г. Казань |
|
22 декабря 2011 г. |
Дело N А12-2750/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Хайруллиной Ф.В., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
заявителя - Поповой Е.В., доверенность от 12.07.2011 без номера, Белой Ю.И., доверенность от 10.05.2011 без номера,
в отсутствии иных лиц, участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арнед-Инвест", г. Волжский Волгоградской области,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2011 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Смирников А.В., Жевак И.И.)
по делу N А12-2750/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арнед-Инвест" (ОГРН 1103435003044, ИНН 3435056029) к администрации Волгограда о признании незаконным решения, выраженного в письме от 29.11.2010 N 05-и/4498, с участием заинтересованных лиц: Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Арнед-Инвест" (далее - ООО "Арнед-Инвест", заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения администрации Волгограда, выраженного в письме от 29.11.2010 N 05-и/4498, об отказе в предоставлении заявителю в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов земельного участка ориентировочной площадью 310 кв.м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Чуйкова, 17, для строительства кафе, об обязаниии администрации Волгограда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Арнед-Инвест" путем принятия в срок четырнадцать календарных дней с момента вступления решения суда в силу постановления о предварительном согласовании заявителю места размещения кафе на земельном участке площадью 310 кв.м, расположенного по указанному адресу.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.05.2011 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение администрации Волгограда, выраженное в письме от 29.11.2010 N 05-и/4498, об отказе в предоставлении указанного земельного участка, обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Арнед-Инвест", обеспечить процедуру выбора земельного участка, принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решения об отказе в размещении объекта в порядке и сроки, предусмотренные статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2011, решение суда первой инстанции отменено, принят по делу новый судебный акт. Суд отказал ООО "Арнед-Инвест" в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения администрации Волгограда, выраженного в письме от 29.11.2010 N 05-и/4498 об отказе в предоставлении ООО "Арнед-Инвест" в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов, земельного участка ориентировочной площадью 310 кв.м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Чуйкова, 17 для строительства кафе, и обязании администрации Волгограда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия в срок четырнадцать календарных дней с момента вступления решения суда в силу постановления о предварительном согласовании ООО "Арнед-Инвест" места размещения кафе на земельном участке ориентировочной площадью 310 кв.м, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Чуйкова, 17.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, ООО "Арнед-Инвест" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что апелляционное постановление подлежит отмене, решение суда первой инстанции оставлению в силе, на основании следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Арнед-Инвест" обратилось в администрацию Волгограда с заявлением от 15.11.2010 о выборе земельного участка ориентировочной площадью 310 кв.м, расположенного по адресу: Волгоград, улица Чуйкова, 17, и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - кафе.
Письмом от 29.11.2010 N 05-и/4498 администрация Волгограда отказала в предоставлении земельного участка, сославшись на обстоятельства, которые по ее мнению, препятствуют размещению объекта строительства на запрашиваемом земельном участке, а именно: земельный участок не соответствует утвержденному проекту межевания и обременен инженерными конструкциями и зелеными насаждениями.
Полагая отказ администрации в выборе земельного участка не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Волгоградской области пришел к выводу, что при принятии решения об отказе в размещении объекта органом местного самоуправления не был соблюден порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов, предусмотренный положениями статьей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд согласился с основаниями отказа, приведенными в письме администрации Волгограда от 29.11.2010 N 05-и/4498.
Кассационная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статьей 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статье 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
До принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства должны быть проведены работ по его формированию, в том числе по предварительному согласованию места размещения объекта, оформляемое актом о выборе земельного участка и решением о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающим этот акт. Обязанность по обеспечению выбора земельного участка возложена законом на орган местного самоуправления.
Общество при обращении с заявлением о выборе земельного участка выполнило требования, предусмотренные действовавшим законодательством. Органом местного самоуправления при принятии решения об отказе в выборе земельного участка не был соблюден порядок предоставления земельного участка для строительства, предусмотренный указанными нормами права: не был оформлен акт о выборе земельного участка, обязательное составление которого предусмотрено пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционного суда о том, что градостроительным заключением комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 16.11.2010, выданным в соответствии с пунктами 2.2., 2.2.1, 2.2.2 Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 N 790, подтверждается, что испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций (охранная зона - 5м согласно таблице N 14 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденной постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16.05.1989 N 78 "Об утверждении СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"), на нем имеются зеленые насаждения, земельный участок не соответствует утвержденному проекту межеванию территории (постановление главы Волгограда от 29.07.2009 N 1776), согласно которому испрашиваемый земельный участок предназначен для эксплуатации многоквартирного жилого дома, подлежат отклонению.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, положенные в основу оспариваемого отказа обстоятельства не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрены исключительные по своему характеру основания, по которым возможен отказ в предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права, только на основании и во исполнение положений Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Из указанной нормы следует, что органы местного самоуправления не могут в издаваемых ими актах устанавливать нормы, ограничивающие или иным образом умаляющие права участников земельных отношений по сравнению с тем, как они определены в Земельном кодексе Российской Федерации, федеральных законах, иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, администрация Волгограда не представила доказательства соответствия принятого ей отказа Земельному кодексу Российской Федерации, поскольку не представила сведений о том, что земельный участок, предназначенный для эксплуатации многоквартирного жилого дома, сформирован и поставлен на кадастровый учет, а также доказательств нахождения на испрашиваемом земельном участке инженерных коммуникаций.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что администрация не обеспечила возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, корректировки по размеру и месту размещения, чем затронуты законные интересы общества.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции правильно указал, что оспариваемый отказ администрации Волгограда в выборе земельного участка, изложенный в письме от 29.11.2010 N 05-и/4498, является незаконным как не соответствующий нормам Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя и является основанием для удовлетворения заявленных требований и признания оспариваемого отказа недействительным в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции находит обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции о признании недействительным оспариваемого решения администрации Волгограда, выраженное в письме от 29.11.2010 N 05-и/4498, об отказе в предоставлении указанного земельного участка, обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Арнед-Инвест", обеспечить процедуру выбора земельного участка, принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решения об отказе в размещении объекта в порядке и сроки, предусмотренные статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.01.2011 по делу N А55-4301/2010, в передаче которого в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отказано определением от 13.05.2011 N ВАС-5550/11.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2011 по делу N А12-2750/2011 отменить.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.05.2011 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Ф.В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как обоснованно указано судом первой инстанции, администрация Волгограда не представила доказательства соответствия принятого ей отказа Земельному кодексу Российской Федерации, поскольку не представила сведений о том, что земельный участок, предназначенный для эксплуатации многоквартирного жилого дома, сформирован и поставлен на кадастровый учет, а также доказательств нахождения на испрашиваемом земельном участке инженерных коммуникаций.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что администрация не обеспечила возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, корректировки по размеру и месту размещения, чем затронуты законные интересы общества.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции правильно указал, что оспариваемый отказ администрации Волгограда в выборе земельного участка, изложенный в письме от 29.11.2010 N 05-и/4498, является незаконным как не соответствующий нормам Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя и является основанием для удовлетворения заявленных требований и признания оспариваемого отказа недействительным в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции находит обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции о признании недействительным оспариваемого решения администрации Волгограда, выраженное в письме от 29.11.2010 N 05-и/4498, об отказе в предоставлении указанного земельного участка, обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ... , обеспечить процедуру выбора земельного участка, принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решения об отказе в размещении объекта в порядке и сроки, предусмотренные статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.01.2011 по делу N А55-4301/2010, в передаче которого в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отказано определением от 13.05.2011 N ВАС-5550/11.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 декабря 2011 г. N Ф06-9996/11 по делу N А12-2750/2011