Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 декабря 2011 г. N Ф06-10767/11 по делу N А57-4918/2011
г. Казань
13 декабря 2011 г.
Дело N А57-4918/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мельниковой Н.Ю.,
судей Арукаевой И.В., Сибгатуллина Э.Т.,
при участии представителя:
ответчика (Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов") - Червяковой В.В., доверенность от 11.01.2011 N 02-02/6,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
ответчика (администрации муниципального образования "Город Саратов") - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.07.2011 (судья Кобозев Г.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011 (председательствующий судья Никольский С.В., судьи Никитин А.Ю, Телегина Т.Н.)
по делу N А57-4918/2011
по исковому заявлению ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратов к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", с участием третьих лиц: муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова", Саратовского (межрайонного) городского отдела по особым исполнительным производствам судебных приставов г. Саратова, о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности в сумме 21 168 770, 14 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - АТСЖ Ленинского района) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности в размере 21 168 770, 14 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.07.2011 по делу N А57-4918/2011 с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" взыскана в пользу АТСЖ Ленинского района в порядке субсидиарной ответственности сумма задолженности муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" (далее - МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова") в сумме 21 168 770,14 руб.
В удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования "Город Саратов" отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011 данное судебное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с решением арбитражного суда и постановлением арбитражного апелляционного суда комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований АТСЖ Ленинского района отказать, указывая на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, заслушав представителя Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит, по следующим обстоятельствам.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.01.2010 по делу N А57-14148/2009 был удовлетворен иск АТСЖ Ленинского района к МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" об обязании произвести ремонтные работы в ряде жилых домов.
В связи с тем, что МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" добровольно судебный акт не исполнило, исполнительный лист АС N 000723776 был направлен для принудительного исполнения в Саратовский межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 27.05.2010 исполнительное производство окончено в связи с отсутствием у должника возможности исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.
Исполнительный документ был возвращен АТСЖ Ленинского района.
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Саратовской области от 28.10.2010 по делу N А57-14148/2009 изменен способ и порядок исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 12.01.2010 по делу N А57-14148/2009. С МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" в пользу АТСЖ Ленинского района взыскано 21 168 770 руб.
На основании решения выдан исполнительный лист АС N 001912715.
Постановлением Саратовского межрайонного городского отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области от 17.03.2011 возбуждено исполнительное производство N 1885/11/46/64.
07 апреля 2011 года постановлением судебного пристава-исполнителя, исполнительное производство N 1885/11/46/64 окончено, в связи с отсутствием у МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Исполнительный лист возвращен истцу.
Таким образом, истец, в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации использовал возможность для приведения в исполнение исполнительного листа и получения присужденной суммы.
Неисполнение определения арбитражного суда от 28.10.2010 основным должником, послужило основанием для обращения в суд с исковым заявлением к субсидиарному должнику - администрации муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
Письмом от 12.04.2011 N 02-02/585 комитет по финансам администрации г. Саратова указанный исполнительный лист возвратил взыскателю в связи с отсутствием лицевого счета МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" в комитете по финансам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно части 2 статьи 120 ГК РФ собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
Собственником имущества МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" является муниципальное образование "Город Саратов".
Следовательно, субсидиарную ответственность по обязательствам МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" несет муниципальное образование "Город Саратов".
Исходя из положений пункта 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
Из анализа представленных в материалы дела документов следует, что первоначально требование предъявлялось к основному должнику - МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова", который отказал в исполнении исполнительного листа из-за недостаточности собственных денежных средств и имущества, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя от 07.04.2011, актом от 07.04.2011 о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращен взыскателю.
В пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
При этом, удовлетворяя требование о привлечении собственника к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, суду в резолютивной части решения следует указывать, что соответствующий долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования соответственно, а не с органов, выступающих от имени публично-правовых образований.
На основании пункта 2 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" также разъяснено, если государственный (муниципальный) орган, являющийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) -соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
Согласно Положению о комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденному решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" является финансовым органом администрации муниципального образования "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. В рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации муниципального образования "Город Саратов", а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. Комитет осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств. Выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города.
Ссылка на постановление администрации города Саратова от 15.02.2008 N 155 "О подведомственной принадлежности муниципальных учреждений", комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" является несостоятельной и правомерно опровергнута судами.
Таким образом, с учетом норм действующего законодательства, исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника учреждения, в рассматриваемом случае является комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов". Следовательно, взыскание долга в порядке субсидиарной ответственности производится с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов".
Поскольку исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника имущества учреждения (должника) является комитет по финансам, арбитражными судами правомерно взыскана с комитета по финансам в субсидиарном порядке сумма долга учреждения.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, приводились заявителем и ранее, они являлись предметом судебного рассмотрения и получили надлежащую оценку. Фактически кассационная жалоба направлена на переоценку сделанных судами выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.07.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011 по делу N А57-4918/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.Ю. Мельникова
Судьи
И.В. Арукаева
Э.Т. Сибгатуллин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" также разъяснено, если государственный (муниципальный) орган, являющийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) -соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
Согласно Положению о комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденному решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" является финансовым органом администрации муниципального образования "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. В рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации муниципального образования "Город Саратов", а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. Комитет осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств. Выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 декабря 2011 г. N Ф06-10767/11 по делу N А57-4918/2011