г. Казань |
|
22 декабря 2011 г. |
Дело N А55-5101/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Герасимовой Е.П., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
истца - Дьяченко Е.Б., доверенность от 21.11.2011б/н,
ответчика - Министерства управления финансами Самарской области Аксютиной Е.М., доверенность от 07.09.2011 N МФ-13-07/329,
третьего лица - Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - Анипченко Н.А., доверенность от 08.09.2011 N 28-07/71,
в отсутствие:
ответчиков - извещены, не явились,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы: Министерства управления финансами Самарской области и Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.07.2011 (судья Носова Г.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2011 (председательствующий судья Садило Г.М., судьи Радушева О.Н., Серова Е.А.)
по делу N А55-5101/2011
по исковому заявлению муниципального предприятия городского округа Самара "Самарский метрополитен", к Самарской области, в лице Министерства управления финансами Самарской области, Российской Федерации, в лице Министерства финансов Российской Федерации, УФК по Самарской области, о взыскании 87 059 091 руб. 91 коп., с участием третьих лиц: Департамента транспорта администрации г.о. Самара, г. Самара, Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице обособленного структурного подразделения Самарский почтамт УФПС Самарской области - филиала ФГУП "Почта России", г. Самара, Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие городского округа Самара "Самарский метрополитен", г. Самара (далее - МУП "Самарский метрополитен", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском (с учетом уточнений, принятых арбитражным судом) к Самарской области, в лице Министерства управления финансами Самарской области, к Российской Федерации, в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 91 282 662 руб. 28 коп., составляющих: 28 875 029 руб. 56 коп. за счет казны Российской Федерации, 62 407 632 руб. 72 коп. за счет казны Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.07.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2011, исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации взыскано 28 251 924 руб. 90 коп., с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет казны Самарской области 62 407 632 руб. 72 коп., а также расходы по госпошлине в сумме 136 740 руб. 18 коп. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, Министерство управления финансами Самарской области и Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, дело направить на новое рассмотрение, соответственно.
По мнению заявителей кассационных жалоб, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность обжалованных судебных актов в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и заслушав представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
С принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произведена замена натуральных льгот денежными компенсациями.
Данный Федеральный закон предписывает субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии со статьями 44 и 63 указанного Закона, меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно материалам дела истец, как транспортная организация, осуществляет перевозку пассажиров г. Самары подземным электрическим транспортом общего пользования в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для муниципальных транспортных предприятий города Самары.
В обоснование заявленных требований о взыскании убытков за счет средств бюджета Самарской области и федерального бюджета, истец ссылается на постановление Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан", согласно которому с 01.03.2005 стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена в размере, не превышающем 210 руб. для: лиц, указанных в пункте 3 статьи 14, в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящего постановления; лиц, указанных в пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; лиц, указанных в части 2 статьи 16, в части 2 статьи 25, в подпунктах 1 - 10 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; лиц, указанных в статьях 2 - 7, 12 Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"; лиц, указанных в абзацах 1 - 3 пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска"; лиц, указанных в пунктах 1 - 2 статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; лиц, указанных в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; лиц, указанных в статье 1 Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий"; лиц, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР" в соответствии с Федеральным законом от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов"; лиц, получающих пенсию и не отнесенных к вышеперечисленным категориям лиц; родителей, опекунов, попечителей детей-инвалидов; лиц, сопровождающих инвалидов I группы. Для лиц, сопровождающих инвалида I группы, единый социальный проездной билет приобретается данным инвалидом.
С 1 марта 2005 года установлена стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области в пределах ежемесячной денежной выплаты с компенсацией разницы между ежемесячной денежной выплатой и ценой единого социального проездного билета в порядке, определенном Соглашением между Правительством Российской Федерации и Самарской областью, для следующих категорий граждан: военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
С 1 июля 2008 года стоимость ЕСПБ на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области для лиц, указанных в абзацах со второго по тринадцатый настоящего пункта, установлена в размере, не превышающем 270 руб. (в редакции постановления Правительства Самарской области от 12.12.2007 N 251).
Частично удовлетворяя исковые требования, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 5 статьи 790 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 соответствующего бюджета.
В материалы дела истцом представлен расчет размера убытков, основанный на разнице между стоимостью 50 поездок, исходя из тарифа, установленного постановлением администрации г.о. Самара от 16.12.2009 N 1391 "Об установлении тарифов на городских пассажирских маршрутных перевозках, осуществляемых муниципальными предприятиями пассажирского транспорта городского округа Самара" 15 руб. и стоимостью ЕСПБ. Размер убытков за спорный период 2010 г. определяет, исходя из суммы ущерба за месяц за минусом суммы денежных средств, вырученных от реализации ЕСПБ ФГУП "Почта России" и перечисленных Департаментом транспорта г.о. Самара.
Размер убытков в месяц определяет из количества полученных средств от реализации ЕСПБ стоимость 50 поездок, исходя из утвержденного тарифа и процента транспортной работы предприятия в данном месяце. Расчет выпадающих доходов в окончательной редакции произведен согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 N 9621/10, основанной на том, что расходы транспортной организации определяются исходя из числа выданных ЕСПБ, тарифа на перевозку и количества поездок по ЕСПБ.
