г. Казань |
|
28 декабря 2011 г. |
Дело N А55-7574/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Хайруллиной Ф.В., Ананьева Р.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи помощником судьи Насыровой Э.И., при участии в судебном заседании присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителя:
ответчика - Черкасовой Е.Г., доверенность от 06.12.2011 N 12-7637,
в отсутствии иных лиц, участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2011 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2011 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Бажан П.В., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-7574/2011
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконными решений, обязании совершить определенные действия, с участием третьего лица: Селимханова Нияза Фахрудиновича (ОГРНИП 304631203700028)
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель, Департамент) обратился с заявлением в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, Управление Росреестра по Самарской области), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решений об отказе в проведении государственной регистрации перехода права муниципальной собственности и государственной регистрации права собственности Селимханова Нияза Фахрудиновича на объекты недвижимого имущества: нежилое помещение, площадью 70,20 кв.м, подвал: комнаты N 14-17, 19, 68-71, 73, расположенное по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Победы, д. 93; нежилое помещение, площадью 12,60 кв.м, 1 этаж: поз. N 179, расположенное по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Победы, д. 93, об обязании ответчика произвести государственную регистрацию перехода права и права собственности Селимханова Нияза Фахрудиновича на указанные выше объекты.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Селимханов Н.Ф.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2011, требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Управление Росреестра по Самарской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, 10.12.2010 Департамент и Селимханов Н.Ф. обратились в Управление Росреестра по Самарской области с заявлениями о государственной регистрации перехода права и права собственности на объекты недвижимого имущества: нежилое помещение площадью 70,20 кв.м., подвал: комнаты N 14-17, 19, 68-71, 73; нежилое помещение площадью 12,60 кв.м, 1 этаж, поз. N 179, расположенные по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Победы, д. 93.
28 марта 2011 г. сообщениями N N 01/027/2011-452 и 01/027/2011-453 ответчик отказал в государственной регистрации перехода права и права собственности на указанные нежилые помещения на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в связи с тем, что не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Отказы мотивированы тем, что право муниципальной собственности на спорные объекты возникло с момента его государственной регистрации (24.04.2010 и 28.12.2009) в связи с чем на дату подписания договора аренды от 18.11.2003 N 002145А с Селимхановым Н.Ф. муниципальное образование - городской округ Самара не могло распоряжаться спорными объектами.
Не согласившись с принятыми решениями, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию перехода права и права собственности представлен договор купли-продажи арендуемого объекта нежилого фонда, являющегося муниципальной собственностью городского округа Самара от 04.06.2010 N 74-пр, по условиям которого Селимханов Н.Ф, приобрел в собственность вышеуказанные нежилые помещения.
Данный договор заключен на основании приказа Департамента от 07.05.2010 N 1591 "Об условиях приватизации арендуемого нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Победы, 93" и в соответствии с положениями Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ).
Исходя из положений пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ преимущественное право на приобретение арендуемого имущества предоставлено субъектам малого и среднего предпринимательства, арендующим имущество, которое находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.
На основании договора аренды нежилого помещения (здания, сооружения), являющегося муниципальной собственностью г. Самары, от 18.11.2003 N 002145А Комитетом по управлению имуществом г. Самары предоставлены Селимханову Н.Ф. во временное пользование спорные нежилые помещения общей площадью 82,40 кв.м, расположенное по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Победы, д. 93.
Право собственности муниципального образования - городской округ Самара на спорные объекты зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.04.2010 и 28.12.2009, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав серии 63-АД N 586199 и серии 63-АД N 316300.
Довод ответчика о том, что договор аренды от 18.11.2003 с Селимхановым Н.Ф. заключен неуполномоченным лицом, так как право муниципальной собственности на спорные объекты возникло лишь с момента его государственной регистрации (28.12.2009 и 24.04.2010), правомерно отклонен судебными инстанциями.
Согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности муниципального образования городского округа Самара на спорные нежилые помещения зарегистрировано на основании постановления Губернатора Самарской области от 29.05.2000 N 166 "Об объектах жилищно-коммунального хозяйства филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ - Прогресс" - Самарский завод "Прогресс", государственного научно-производственного ракетно-космического центра "ЦСКБ - Прогресс", государственного родственного предприятия "Завод имени Масленникова".
Указанным постановлением переданы в муниципальную собственность городского округа Самара объекты согласно приложениям N 1-3. В приложении N 1 к данному постановлению указан жилой дом по адресу: г. Самара, ул. Победы, 93.
Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного управления в Российской Федерации" установлено, что органы местного управления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении N 3 к указанному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются муниципальной собственностью непосредственно в силу прямого указания закона и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
В данном случае спорные объекты недвижимости являются объектами, относящимися к муниципальной собственности в соответствии с абзацем 2 пункта 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета от 27.12.1991 N 3020-1, как жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе, здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5-, 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Таким образом, спорные объекты недвижимости являются муниципальной собственностью в силу прямого указания закона, и указанное право является ранее возникшим.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
28 декабря 2009 г. и 24.04.2010 регистрирующий орган лишь подтвердил ранее возникшее право городского округа Самара на спорные объекты недвижимого имущества по желанию его правообладателя.
Следовательно, Комитет по управлению имуществом г. Самары имел полномочия по распоряжению спорными объектами в форме передачи его в аренду Селимханову Н.Ф. в 2003 году.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Тщательно проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения Управления Росреестра по Самарской области не соответствует требованиям статьи 20 Закона о регистрации, нарушают права и законные интересы заявителя в экономической деятельности, и правомерно, в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признали их незаконными.
Данные обстоятельства документально подтверждены, проверены судами обеих инстанций, что нашло отражение в обжалуемых судебных актах.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2011 по делу N А55-7574/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Ф.В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении N 3 к указанному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются муниципальной собственностью непосредственно в силу прямого указания закона и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
В данном случае спорные объекты недвижимости являются объектами, относящимися к муниципальной собственности в соответствии с абзацем 2 пункта 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета от 27.12.1991 N 3020-1, как жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе, здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5-, 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
...
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
...
Тщательно проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения Управления Росреестра по Самарской области не соответствует требованиям статьи 20 Закона о регистрации, нарушают права и законные интересы заявителя в экономической деятельности, и правомерно, в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признали их незаконными."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 декабря 2011 г. N Ф06-10847/11 по делу N А55-7574/2011