г. Саратов |
Дело N А57-4918/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Никитина А.Ю., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Евлоевой Ю.Х.,
при участии в заседании:
от истца - Соколова Ю.Ю., доверенность от 01.07.2010,
от администрации муниципального образования "Город Саратов" - Межевич Ю.А., доверенность от 16.02.2011 N 01-4/04,
от комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" -Червякова В.В., доверенность от 11.01.2011 N 02-02/6,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 июля 2011 года по делу N А57-4918/2011 (судья Кобозев Г.В.),
по иску Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратов
к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов",
третьи лица: муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова", Саратовский (межрайонный) городской отдел по особым исполнительным производствам судебных приставов г. Саратова,
о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности в сумме 21 168 770, 14 руб.,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилась Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (далее - АТСЖ Ленинского района) с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности в сумме 21 168 770, 14 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29 июля 2011 года по делу N А57-4918/2011 с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" взыскана в пользу АТСЖ Ленинского района в порядке субсидиарной ответственности сумма задолженности МУ "ДЕЗ по Ленинскому району" в размере 21 168 770, 14 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, комитет по финансам обжаловал его в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 июля 2011 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать.
Заявитель апелляционной жалобы считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, так как судом неправильно применены нормы материального права. Главным распорядителем денежных средств для МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" является либо Комитет по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов", либо администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов".
Проверив законность вынесенного судебного акт, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.01.2010 по делу N А57-14148/2009 был удовлетворен иск АТСЖ Ленинского района к МУ "ДЕЗ по Ленинскому району" о обязании произвести ремонтные работы в ряде жилых домов.
В связи с тем, что МУ "ДЕЗ по Ленинскому району" добровольно судебный акт не исполнило, исполнительный лист АС N 000723776 был направлен для принудительного исполнения в Саратовский межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП по Саратовской области. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 27.05.2010 исполнительное производство окончено в связи с отсутствием у должника возможности исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе. Исполнительный документ был возвращен АТСЖ Ленинского района.
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Саратовской области от 28 октября 2010 года по делу А57-14148/2009 изменен способ и порядок исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 12.01.2010 по делу N А57-14148/2009. С МУ "ДЕЗ по Ленинскому району" в пользу АТСЖ Ленинского района взыскано 21 168 770 рублей.
На основании решения выдан исполнительный лист АС N 001912715.
Постановлением Саратовского межрайонного городского отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Саратовской области от 17.03.2011 возбуждено исполнительное производство N 1885/11/46/64.
7 апреля 2011 года постановлением судебного пристава-исполнителя Саратовского межрайонного городского отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Саратовской области Толмачевым А., исполнительное производство N 1885/11/46/64 окончено, в связи с отсутствием у МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Актом от 07.04.2011 о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращен взыскателю, установлено, что у МУ "ДЕЗ по Ленинскому району" отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, на расчетном счету должника денежные средства отсутствуют.
Исполнительный лист возвращен истцу.
Таким образом, истец, в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве", положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации использовал возможность для приведения в исполнение исполнительного листа и получения присужденной суммы.
Неисполнение определения от 28.10.2010 основным должником, послужило основанием для обращения в суд с исковым заявлением к субсидиарному должнику - администрации муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
Письмом N 02-02/585 от 12.04.2011 комитет по финансам администрации г. Саратова указанный исполнительный лист возвратил взыскателю в связи с отсутствием лицевого счета МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" в комитете по финансам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
Собственником имущества МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" является муниципальное образование "Город Саратов". Следовательно, субсидиарную ответственность по обязательствам МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" несет муниципальное образование "Город Саратов".
Исходя из положений пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
Из анализа представленных в материалы дела документов следует, что первоначально требование предъявлялось к основному должнику - муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова", который отказал в исполнении исполнительного листа из-за недостаточности собственных денежных средств и имущества, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя от 07.04.2011, актом от 07.04.2011 о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращен взыскателю.
В пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
При этом, удовлетворяя требование о привлечении собственника к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, суду в резолютивной части решения следует указывать, что соответствующий долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования соответственно, а не с органов, выступающих от имени публично-правовых образований.
На основании пункта 2 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 также разъяснено, если государственный (муниципальный) орган, являющийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
Согласно Положению о комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденному решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19.07.2007, комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" является финансовым органом администрации муниципального образования "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. В рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации муниципального образования "Город Саратов", а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. Комитет осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств. Выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города.
Ссылаясь на постановление администрации города Саратова N 155 от 15.02.2008 "О подведомственной принадлежности муниципальных учреждений", заявитель апелляционной жалобы неверно полагает, что взыскание в порядке субсидиарной ответственности присужденной суммы должно производиться за счет средств либо Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации г. Саратова, либо Администрации Ленинского г. Саратова, в ведении которых находится должник. Указанное заявителем апелляционной жалобы постановление утратило силу с 25.11.2010 в связи с изданием постановления администрации города Саратова N2869 от 25.11.2010. Данный документ регламентирует вопросы подведомственности муниципальных учреждений заместителю главы администрации города по жилищно-коммунальному комплексу, координируемых комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города, администрациями районов города применительно к распределению обязанностей должностных лиц, на основании постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" N 1096 от 17 марта 2010 г. "О распределении полномочий между главой администрации муниципального образования "Город Саратов" и заместителями главы администрации муниципального образования "Город Саратов",
Таким образом, с учетом норм действующего законодательства, исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника учреждения, в рассматриваемом случае является комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов". Следовательно, взыскание долга в порядке субсидиарной ответственности производится с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" г. Саратова за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов".
Поскольку исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника имущества учреждения (должника) является комитет по финансам, судом первой инстанции правомерно взыскана с комитета по финансам в субсидиарном порядке сумма долга учреждения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 июля 2011 года по делу N А57-4918/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции
Председательствующий |
С.В. Никольский |
Судьи |
А.Ю. Никитин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-4918/2011
Истец: Ассоциация ТСЖ Ленинского района
Ответчик: Администрация МО "Город Саратов", Комитет по финансам
Третье лицо: АТСЖ Ленинского района г. Саратова, МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова, Саратовский межрайонный городской отдел по особым исполнительным производствам