г. Казань |
|
14 декабря 2011 г. |
Дело N А55-8018/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Егоровой М.В., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Киреевой М.Г., доверенность от 28.12.20110 N 97,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русагро-Сахар", г. Тамбов,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.07.2011 (судья Лихоманенко О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2011 (председательстующий судья Рогалева Е.М., Бажан П.В., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-8018/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русагро-Сахар" (ОГРН: 1037728058114, ИНН: 7728307368) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным и отмене постановления от 14.04.2011 N 3881/6,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Самарской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Русагро-Сахар" (далее - общество, заявитель, ООО "Русагро-Сахар") с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - антимонопольный орган, ответчик) от 14.04.2011 N 3881/6 о наложении штрафа в размере 400 000 руб. по делу N 53-7105-11/6 об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.07.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2011 решение Арбитражного суда Самарской области от 22.07.2011 оставлено без изменения.
Общество не согласилось с решением первой и апелляционной инстанций и обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, и принять новый судебный акт. Признать незаконным и отменить постановление от 14.04.2011 N 3881/6 о наложении штрафа в размере 400 000 руб. по делу N 53-7105-11/6 об административном правонарушении.
Антимонопольный орган не признает доводы, изложенные в кассационной жалобе, просит оставить судебные акты без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и видно из материалов дела, с целью мониторинга цен на сахар и на основании части 1 статьи 25 Закон N 135-ФЗ, антимонопольный орган в адрес ООО "Русагро-Сахар" направил запрос о предоставлении информации (исходящий от 23.12.2010 N 12251/6), в соответствии с которыми ООО "Русагро-Сахар" следовало представлять ежемесячно информацию о ценах закупки и реализации сахара на территории Самарской области, а именно: - о ценах реализации сахара (данные о покупателе сахара: наименование, адрес, ФИО руководителя; вид; объем реализации в тоннах; цена реализации, руб./кг); о ценах закупки сахара (данные о продавце сахара: наименование, адрес, ФИО руководителя; вид сахара; объем закупки; цена закупки, руб./тн), согласно Приложениям N 1, 2 к запросу.
Информацию необходимо представлять до 5 числа следующего месяца, начиная с января 2011 года (за декабрь 2010 года сведения должны были представляться до 13.01.2011) по факсу или на электронный адрес, а также на почтовый адрес антимонопольного органа.
Вышеуказанная информация до 13.01.2011 ООО "Русагро-Сахар" представлена не была.
В ответ на указанный запрос ООО "Русагро-Сахар" отказалось представлять сведения, ссылаясь на необязательность представления сведений в антимонопольный орган, так как общество по своей территориальной расположенности подведомственно Тамбовскому Управлению Федеральной антимонопольной службе.
Поскольку в установленный срок общество не представило истребуемые документы, антимонопольный орган возбудил в отношении ООО "Русагро-Сахар" дело об административном правонарушении от 15.02.2011 N 53-7105-11/6 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ и предложило законному представителю общества явиться 04.03.2011 в антимонопольный орган для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении.
Определение получено обществом 24.02.2011. Одновременно определением от 15.02.2011 N 1273/6 были запрошены сведения и документы, необходимые для разрешения дела.
Информация за январь 2011 года была представлена ООО "Русагро-Сахар" 04.03.2011. Между тем, сведения за декабрь 2010 года и февраль 2011 года представлены не были.
В письменных пояснениях по делу ООО "Русагро-Сахар" указало, что информация к установленному сроку представлена не была в связи с отсутствием технической возможности на обработку и систематизацию информации по контрагентам Самарской области, которым общество поставляет сахар.
Антимонопольным органом 04.03.2011 в отношении ООО "Русагро-Сахар" составлен протокол об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением от 14.04.2011 ООО "Русагро-Сахар" признано виновным в нарушении требований части 1 статьи 25 Закона N 135-ФЗ и привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ. Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании указанного постановления незаконным суды предыдущих инстанций правомерно исходили из следующих обстоятельств.
Частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 названной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) юридических лиц в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону вменяемого обществу административного правонарушения образует непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации) по требованию указанных органов либо представление заведомо недостоверных сведений.
В соответствии с пунктом 11 статьи 23 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме.
Пунктом 1 статьи 25 Закона N 135-ФЗ установлено, что коммерческие организации обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.
Законом установлено право антимонопольного органа на получение информации и документов, необходимых для осуществления его деятельности, и обязанность хозяйствующего субъекта представить истребуемые документы, за неисполнение которой частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Исходя из чего, доводы заявителя о неправильном применении статьи 19.8 КоАП РФ не состоятельны.
