобильным дорогам и приказом агентства, суд апелляционной инстанции, при отсутствии доказательств возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика ... "
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 декабря 2011 г. N Ф06-11155/11 по делу N А55-5837/2011