г. Казань |
|
27 декабря 2011 г. |
Дело N А55-5369/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нагимуллина И.Р.,
судей Королевой Н.Н., Александрова В.В.,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лахина Федора Анатольевича, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.07.2011 (судья Зафран Н.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011 (председательствующий судья Селиверстова Н.А., судьи: Морозов В.А., Туркин К.К.)
по делу N А55-5369/2011
по исковому заявлению Дорожного агентства Республики Коми, г. Сыктывкар Республики Коми, к индивидуальному предпринимателю Лахину Федору Анатольевичу, г. Самара (ОГРНИП 307631203600132) о взыскании 47 604 руб. 47 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Дорожное агентство Республики Коми (далее - дорожное агентство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к индивидуальному предпринимателю Лахину Федору Анатольевичу (далее - ИП Лахин Ф.А.) о взыскании 47 604 руб. 47 коп, составляющих плату в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.07.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011, заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе ИП Лахин Ф.А. просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы полагает, что арбитражным судом нарушены нормы права, а также неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В обоснование жалобы указывается, что информация о введении временного ограничения движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, а также о возможности воспользоваться объездом, отсутствовала.
Приказ Минтранса России от 27.08.2009 N 149, на который ссылается суд, на момент издания приказа от 23.03.2010 N 86 дорожного агентства, которым введено временное ограничение движения, еще не вступил в силу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, дорожное агентство приказом от 23.03.2010 N 86 в связи с сезонным снижением несущей способности автомобильных дорог в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий в весенний период ввело временное ограничение движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми транспортных средств с грузом или без груза, нагрузка на ось которых превышает допустимые значения на автомобильных дорогах с усовершенствованным типом покрытия - 6 тонн на ось.
Решением Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 24.03.2005 N 85 дорожному агентству передано и закреплено за ним на праве оперативного управления государственное имущество - сеть дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Республики Коми.
В целях осуществления весового контроля транспортных средств на территории Республики Коми созданы посты весового контроля (ПВК) на автодорогах: обход г. Сыктывкара (9 км), Сыктывкар - Ухта (314 км - пост ГИБДД), а также передвижные посты весового контроля (ППВК).
20.05.2010 в результате проведения весового контроля на ПВК автодороги: обход г. Сыктывкара (9 км), установлен факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортом "Вольво F12", с регистрационным знаком Н 670 УА 63 RUS, и прицепом "Самро", с регистрационным знаком АС 2814 63 RUS, находящимися во владении ИП Лахина Ф.А. под управлением водителя Жданова А.С, с нарушением требований нормативно-правовых актов: перевозка осуществлялась с превышением установленных предельных значений осевой массы транспортных средств.
В связи с выявленным нарушением составлен акт контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) от 20.05.2010 N 5, на основании которого произведен расчет суммы платы за провоз тяжеловесного груза в размере 45 808 руб. 22 коп.
В соответствии с разъяснениями по протяженности маршрута и обоснованием суммы иска сумма платы за провоз тяжеловесного груза по акту от 20.05.2010 N 5 составила 47 604 руб. 47 коп.
Отсутствие возмещения ответчиком суммы вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов, явилось основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934.
Согласно пункту 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Пункт 3 Правил предусматривает, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, определен постановлением Правительства Республики Коми от 14.10.2009 N 295.
Дорожное агентство создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 07.02.2005 N 16 "Об утверждении Положения о Дорожном агентстве Республики Коми" и является органом исполнительной власти Республики Коми, обеспечивающим проведение государственной политики в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности в Республике Коми и осуществляющим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Республики Коми.
Судами установлено, что в период временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми, введенного приказом дорожного агентства от 23.03.2010 N 86, ответчиком нарушены правила перевозки тяжеловесного груза, что подтверждается актом контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) от 20.05.2010 N 5.
Оценив представленные доказательства и проверив расчет платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания платы в целях компенсации ущерба.
Утверждение заявителя жалобы об отсутствии информации о введении временного ограничения движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, а также о возможности воспользоваться объездом, проверено судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонено, поскольку информация о вводимых ограничениях движения транспорта по автомобильным дорогам в связи с сезонным снижением несущей способности дорог в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий в весенний период была размещена на официальном сайте дорожного агентства www.dorkomi.ru и опубликована в официальном издании Правительства и Государственного Совета Республики Коми в газете "Республика".
Ссылка суда апелляционной инстанции на положения приказа Минтранса России от 27.08.2009 N 149 не привела к принятию незаконного решения.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.07.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011 по делу N А55-5369/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Р. Нагимуллин |
Судьи |
Н.Н. Королева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 8 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934.
Согласно пункту 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Пункт 3 Правил предусматривает, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
...
Ссылка суда апелляционной инстанции на положения приказа Минтранса России от 27.08.2009 N 149 не привела к принятию незаконного решения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 декабря 2011 г. N Ф06-11612/11 по делу N А55-5369/2011