г. Казань |
|
27 декабря 2011 г. |
Дело N А06-2896/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
истца - Пономаревой Т.В., по доверенности от 11.11.2010 N 2535,
ответчика - Меркуловой О.А., по доверенности от 16.12.2011 (б/н), Турасовой Л.А., по доверенности от 16.12.2011 (б/н),
третьего лица - Любимовой О.Н. по доверенности от 11.01.2011 N 235,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы по тарифам Астраханской области, г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 04.10.2011 (председательствующий судья Блажнов Д.Н., судьи: Бочарникова Г.Н., Сорокин Н.А.)
по делу N А06-2896/2010
по заявлению администрации муниципального образования "Ахтубинский район", г. Ахтубинск, к службе по тарифам Астраханской области, г. Астрахань, третье лицо: открытое акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания", г. Астрахань, о признании приложения N 2 постановления от 22.12.2009 N 139 незаконным и признания его недействующим с момента его принятия,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Ахтубинский район" обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Службе по тарифам Астраханской области о признании приложения N 2 постановления от 22.12.2009 N 139 "О тарифах на электрическую энергию и сбытовых надбавках, применяемых гарантирующим поставщиком ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" с изменениями, внесенными постановлением Службой по тарифам Астраханской области N 2 от 27.02.2010 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009 N 139 "О тарифах на электрическую энергию и сбытовых надбавках, применяемых гарантирующим поставщиком ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в границах зоны его деятельности" и постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 17.03.2010 N 7 "О внесении изменений в постановление Службы по тарифам Астраханской области от 27.02.2010 N 2 "О внесении изменения в постановление Службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009 N 139 "О тарифах на электрическую энергию и сбытовых надбавках, применяемых гарантирующим поставщиком ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в границах зоны его деятельности" незаконным, необоснованным и признании его недействующим с момента принятия.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 04.10.2011 признано недействующим с момента принятия, как несоответствующее Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", приложение N2 постановления Службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009 N 139 "О тарифах на электрическую энергию и сбытовых надбавках, применяемых гарантирующим поставщиком ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в границах зоны его деятельности", в том числе с изменениями, внесенными постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 27.02.2010 N 2 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009 N 139 "О тарифах на электрическую энергию и сбытовых надбавках, применяемых гарантирующим поставщиком ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в границах зоны его деятельности", и постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 17.03.2010 N 7 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 27.02.2010 N 2 "О внесении изменения в постановление службы по тарифам Астраханской области от 22.12.2009 N 139 "О тарифах на электрическую энергию и сбытовых надбавках, применяемых гарантирующим поставщиком ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в границах зоны его деятельности", в части установления сбытовой надбавки потребителям всех тарифных групп, за исключением потребителей группы "население".
В кассационной жалобе Служба по тарифам Астраханской области просит решение суда первой инстанции от 04.10.2011 отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в заседании суда объявлялся перерыв до 09 часов 30 минут 27.12.2011.
После перерыва дело рассмотрено без участия надлежащим образом извещенных сторон.
Проверив законность решения Арбитражного суда Астраханской области от 04.10.2011 в порядке статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене исходя из следующего.
22 декабря 2009 года Службой по тарифам администрации Астраханской области принято постановление N 139 "О тарифах на электрическую энергию и сбытовых надбавках, применяемых гарантирующим поставщиком ОАО "Астраханская энергосбытовая компания". В приложении N 2 данного постановления была установлена сбытовая надбавка на точку поставки гарантирующего поставщика ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в размере 6630,80 рублей.
Службой по тарифам постановлением от 27.02.2010 N 2 внесены изменения в постановление от 22.12.2009 N 139 и размер сбытовой надбавки гарантирующего поставщика ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" на точку поставки изменен и уменьшен до 3138 рублей в год.
В дальнейшем, Службой по тарифам постановлением от 17.03.2010 в указанные нормативные акты внесены изменения, в котором произвели разбивку, где сбытовая надбавка на точку поставки составила 261,50 рублей в месяц.
Несогласие с нормативными актами администрации выражено в том, что сбытовая надбавка на точку поставки гарантирующих поставщиков электрической энергии по Волгоградской, Челябинской, Ленинградской области и других областей Российской Федерации сбытовая надбавка за точку поставки составляет 0 рублей.
