Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 декабря 2011 г. N Ф06-11247/11 по делу N А65-32/2010
г. Казань
13 декабря 2011 г.
Дело N А65-32/2010
См. также Постановление ФАС ПО от 10 марта 2011 г. N А65-32/2010
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Хасанова И.Р., доверенность от 16.09.2011 N АГ-02/11740,
ответчика - Медведева В.И., доверенность от 11.02.2011 N 179,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, с. Пестрецы,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2011 (председательствующий судья Попова Е.Г. судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу N А65-32/2010
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, с. Пестрецы, о признании недействительным постановления от 20.10.2008 N 1794, при участии третьих лиц: Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, с. Пестрецы, общества с ограниченной ответственностью "БКИ Недвижимость", с. Пестрецы Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным постановления Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан (далее - исполнительный комитет) от 20.10.2008 N 1794 "О проведении торгов".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Палата имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан и общество с ограниченной ответственностью "БКИ Недвижимость" (далее - общество "БКИ Недвижимость").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.06.2010 оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.03.2011 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан. Суд кассационной инстанции указал на ошибочность выводов судов о пропуске заявителем срока на обжалование постановления от 20.10.2008 N 1794 и отсутствии уважительных причин для его восстановления.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2011 решение суда отменено, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе исполнительный комитет просит отменить принятый по делу судебный акт, мотивируя неправильным применением судом норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемого акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
В ходе рассмотрения комиссией управления дела N 30тр/06 по факту нарушения Палатой имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, обществом "БКИ Недвижимость" антимонопольного законодательства установлено, что руководителем исполнительного комитета вынесено постановление от 20.10.2008 N 1794 "О проведении торгов".
В соответствии с указанным постановлением общество "БКИ Недвижимость" без проведения открытого конкурса или аукциона привлечено в качестве специализированной организации, уполномоченной проводить торги (аукционы).
Полагая, что вышеназванное постановление нарушает часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), управление обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемое постановление носило разовый характер, общество "БКИ Недвижимость" с июля 2009 года не осуществляло торги, а с 14.07.2010 вышеназванное общество ликвидировано. При этом антимонопольный орган ни в заявлении, ни в судебном заседании не обосновал причины, по которым на момент обращения с требованием в суд оспариваемое им постановление нарушало права и законные интересы в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 7 указанного Федерального закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, исполнительный комитет постановлением от 20.10.2008 N 1794 поручил Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского района совместно с обществом "БКИ "Недвижимость" организацию проведения аукциона. Однако общество "БКИ "Недвижимость" привлечено организатором торгов без проведения открытого конкурса и аукциона по отбору специализированной организации, что поставило третье лицо в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке услуг в сфере проведения торгов.
Данные обстоятельства установлены судами при рассмотрении дела N А65-29789/2009 по заявлениям Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан и общества "БКИ Недвижимость" к антимонопольному органу о признании недействительными решения и предписания от 15.07.2009 по делу N 30тр/06.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.02.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.06.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учитывая обстоятельства, установленные по делу N А65-29789/2009, а также положения пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил требования антимонопольного органа.
Поскольку дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления суда апелляционной инстанции у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2011 по делу N А65-32/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А. Хакимов
Судьи
Л.Ф. Хабибуллин
О.В. Логинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 7 указанного Федерального закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
...
Учитывая обстоятельства, установленные по делу N А65-29789/2009, а также положения пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил требования антимонопольного органа."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 декабря 2011 г. N Ф06-11247/11 по делу N А65-32/2010
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5794/11
13.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11247/11
28.09.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10029/11
18.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5794/11
17.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5794/11
23.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5794/11
22.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5794/11
10.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А65-32/2010