09 сентября 2011 г. |
Дело N А55-5837/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Селиверстовой Н.А.,
судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Стрюковой Г.А.,
с участием:
от истца Дорожного агентства Республики Коми, г. Сыктывкар, - представитель не явился, извещен,
от ответчика индивидуального предпринимателя Зубкова Романа Викторовича, Самарская область, с. Кинель-Черкассы, - лично, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 сентября 2011 г. в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу Дорожного агентства Республики Коми, г. Сыктывкар, на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 июля 2011 г. принятое по делу N А55-5837/2011 (судья Баласлов В.Н.) по иску Дорожного агентства Республики Коми, г. Сыктывкар, к индивидуальному предпринимателю Зубкову Роману Викторовичу, Самарская область, с. Кинель-Черкассы, о возмещении вреда в размере 43 367 руб. 21 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Дорожное агентство Республики Коми, г. Сыктывкар (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Самара-Авиагаз", г.Самара (далее - ответчик), о взыскании 70 226 руб. 19 коп. - платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01 июля 2011 г.. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В качестве доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела и нарушение норм материального права. В судебном заседании ответчик возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав ответчика, изучив материалы дела, рассмотрев представленные документы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными обстоятельствами по делу, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение по настоящему делу подлежащим отмене в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Дорожное агентство Республики Коми создано в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми N 16 от 07.02.2005 г.. "Об утверждении Положения о Дорожном агентстве Республики Коми" и является органом исполнительной власти Республики Коми, обеспечивающим проведение государственной политики в области пользования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности в Республике Коми и осуществляющим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Республики Коми.
Решением Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 24.03.2005 г.. N 85 Дорожному агентству Республики Коми передано и закреплено за ним на праве оперативного управления государственное имущество Республики - сеть дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Республики Коми (л.д. 29-35).
Приказом N 86 от 23.03.2010 г.. Дорожное агентство Республики Коми ввело временное ограничение движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики, транспортных средств с грузом или без груза, нагрузка на ось которых превышает допустимые значения на автомобильных дорогах с усовершенствованным типом покрытия - 6тс на ось (л.д. 40-42).
В целях осуществления весового контроля транспортных средств на территории Республики Коми созданы посты весового контроля (ПВК) на автодорогах: обход г. Сыктывкара (9 км), Сыктывкар - Ухта (314 км - пост ГИБДД), а также передвижные посты весового контроля (ППВК).
29 апреля 2009 г.. в результате проведения весового контроля на ПВК автодороги Обход г.Сыктывкара (9км) 29 апреля 2010 года установлен факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортом Фрейтлайнер ARGOSY с регистрационным знаком А468КМ 163RUS и прицепом Когель с регистрационным знаком АС8165 63RUS, находящимся во владении ИП Зубкова Романа Викторовича, под управлением водителя Кильганова Евгения Ивановича с превышением установленных предельных значений осевой массы транспортных средств.
В связи с выявленным нарушением составлен соответственно акт контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) от 29 апреля 2010 N 3, на основании которого произведён расчёт суммы платы за провоз тяжеловесного груза, который составляет 4 362 рубля 43 копейки.
В результате проведения весового контроля на ПВК автодороги Обход г.Сыктывкара (9км) 30 апреля 2010 года установлен факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортом Скания 143М с регистрационным знаком А399МА 163RUS и прицепом Schmitz SPR24 с регистрационным знаком АТ2960 63RUS, находящимся во владении ИП Зубкова Романа Викторовича, под управлением водителя Живодерова Сергея Валентиновича, с превышением установленных предельных значений осевой массы транспортных средств.
В связи с выявленным нарушением составлен акт контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) от 30 апреля 2010 N 2, на основании которого произведён расчёт суммы платы за провоз тяжеловесного груза, который составляет 17 391 рубля 67 копеек.
21 мая 2010 года в результате проведения весового контроля на ПВК автодороги Обход г.Сыктывкара (9км) 21 мая 2010 года установлен факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортом Фрейтлайнер ARGO с регистрационным знаком А469КМ 163RUS и прицепом ШмитцSPR24 с регистрационным знаком АС8166 63RUS, находящимся во владении ИП Зубкова Романа Викторовича, под управлением водителя Шкиндера Алим Владимировича, с превышением установленных предельных значений осевой массы транспортных средств.
Составлен акт контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) от 21 мая 2010 N 9, на основании которого произведён расчёт суммы платы за провоз тяжеловесного груза, который составляет 6 543 рубля 65 копеек.