Ссылка заявителя на статью 19.5 КоАП РФ в данном случае не правомерна, поскольку объективная сторона данного правонарушения касается вопроса не выполнение в установленный срок предписания.
Суды также правильно указали в решении, что поскольку представление запрашиваемой антимонопольным органом информации является обязательным в соответствии со статьей 25 Закона N 135-ФЗ, то если у лица, у которого запрашивается информация, соответствующая информация отсутствует, то оно обязано проинформировать об этом антимонопольный орган в указанный в запросе срок. Вместе с тем, в ответе на запрос от 23.12.2010 общество прямо указало на отсутствие необходимости представления информации, а не на какие-либо иные основания.
После получения запроса и определения об истребовании сведений ООО "Русагро-Сахар" представило сведения только за январь 2011 года, а за декабрь 2010 года и февраль 2011 года не представило.
С учетом указанных обстоятельств суды пришли к правильному выводу о том, что ООО "Русагро-Сахар" не предприняло все зависящие от него меры, направленные на соблюдение статьи 25 Закона N 135-ФЗ, ООО "Русагро-Сахар" имело возможность для соблюдения норм статьи 25 Закона N 135-ФЗ, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В запросе от 23.12.2010 N 12251/6 указано, что антимонопольного органа в соответствии с поручением Федеральной антимонопольной службы от 15.10.2010 N ЦА/35238 проводит ежемесячный мониторинг цен на сахар.
На основании части 1 статьи 25 Закона N 135-Фз, предложено представить сведения о ценах закупки и реализации сахара на территории Самарской области, согласно приложениям N 1, 2 к данному запросу.
Таким образом, в запросе указана причина (поручение Федеральной антимонопольной службы), а также цель получения требуемой информации (проведение мониторинга), имеется также ссылка на нормы Закона N 135-ФЗ, на основании которых такая информация должна быть представлена.
Доказательства отсутствия возможности предоставления запрашиваемой информации в срок, установленный антимонопольным органом, ООО "Русагро-Сахар" не представило.
Ссылка заявителя на письмо Федеральной антимонопольной службы от 07.07.2010 N ИА/2738 правомерно отклонена судами.
Исходя из содержания письма, территориальные органы Федеральной антимонопольной службы, не были ограничены в периоде, за который могли истребовать сведения о ценах на сахар и другую информацию, необходимую для проведения мониторинга.
Антимонопольный орган указывает, что для наиболее оперативного принятия мер антимонопольного реагирования запрашивало ежемесячную информацию у хозяйствующих субъектов, работающих на агропродовольственных рынках, на рынке сахара.
Судами также правильно учтено, что постановление о привлечении ООО "Русагро-Сахар" к административной ответственности принято в течение установленного срока давности привлечения к ответственности.
Наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, и что при этом в оспариваемом постановлении от 14.04.2011 антимонопольный орган обосновал в соответствии с положениями статьи 4.1. КоАП РФ назначение наказание в размере 400 000 руб. конкретными допущенными правонарушениями и поведением лица, привлекаемого к административной ответственности в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судами, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы инспекции необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов.
В соответствии со статьями 102, 104 АПК РФ, статьей 333.40 НК РФ государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Русагро-Сахар", как излишне уплаченную по платежному поручению от 23.09.2011 N 18513.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22.07.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2011 по делу N А55-8018/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Русагро-Сахар" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 23.09.2011 N 18513 государственную пошлину в размере 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"После получения запроса и определения об истребовании сведений ООО "Русагро-Сахар" представило сведения только за январь 2011 года, а за декабрь 2010 года и февраль 2011 года не представило.
С учетом указанных обстоятельств суды пришли к правильному выводу о том, что ООО "Русагро-Сахар" не предприняло все зависящие от него меры, направленные на соблюдение статьи 25 Закона N 135-ФЗ, ООО "Русагро-Сахар" имело возможность для соблюдения норм статьи 25 Закона N 135-ФЗ, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
На основании части 1 статьи 25 Закона N 135-Фз, предложено представить сведения о ценах закупки и реализации сахара на территории Самарской области, согласно приложениям N 1, 2 к данному запросу.
...
Наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, и что при этом в оспариваемом постановлении от 14.04.2011 антимонопольный орган обосновал в соответствии с положениями статьи 4.1. КоАП РФ назначение наказание в размере 400 000 руб. конкретными допущенными правонарушениями и поведением лица, привлекаемого к административной ответственности в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 декабря 2011 г. N Ф06-10935/11 по делу N А55-8018/2011