Как усматривается из материалов дела, между гарантирующим поставщиком ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" и абонентом администрацией муниципального образования "Ахтубинский район" подписан муниципальный контракт на поставку электроэнергии от 21.01.2010 N 913052 на срок с 01.01.2010 по 31.12.2010.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ). В статье 2 Федерального закона N 41-ФЗ предусмотрено, что государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (далее - тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую энергию и (или) их предельных уровней.
В силу статьи 6 Федерального закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным законом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным сетям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии; устанавливают сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии; устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным законом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Регулирование указанных в статье 6 Федерального закона N 41-ФЗ тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или Федеральным органом исполнительской власти в области регулирования тарифов.
Правительство Российской Федерации постановлением от 26.02.2004 N 109 утвердило Основы ценообразования, а также Правила N 109.
В пункте 7 Основ ценообразования установлено, что при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Согласно пункту 57.1 Основ ценообразования величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой тарифов.
При расчете сбытовой надбавки учитываются экономически обоснованные расходы организации, связанные с обеспечением ее предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 24.11.2006 N 302-э/5 утверждены Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии (далее - Методические указания), согласно пункту 4 которых размер сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков рассчитывается исходя из необходимости компенсации гарантирующим поставщикам расходов, связанных с регулируемой деятельностью - поставкой электрической энергии потребителям и обеспечения экономически обоснованной прибылью.
В соответствии с Методическими указаниями: размер сбытовой надбавки гарантирующего поставщика рассчитывается исходя из необходимости компенсации ему расходов, связанных с поставкой электрической энергии потребителям и обеспечения экономически обоснованной прибылью; сбытовая надбавка для юридических лиц разделяется на две ставки - ставку сбытовой надбавки за обеспечение поставки одного кВт.ч электрической энергии, которая учитывается в руб./МВ.ч. Средства, оплаченные потребителем по указанной ставке, возмещают гарантирующему поставщику расходы на поставку электрической энергии, учитываются в составе тарифа на электрическую энергию.
Методические указания не устанавливают зависимость коэффициента от экономической оптимизации деятельности участников рынка электрической энергии.
Методическими указаниями N 302-э/5 устанавливается зависимость коэффициента только от региональных особенностей структуры и объемов потребления электроэнергии.
Между тем, при проведении экспертизы по данному делу таких особенностей эксперт не установил.
Эксперт фактически проводил экспертизу экспертного заключения Службы, а не обосновывающих материалов ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", представленных для установления сбытовой надбавки. Вывод о экономической необоснованности сбытовой надбавки сделан без рассмотрения обосновывающих материалов и исходных данных
Также не указано экспертом, где и в чем ошибка Службы при расчете сбытовой надбавки, какая величина сбытовой надбавки, по мнению эксперта, должна быть.
Из вывода эксперта неясно, какие именно показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" не содержат подтверждение их экономической целесообразности.
В связи с этим принятый по делу судебный акт подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ходе которого суду следует учесть вышеизложенное, а также другие доводы кассационной жалобы и принять соответствующий нормам материального и процессуального права судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 04.10.2011 по делу N А06-2896/2010 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Сафин |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Регулирование указанных в статье 6 Федерального закона N 41-ФЗ тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или Федеральным органом исполнительской власти в области регулирования тарифов.
Правительство Российской Федерации постановлением от 26.02.2004 N 109 утвердило Основы ценообразования, а также Правила N 109.
В пункте 7 Основ ценообразования установлено, что при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Согласно пункту 57.1 Основ ценообразования величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой тарифов.
...
Приказом Федеральной службы по тарифам от 24.11.2006 N 302-э/5 утверждены Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии (далее - Методические указания), согласно пункту 4 которых размер сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков рассчитывается исходя из необходимости компенсации гарантирующим поставщикам расходов, связанных с регулируемой деятельностью - поставкой электрической энергии потребителям и обеспечения экономически обоснованной прибылью.
...
Методическими указаниями N 302-э/5 устанавливается зависимость коэффициента только от региональных особенностей структуры и объемов потребления электроэнергии."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 декабря 2011 г. N Ф06-11341/11 по делу N А06-2896/2010
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2013 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-2896/10
27.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11341/11
11.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8200/11
21.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8200/11
13.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3291/11
11.02.2011 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-2896/10