Таким образом, общая сумма платы, заявленная истцом за провоз тяжеловесного груза, подлежащая уплате в бюджет Республики Коми с ИП Зубкова Романа Викторовича за допущенные нарушения по 4 (четырем) актам от 28 апреля 2010 года N 2, от 29 апреля 2010 года N 3, от 30 апреля 2010 года N 2 и от 21 мая 2010 года N 9, составляет 43 367 рублей 21 коп.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд усматривает основания для отмены принятого судебного акта в связи со следующим.
В силу п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
Согласно п. 11, п. 13 ст. 11 Федерального закона N 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда, порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и(или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и(или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 62 Федерального закона N 257-ФЗ со дня вступления в силу Федерального закона N 257-ФЗ и до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и(или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
Пунктом 1.2 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министром транспорта Российской Федерации 27.05.1996, под тяжеловесным грузом понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и(или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе I приложения 1 к данной Инструкции.
В соответствии с ч. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Аналогичное правило закреплено пунктом 1.6 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, согласно которому плата взимается с владельцев или пользователей транспортных средств.
Принадлежность автотранспортных средств индивидуальному предпринимателю Зубкову Р.В. подтверждена материалами дела, ответчиком не оспаривается.
Превышение полной массы транспортных средств и осевых нагрузок прицепа над допустимыми, установлены актами контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда): 29 апреля 2010 г.. N 3, 30 апреля 2010 г.. N 2 и 21 мая 2010 N 9 .
Расчет размера причиненного вреда произведен в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 14.10.2009 г.. N 295 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми".
Материалы дела не содержится доказательств того, что фактическая масса транспортных средств меньше зафиксированных истцом в актах контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда).
Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Так, п. 2 ч. 9 ст. 31 указанного Федерального закона устанавливает, что размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Частью 3 ст. 30 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам утвержден Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 г.. N 149.
Согласно пункту 5.2. Приказа от 27.08.2009 г.. N 149 акт о введении ограничения для автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения при временных ограничениях движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Временное ограничение движения в весенний период осуществляется путем установки соответствующих дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортного средства.
Предельно допустимые для проезда по автомобильным дорогам общего пользования нагрузки на оси транспортного средства определяются на основе данных транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, полученных по результатам диагностики (п. 18 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам).
Пунктом 19 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам установлено, что в период введения временного ограничения движения в весенний период движение по автомобильным дорогам транспортных средств с грузом или без груза, нагрузки на оси которых превышают предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере перевозки тяжеловесных грузов.
В соответствии с пунктом 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934, размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений, в том числе:
предельно допустимой массы транспортного средства;
предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, сослался на то, что в актах контроля весовых параметров транспортного средства не зафиксировано превышение полной массы и осевых нагрузок.
Между тем, в разделе "ограничения, установленные по маршруту движения" указано об ограничении предельной нагрузки на ось 6 тонн на основании Приказа Дорожного агентства Республики Коми от 23 марта 2010 г.. N 86.
С учетом данного ограничения, при проведении весового контроля транспортных средств ответчика установлено превышение осевых нагрузок и полной массы, что зафиксировано в актах.
Кроме того, суд первой инстанции при определении полной массы не учел, что предельная (разрешенная) полная масса транспортных средств определяется на основании Приложения N 1 к Инструкции по перевозке тяжеловесных грузов, а не путем их сложения.
Информация о вводимых ограничениях движения транспорта по автомобильным дорогам в связи с сезонным снижением несущей способности дорог в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий в весенний период была размещена на официальном сайте Дорожного агентства Республики Коми www.dorkomi.ru и опубликована в официальном издании Правительства и Государственного Совета Республики Коми газете "Республика".
Размещение подобной информации соответствует требованиям Приказа Минтранса РФ от 27.08.2009 N 149.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что истцом не соблюдены требования статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" является неправильным.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
При обращении с исковым заявлением и апелляционной жалобой государственная пошлина истцом не оплачивалась.
В силу части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, неоплаченная истцом государственная пошлина при обращении в суд первой и апелляционной инстанций, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110,112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 июля 2011 г. принятое по делу N А55-5837/2011 отменить.
Принять новый судебный акт.
Исковые требования Дорожного агентства Республики Коми удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Зубкова Романа Викторовича (ОГРНИП 308637232900025), в пользу Дорожного агентства Республики Коми, г. Сыктывкар, 43 367 руб. 21 коп. в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Зубкова Романа Викторовича, Самарская область, с. Кинель-Черкассы в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4000 руб. за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Н.А. Селиверстова |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5837/2011
Истец: Дорожное агентство Республики Коми
Ответчик: ИП Зубков Роман Викторович