Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2011 г. N Ф06-10891/11 по делу N А55-3962/2011
г. Казань
15 декабря 2011 г.
Дело N А55-3962/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Логинова О.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары - Камалетдиновой Г.И., доверенность от 05.09.2011 N 04-32/16484,
в отсутствие:
общества с ограниченной ответственностью "Эко-Дом Сервис" - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.07.2011 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2011 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Бажан П.В., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-3962/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эко-Дом Сервис", г. Самара (ОГРН 1076319018962, ИНН 6319695566) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары о признании незаконным бездействия, об обязании налогового органа отозвать инкассовые поручения с расчетного счета,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эко-Дом Сервис" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары (далее - ИФНС России по Кировскому району г. Самары, налоговый орган, инспекция), выразившегося в отказе от исполнения заявлений от 25.01.2011, от 07.02.2011 об отзыве инкассовых поручений, передаче исполнительных документов ликвидационной комиссии, возврате денежных средств на расчетный счет общества, а также об обязании налогового органа отозвать с расчетного счета заявителя инкассовые поручения от 29.10.2010 N 44970 на сумму 128 руб. 24 коп., от 29.10.2010 N 44969 на сумму 252 руб. 64 коп., от 29.10.2010 N 44968 на сумму 21 218 руб., от 15.10.2010 N 44700 на сумму 138 руб. 91 коп., от 15.10.2010 N 44699 на сумму 21 216 руб., от 29.10.2010 N 970 на сумму 128 руб. 24 коп., от 29.10.2010 N 969 на сумму 252 руб. 64 коп., от 29.10.2010 N 968 на сумму 21 218 руб., от 15.10.2010 N 700 на сумму 138 руб. 91 коп., от 15.10.2010 N 699 на сумму 21 216 руб., от 19.08.2010 N 371 на сумму 68 руб. 28 коп., от 19.08.2010 N 368 на сумму 23 358 руб., возвратить на расчетный счет заявителя денежные средства в сумме 66 380 руб. 07 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.07.2011 требования общества удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в отказе от исполнения заявлений ООО "Эко-Дом Сервис" от 25.01.2011, от 07.02.2011, об отзыве инкассовых поручений, передаче исполнительных документов ликвидационной комиссии, возврате денежных средств на расчетный счет ООО "Эко-Дом Сервис". Суд обязал налоговый орган отозвать с расчетного счета ООО "Эко-Дом Сервис" инкассовые поручения от 29.10.2010 N 44970 на сумму 128 руб. 24 коп., от 29.10.2010 N 44969 на сумму 252 руб. 64 коп., от 29.10.2010 N 44968 на сумму 21 218 руб., от 15.10.2010 N 44700 на сумму 138 руб. 91 коп., от 15.10.2010 N 44699 на сумму 21 216 руб., от 29.10.2010 N 970 на сумму 128 руб. 24 коп., от 29.10.2010 N 969 на сумму 252 руб. 64 коп., от 29.10.2010 N 968 на сумму 21 218 руб., от 15.10.2010 N 700 на сумму 138 руб. 91 коп., от 15.10.2010 N 699 на сумму 21 216 руб., от 19.08.2010 N 371 на сумму 68 руб. 28 коп., от 19.08.2010 N 368 на сумму 23 358 руб., возвратить на расчетный счет ООО "Эко-Дом Сервис" денежные средства в сумме 66 380 руб. 07 коп.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2011 решение Арбитражного суда Самарской области от 08.07.2011 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговый орган обратился в суд с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе инспекция указывает на то, что в настоящем деле в качестве заявителя выступала ликвидационная комиссия заявителя, которая не является юридическим лицом; что взыскание налогов и сборов до утверждения промежуточного ликвидационного баланса производится в соответствии со статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); что законодательством о налогах и сборах не предусмотрена обязанность налогового органа по отзыву инкассовых поручений в случае принятия в отношении юридического лица решения о ликвидации, а также по уведомлению банков о процедуре ликвидации юридического лица; что возврат излишне взысканных с ликвидируемой организации сумм налогов по инкассовым поручениям налоговых органов производится в соответствии с положениями статей 49 и 79 НК РФ.
Представитель налогового органа поддержал кассационную жалобу.
