г. Казань |
|
12 января 2012 г. |
Дело N А57-1390/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Мосунова С.В., Петрова А.Л.,
при участии представителя:
истца - Сащенко С.Г., по доверенности от 06.06.2011 N 01-4/57,
в отсутствие:
заинтересованных лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12.08.2011 (судья Топоров А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2011 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи: Александрова Л.Б., Веряскина С.Г.),
по делу N А57-1390/2011
по заявлению администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, заинтересованные лица: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, г. Саратов, Государственное автономное учреждение Саратовской области "Управление пассажирских перевозок", г. Саратов, муниципальное учреждение "Транспортное управление", г. Саратов, администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области, Саратовская область, г. Энгельс, муниципальное унитарное производственное предприятие "Саратовгорэлектротранс", г. Саратов, открытое акционерное общество "Автоколонна N 40", Саратовская область, п. Пробуждение, общество с ограниченной ответственностью "Транс-Экспресс-Сервис", Саратовская область, г. Энгельс, открытое акционерное общество "Саратовский автобусный парк", г. Саратов, о признании незаконными действий, об обязании внести изменения в схемы движения автобусов межмуниципального сообщения,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация МО "Город Саратов") обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, выразившихся в отказе по принятию предложений о внесении изменений в схемы движения маршрутов регулярных межмуниципальных перевозок пассажиров, следующих по ул. Московской в направлении "Энгельс-Саратов-Энгельс", и обязании Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области внести изменения в схемы движения автобусов межмуниципального сообщения маршрутов N N 246, 274Б, 282Б, 284А, 284Б, 284К в виде переноса их движения по следующей схеме: пл. Славянская по ул. Соколовая, по ул. Вольская до ул. Кутякова, по ул. Кутякова до ул. Ст.Разина, по ул. Ст.Разина до ул. Б.Казачья, по ул. Б.Казачья до Железнодорожного вокзала (магазин Архипелаг).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.08.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2011 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, администрация МО "Город Саратов" обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность решения Арбитражного суда Саратовской области от 12.08.2011 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2011 в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, администрация МО "Город Саратов" обратилась в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области с предложением, изложенным в письме от 01.10.2010 N 01 -0208/1345, по внесению изменений в схемы движения автобусных межмуниципальных маршрутов N 246, 274Б, 282Б, 284А, 284Б, 284К путем согласования с администрацией МО "Город Саратов" в срок до 15.11.2010 новых схем движения указанных маршрутов путем переноса их движения с ул. Московской на ул. им. Кутякова И.С. и ул. Соколовую.
Письмом от 08.11.2010 N 7244 Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области отклонило вышеуказанное предложение, указав, что изменение схем движения межмуниципальных маршрутов создаст значительные неудобства для пассажиров, вызовет их справедливые жалобы и не приведет к улучшению состояния дорожного покрытия и экологической обстановки, в связи с незначительной долей автобусов межмуниципального сообщения в общем потоке.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения администрации МО "Город Саратов" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанций указали на отсутствие нарушений Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области при рассмотрении предложений администрации МО "Город Саратов" в письме от 01.10.2010 N 01-02-08/1345 требований действующего законодательства, а также прав и законных интересов последнего.
Согласно статье 198 АПК РФ органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения заявления о признании недействительными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в силу норм процессуального закона необходимо одновременное наступление двух условий: не соответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемое действие (бездействие) должно нарушать права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 30.10.2009 N 540-П (далее - Положение) Министерство осуществляет организацию транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении, функции в сфере управления и развития дорожного комплекса области, а также финансирование расходов по производству работ в дорожном комплексе.
В соответствии с пунктом 10 указанного Положения основными функциями, необходимыми для реализации Министерством возложенных задач, являются осуществление в пределах своей компетенции открытия, изменения, закрытия автобусных маршрутов регулярных перевозок пригородных и межмуниципальных перевозок.
Отношения в сфере организации обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом пригородного и межмуниципального сообщения на территории Саратовской области урегулированы Законом Саратовской области от 07.03.2006 N 22-ЗСО "Об организации обслуживания населения пассажирским транспортом на территории Саратовской области" (далее - Закон Саратовской области N 22-ЗСО).
Согласно статье 4 Закона Саратовской области N 22-ЗСО открытие, закрытие, изменение маршрутов регулярных перевозок пригородных и межмуниципальных перевозок производятся с учетом предложений граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления, перевозчиков органом исполнительной власти области по управлению транспортом.
Пунктом 3 статьи 4 Закона Саратовской области N 22-ЗСО закреплены условия для принятия решения об открытии (изменении, закрытии) маршрута регулярных перевозок.
При открытии вышеуказанных маршрутов данные условия были приняты во внимание и учтены.
Судами первой и апелляционной инстанций сделан обоснованный вывод о том, что, пункт 7 статьи 4 Закона Саратовской области N 22-ЗСО, на которую ссылается администрация МО "Город Саратов", предусматривает, что схема, расписание движения транспортных средств, размещение остановочных пунктов на маршрутах регулярных перевозок определяются организатором перевозок с учетом мнений органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых маршрутом предусмотрена посадка-высадка пассажиров, однако не содержит требования об обязательном согласовании схем движения маршрутов с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что положения приказа Минтранса РСФСР от 31.12.1981 N 200 "Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте", на который ссылается администрация МО "Город Саратов" в обоснование своих требований, не содержит обязательного принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложений органов местного самоуправления о внесении изменений в схемы движения автобусных межмуниципальных маршрутов.
Кроме того, предметом судебного разбирательства являлись действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, выразившиеся в отказе по принятию предложений администрации МО "Город Саратов" о внесении изменений в схемы движения маршрутов регулярных межмуниципальных перевозок пассажиров, а не действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области по установлению существующих схем движения спорных маршрутов.
Таким образом, указанные доводы кассационной жалобы не являлись предметом судебного разбирательства в судах первой и апелляционной инстанций, и не являются обоснованными.
Согласно материалам дела, администрацией МО "Город Саратов" не представлено доказательств не соответствия отказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области в принятии предложений о внесении изменений в схемы движения автобусных межмуниципальных маршрутов требованиям действующего законодательства и нарушения таким отказом его прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 12.08.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2011 по делу N А57-1390/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Сафин |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 4 Закона Саратовской области N 22-ЗСО открытие, закрытие, изменение маршрутов регулярных перевозок пригородных и межмуниципальных перевозок производятся с учетом предложений граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления, перевозчиков органом исполнительной власти области по управлению транспортом.
Пунктом 3 статьи 4 Закона Саратовской области N 22-ЗСО закреплены условия для принятия решения об открытии (изменении, закрытии) маршрута регулярных перевозок.
...
Судами первой и апелляционной инстанций сделан обоснованный вывод о том, что, пункт 7 статьи 4 Закона Саратовской области N 22-ЗСО, на которую ссылается администрация МО "Город Саратов", предусматривает, что схема, расписание движения транспортных средств, размещение остановочных пунктов на маршрутах регулярных перевозок определяются организатором перевозок с учетом мнений органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых маршрутом предусмотрена посадка-высадка пассажиров, однако не содержит требования об обязательном согласовании схем движения маршрутов с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что положения приказа Минтранса РСФСР от 31.12.1981 N 200 "Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте", на который ссылается администрация МО "Город Саратов" в обоснование своих требований, не содержит обязательного принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложений органов местного самоуправления о внесении изменений в схемы движения автобусных межмуниципальных маршрутов."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 января 2012 г. N Ф06-11958/11 по делу N А57-1390/2011