В обоснование данного расчета истцом в материалы дела представлены: Устав, акты выполненных работ; платежные документы о перечислении истцу денежных средств; отчеты о реализации ЕСПБ; показатели транспортной работы; договор на осуществление пассажирских перевозок в г.о. Самара, заключенном между истцом и Департаментом транспорта администрации г.о. Самары от 01.01.2008 N 37-08 в редакции дополнительных соглашений к нему от 17.07.2008, от 26.01.2009, от 06.02.2010, от 09.02.2010, отчеты о реализации ЕСПБ, отчеты о перевозке пассажиров, план доходов и расходов на 2010 г., другие документы.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановление Федеральной службы государственной статистики от 09.01.2007 N 1, на которое ссылаются ответчики, касается лишь одного вида транспорта (в отличие от постановлений Росстата от 09.02.2007 N 2 и от 19.02.2007 N 9 - по пассажирскому автомобильному транспорту и трамвайно-троллейбусному транспорту), что не позволяет определить процент транспортной работы истца в структуре транспорта города.
При таких обстоятельствах судами сделан обоснованный вывод, что при отсутствии долгосрочного проездного билета, предоставляющего право на проезд всеми видами транспорта (аналогичного ЕСПБ) обоснованным может быть лишь применение расчетного метода определения расходов, основанного на среднем количестве поездок льготников в месяц на данном виде транспорта (50 поездок), в соответствии с постановлением Главы г.о. Самара от 15.12.2008 N 1079.
Пунктом 54 постановления Росстата от 19.01.2007 N 9 предусмотрено, что при продаже гражданам ЕСПБ, дающих право проезда на всех городских и пригородных маршрутах, количество поездок в месяц устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований, согласованных с органами государственной статистки, или принимается равным 50.
Согласно материалам дела, в 2010 г. в г.о. Самара ЕСПБ предоставлял право на проезд всеми видами транспорта, следовательно, при расчете расходов муниципального предприятия на перевозку льготных категорий граждан должно быть использовано количество поездок равное 50.
Принимая во внимание, что доказательств перечисления истцу денежных средств из бюджета различных уровней на компенсационные выплаты за перевозку льготной категории граждан по ЕСПБ согласно договору от 01.01.2008 N 37-08 в спорный период (из федерального - 0, регионального - 0, местного - 0) в материалы дела не представлено, суды пришли к правильным выводам о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации 28 251 924 руб. 90 коп., и с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет казны Самарской области 62 407 632 руб. 72 коп.
Следовательно, взысканию подлежит сумма исходя из расчета разницы между стоимостью 50 поездок (500 руб. в 2008 году) для граждан и стоимостью ЕСПБ.
Доводы Министерства управления финансами Самарской области о необоснованности расчета взысканных убытков направлены на переоценку доказательств по делу, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Утверждение Министерства Российской Федерации о том, что Самарская область постановлениями правительства Самарской области от 03.03.2010 N 102 и от 11.03.2009 N 88 приняла на себя расходные обязательства, то выпадающие убытки МП "Самарский метрополитен" за 2010 год должны быть взысканы полностью с Самарской области в лице ее финансового органа за счет казны Самарской области, является несостоятельным, поскольку данными постановлениями определен лишь порядок предоставления льгот гражданам, а не расходные обязательства субъекта Российской Федерации.
Остальные доводы, изложенные в кассационных жалобах, изучены судебной коллегией и отклоняются, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
Доводов, опровергающих выводы судов, кассационные жалобы не содержат.
Судебная коллегия выводы судов об удовлетворении заявленных исковых требований в указанной части находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 06.07.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2011 по делу N А55-5101/2011 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Е.П. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Размер убытков в месяц определяет из количества полученных средств от реализации ЕСПБ стоимость 50 поездок, исходя из утвержденного тарифа и процента транспортной работы предприятия в данном месяце. Расчет выпадающих доходов в окончательной редакции произведен согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 N 9621/10, основанной на том, что расходы транспортной организации определяются исходя из числа выданных ЕСПБ, тарифа на перевозку и количества поездок по ЕСПБ.
...
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановление Федеральной службы государственной статистики от 09.01.2007 N 1, на которое ссылаются ответчики, касается лишь одного вида транспорта (в отличие от постановлений Росстата от 09.02.2007 N 2 и от 19.02.2007 N 9 - по пассажирскому автомобильному транспорту и трамвайно-троллейбусному транспорту), что не позволяет определить процент транспортной работы истца в структуре транспорта города.
...
Пунктом 54 постановления Росстата от 19.01.2007 N 9 предусмотрено, что при продаже гражданам ЕСПБ, дающих право проезда на всех городских и пригородных маршрутах, количество поездок в месяц устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований, согласованных с органами государственной статистки, или принимается равным 50."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 декабря 2011 г. N Ф06-10254/11 по делу N А55-5101/2011