г. Казань |
|
17 января 2012 г. |
Дело N А65-6960/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Медведева В.И., доверенность от 24.05.2011 N 446,
ответчика - Замалеева А.И. (государственный инспектор, доверенность от 30.12.2011 N АГ-02/17426),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Совета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, с. Пестрецы,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2011 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Филиппова Е.Г., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-6960/2011
по заявлению Совета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, с. Пестрецы, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, об оспаривании решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Совет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан (далее - Совет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган) по делу от 26.01.2011 N 06-487/2010.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Совет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, оснований для их отмены не находит.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказами Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Татарстан от 16.07.2010 N 341-пр, от 19.08.2010 N 396-пр антимонопольным органом в период с 19.07.2010 по 17.09.2010 проведено внеплановое контрольное мероприятие по соблюдению антимонопольного законодательства Палатой имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.
В ходе внепланового контрольного мероприятия было изучено Положение о Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района (далее - Палата), в соответствии с пунктом 3.1 которого, Палата осуществляет в установленном порядке управление, владение и распоряжение муниципальным имуществом. Также были изучены документы, регламентирующие порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с решением Совета от 29.12.2009 N 54 утверждено Положение о порядке предоставления находящихся на территории Пестречинского муниципального района земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - Положение).
Пунктом 1.1 Положения регулируется порядок предоставления находящихся на территории Пестречинского муниципального района земельных участков для целей, не связанных со строительством, определяется процедура и критерии предоставления таких земельных участков, порядок рассмотрения заявлений, утверждения схемы расположения границ на кадастровом плане, осуществления государственного кадастрового учета, принятия решения, заключения купли-продажи или аренды.
Между тем, как обоснованно отмечено судебными инстанциями, данное Положение не соответствует части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно не содержит процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Усмотрев в данном факте нарушение антимонопольного законодательства, антимонопольный орган 26.01.2011 принял решение по делу N 06-487/2010, которым признал действие (бездействие) Совета нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в не соответствии положения о порядке предоставления находящихся на территории Пестречинского муниципального района земельных участков для целей, не связанных со строительством части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании указанного решения антимонопольным органом Совету выдано предписание по делу N 06-487/2010 от 26.01.2011, в соответствии с которым Совету предписано в срок до 01.03.2011 устранить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно привести Положение о порядке предоставления находящихся на территории Пестречинского муниципального района земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Совета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 29.12.2009 N 52, в соответствие с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Совет не согласился решением и предписанием антимонопольного органа, обратился с заявлением в арбитражный суд, судебными актами которого в удовлетворении заявленных требований отказано.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Как видно из материалов дела, согласно части 1 статьи 23 Устава Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Совет района является постоянно действующим коллегиальным представительным органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 19 статьи 29 Устава в компетенции совета района находятся определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности района, в том числе порядка и условий приватизации в соответствии с федеральными законами; определение перечня видов муниципального имущества, отчуждение которого осуществляется по согласованию или после утверждения Советом района.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о местном самоуправлении, муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1.3 Положение направлено на обеспечение управления и распоряжения земельными участками в Пестречинском муниципальном районе на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур их предоставления, достижение рационального и наиболее эффективного использования земель в Пестречинском муниципальном районе в условиях рыночных отношений, равноправного развития различных субъектов хозяйствования, привлечение инвестиций. Положение разработано в целях координации деятельности по предоставлению земельных участков и оформлению прав на земельные участки.
Согласно пункту 1.4 Положения, для целей, не связанных со строительством, земельные участки могут быть предоставлены для размещения стационарных объектов мелкорозничной сети, размещения стоянок автомобильного транспорта, для размещения некапитальных сооружений, не относящи хся к объектам мелкорозничной сети (каркасные конструкции, модули и т.п.), а также открытых складов, для целей складирования грунта, нерудных материалов и т.п., для размещения металлических гаражей, для благоустройства территории, присоединения земельного участка к смежному земельному участку, других не связанных со строительством целей.
В соответствии с пунктом 2.6 Положения Палата в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату, а в случае, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации бесплатно, либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Правомерен вывод антимонопольного органа о том, что в Положении не оговорена процедура принятия решения проведения торгов в случае поступления двух и более заявок на один земельный участок, а также процедура проведения торгов, без предварительной публикации. В Положении также не оговорена возможность заключения договора с единственным участником торгов.
Положение содержит порядок предоставления земельных участков, не связанных со строительством, аналогичный частям 2-6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако в частях 2-6 данной статьи содержатся нормы об общем порядке предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством объектов.
Нормы статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации направлены на обеспечение прав и интересов граждан при предоставлении им земельных участков из государственной либо муниципальной собственности. Одно из основных требований при этом - разработка и принятие органами государственной власти или местного самоуправления специальных актов, устанавливающих процедуру и критерии предоставления таких земельных участков.
В качестве одного из основных условий законности предоставления земельных участков на основании статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении участков, а также условие предоставления достаточно полной и достоверной информации.
В тоже время, Положение не содержит процедуры и критериев предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, что в совокупности приводит и ли может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.
Судами сделан правильный вывод о том, что действие Совета, выразившиеся в несоответствии Положения о порядке предоставления находящихся на территории Пестречинского муниципального района земельных участков для целей, не связанных со строительством, приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Фз "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
При таких обстоятельствах, действие (бездействия) Совета привело к нарушению части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Оспаривая решение и предписание, Совет указал, что проведение торгов в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации не требуется, а в случае поступления двух и более заявок на один и тот же земельный участок, орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений утвердит и выдаст всем заявителям схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Предоставления земельного участка будет осуществляться в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, тому заявителю, который поставит на кадастровый учет, данный земельный участок, так как пройти кадастровый учет возможно только одному заявителю, который первым подаст заявку на кадастровый учет.
Между тем, как обоснованно отмечено судебными инстанциями, данные доводы не соответствуют принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков, закрепленных в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Соревновательная система, введенная Советом Пестречинского муниципального района Республики Татарстан в получении земельных участков, противоречит принципами эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, действие (бездействие) Совета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, выразившиеся в несоответствии Положения о порядке предоставления находящихся на территории Пестречинского муницип ального района земельных участков для целей, не связанных со строительством части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, обоснованно признано антимонопольным органом нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах судами сделан правильный вывод, что оспариваемое решение и предписание антимонопольного органа соответствует закону и оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 по делу N А65-6960/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оспаривая решение и предписание, Совет указал, что проведение торгов в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации не требуется, а в случае поступления двух и более заявок на один и тот же земельный участок, орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений утвердит и выдаст всем заявителям схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Предоставления земельного участка будет осуществляться в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, тому заявителю, который поставит на кадастровый учет, данный земельный участок, так как пройти кадастровый учет возможно только одному заявителю, который первым подаст заявку на кадастровый учет.
Между тем, как обоснованно отмечено судебными инстанциями, данные доводы не соответствуют принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков, закрепленных в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Соревновательная система, введенная Советом Пестречинского муниципального района Республики Татарстан в получении земельных участков, противоречит принципами эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, действие (бездействие) Совета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, выразившиеся в несоответствии Положения о порядке предоставления находящихся на территории Пестречинского муницип ального района земельных участков для целей, не связанных со строительством части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, обоснованно признано антимонопольным органом нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 января 2012 г. N Ф06-11829/11 по делу N А65-6960/2011