Заявитель в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания заявитель извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия заявителя.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, 26.07.2010 внеочередным общим собранием участников заявителя принято решение о ликвидации заявителя и о создании ликвидационной комиссии, что подтверждается протоколом от 26.07.2010. В Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 05.08.2010 внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица и формировании ликвидационной комиссии, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
В период действия ликвидационной комиссии налоговым органом в общество с ограниченной ответственностью "Коммерческий Волжский социальный банк" (далее - банк) направлены инкассовые поручения от 29.10.2010 N 44970 на сумму 128 руб. 24 коп., от 29.10.2010 N 44969 на сумму 252 руб. 64 коп., от 29.10.2010 N 44968 на сумму 21 218 руб., от 15.10.2010 N 44700 на сумму 138 руб. 91 коп., от 15.10.2010 N 44699 на сумму 21 216 руб., от 29.10.2010 N 970 на сумму 128 руб. 24 коп., от 29.10.2010 N 969 на сумму 252 руб. 64 коп., от 29.10.2010 N 968 на сумму 21 218 руб., от 15.10.2010 N 700 на сумму 138 руб. 91 коп., от 15.10.2010 N 699 на сумму 21 216 руб., от 19.08.2010 N 371 на сумму 68 руб. 28 коп., от 19.08.2010 N 368 на сумму 23 358 руб. Банк исполнил инкассовые поручения от 29.10.2010 N 970, от 29.10.2010 N 969, от 29.10.2010 N 968, от 15.10.2010 N 700, от 15.10.2010 N 699, от 19.08.2010 N 371, от 19.08.2010 N 368 на общую сумму 66 380 руб. 07 коп.
25 января 2011 года заявитель обратился в налоговый орган с письмом об отзыве инкассовых поручений и передаче исполнительных документов ликвидационной комиссии.
07 февраля 2011 года общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате денежные средства на расчетный счет, об отзыве инкассовых поручений и передаче исполнительные документы ликвидационной комиссии.
Налоговый орган по указанным заявлениям никакого решения не принимал и никаких действий не производил.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворяя заявленные требования правомерно исходили из того, что в период нахождения организации-налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов, а также по обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов, поскольку это противоречит положениям статьи 49 НК РФ и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 НК РФ).
Статьей 49 НК РФ предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, согласно которому обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.
Согласно пункту 4 статьи 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу пункта 1 статьи 64 ГК РФ погашается в третью очередь. Согласно пунктам 2 и 4 названной статьи требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.
Положения статьи 49 НК РФ и статьи 64 ГК РФ не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в период нахождения налогоплательщика-организации в стадии ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов.
Суды правомерно отклонили довод налогового органа о том, что взыскание налогов и сборов с организации до утверждения промежуточного ликвидационного баланса должно производиться в соответствии со статьями 46 и 47 НК РФ, поскольку гражданское законодательство не предусматривает возможность осуществления выплат кредиторам лица, находящегося в стадии ликвидации, до составления промежуточного ликвидационного баланса.
Как следует из материалов дела, в судебном заседании суда первой инстанции заявитель в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил свое наименование на ООО "Эко-Дом Сервис", в связи с чем, довод налогового органа о том, что в качестве заявителя выступала ликвидационная комиссия заявителя, не являющаяся юридическим лицом, правомерно отклонен судами.
Доводы налогового органа о том, что возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога возможно только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, что заявление в Арбитражный суд Самарской области подписано и подано от имени заявителя неуполномоченным лицом, что инкассовые поручения от 29.10.2010 N 968, от 29.10.2010 N 969, от 29.10.2010 N 970, от 15.10.2010 N 699, от 15.10.2010 N 700, от 19.08.2010 N 368, от 19.08.2010 N 371 в банк заявителя не направлялись, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрена обязанность налогового органа отзывать инкассовые поручения, что возврат взысканных с заявителя сумм налогов по инкассовым поручениям необходимо произвести в соответствии с положениями статей 49 и 79 НК РФ являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия считает доводы налогового органа необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.07.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2011 по делу N А55-3962/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А. Хакимов
Судьи
О.В. Логинов
Л.Ф. Хабибуллин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды правомерно отклонили довод налогового органа о том, что взыскание налогов и сборов с организации до утверждения промежуточного ликвидационного баланса должно производиться в соответствии со статьями 46 и 47 НК РФ, поскольку гражданское законодательство не предусматривает возможность осуществления выплат кредиторам лица, находящегося в стадии ликвидации, до составления промежуточного ликвидационного баланса.
...
Доводы налогового органа о том, что возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога возможно только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, что заявление в Арбитражный суд Самарской области подписано и подано от имени заявителя неуполномоченным лицом, что инкассовые поручения от 29.10.2010 N 968, от 29.10.2010 N 969, от 29.10.2010 N 970, от 15.10.2010 N 699, от 15.10.2010 N 700, от 19.08.2010 N 368, от 19.08.2010 N 371 в банк заявителя не направлялись, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрена обязанность налогового органа отзывать инкассовые поручения, что возврат взысканных с заявителя сумм налогов по инкассовым поручениям необходимо произвести в соответствии с положениями статей 49 и 79 НК РФ являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2011 г. N Ф06-10891/11 по делу N А55-3962/2011