г. Казань |
|
31 января 2012 г. |
Дело N А57-858/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нафиковой Р.А.,
судей Гарифуллиной К.Р., Коноплевой М.В.,
при участии представителей:
истца - Кузьменкова А.А. (доверенность от 09.11.2011, N 215),
ответчика - Сердюкова С.Г. (доверенность от 06.10.2011, N 59),
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Приволжский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД", г. Саратов
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2011 (председательствующий судья Бирченко А.Н., судьи Клочкова Н.А., Никитин А.Ю.)
по делу N А57-858/2011
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Приволжский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД", г. Саратов (ИНН 6454078471, ОГРН 1066400004593) к обществу с ограниченной ответственностью "Энгельсское отделение Волгоградпромжелдортранс" (ИНН 6449011168, ОГРН 1026401976831) о взыскании суммы в размере 130 931,56 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 4 927,95 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "РЖД" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Энгельсское отделение Волгоградпромжелдортранс" (далее - ООО "Энгельсское "ОПЖТ", ответчик) о взыскании суммы в размере 130 931,56 руб., из которых 44 731,56 руб. сумма платы за пользование вагонами, 86 200 руб. штраф за задержку вагонов.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08.08.2011 исковые требования удовлетворены в части. С ООО "Энгельсское "ОПЖТ" в пользу ОАО "РЖД" взыскана задолженность 93 905,77 руб. В остальной части отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2011 решение суда от 08.08.2011 отменено и в удовлетворении иска в указанной части отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, истец просит постановление апелляционного суда от 18.10.2011 отменить, решение суда от 08.08.2011 оставить в силе, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Представитель ответчика просил оставить судебный акт без изменения.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, судебная коллегия считает его подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что 21.06.2008 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Энгельсское "ОПЖТ" (владелец) был заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Энгельсское "ОПЖТ" по станции разъезда 3 км Приволжской железной дороги-филиала ОАО "РЖД", согласно которому перевозчик осуществляет услуги по подаче вагонов владельцу железнодорожного пути необщего пользования.
Пунктом 15 договора предусмотрена стоимость услуг и порядок расчетов.
В рамках заключенного договора истец оказал ответчику услуги по подаче и уборке вагонов на железнодорожный путь необщего пользования: по ведомостям подачи и уборки вагонов.
По ведомостям подачи и уборки вагонов от 15.06.2009 N 000193, за период с 13.08.2009 по 15.08.2009 N 000257, за период с 10.08.2009 по 18.08.2009 N 000260, от 15.09.2009 N 000289, от 09.10.2009 N 000313, за период с 23.10.2009 по 26.10.2009 N 000332, за период с 15.01.2010 по 03.02.2010 N 000035 ответчику ООО "Энгельсское "ОПЖТ" были начислены суммы платы за пользование вагонами, а также штрафные санкции. Данные суммы были взысканы с ответчика.
По результатам ревизионно-финансовой проверки на ст.Покровск Приволжской железной дороги-филиала ОАО "РЖД", проведенной в период с 19.01.2010 по 24.02.2010, были дополнительно выявлены суммы недоборов по перечисленным выше ведомостям подачи и уборки вагонов на общую сумму 37 918,69 руб., из которых 21 600 руб. составляют штрафные санкции и 16 318,69 руб. - плата за пользование вагонами.
Отказ ответчика от оплаты обусловлен пропуском срока исковой давности, а также тем обстоятельством, что в спорный период сложились неблагоприятные погодные условия-снегопад, в силу которого невозможно было своевременно очистить железнодорожные пути, кроме того, очистка от снега должна была производиться ОАО "РЖД".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском, о взыскании задолженности в размере 130 931,56 руб., из которых сумма платы за пользование вагонами 44 731,56 руб., сумма штрафа за задержку вагонов 86 200 руб.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
ООО "Энгельсское "ОПЖТ" является владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции разъезд 3 км через стрелочные переводы N 10, 29.
В обоснование неблагоприятных погодных условий, ответчиком представлена справка Федерального государственного учреждения "Саратовский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 08.06.2011 N 273, согласно которой в период с 16.02.2010 по 18.02.2010 в г. Энгельсе Саратовской области по данным наблюдений ближайшей метеостанции Саратов-Южный г. Саратова, количество выпавших осадков на 16.02.2010 составило 15 мм, на 17.02.2010 - 4,3 мм.
При этом судом правомерно не приняты во внимание доводы ответчика относительно неблагоприятных погодных условий сложившихся в спорный период и отсутствию его вины в своевременной очистке от снега железнодорожных путей и предотвращении задержки вагонов.
Согласно пункту 1.4 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования владельцы и пользователи железнодорожных путей необщего пользования обязаны производить очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.
В силу статьи 2 Устава железнодорожного транспорта владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования.
Так как владельцем и пользователем железнодорожного пути необщего пользования является ООО "Энгельсское "ОПЖТ", то именно на нем лежит обязанность очищать железнодорожный путь необщего пользования от наледи и снега.
Более того в силу статьи 29 Устава железнодорожного транспорта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.
Между тем, какого либо указания уполномоченного органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта об установлении срока прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов не было.
Поэтому наличие справки Федерального государственного учреждения "Саратовский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" не освобождает владельца пути необщего пользования от обязанности по своевременной очистке железнодорожного пути от снега.
В силу пункта 6 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика назначением на станция Заводская на железнодорожные пути N 2, 3, 4, 6 станции разъезда 3 км, а назначением на ветку МО-1-на железнодорожные выставочные пути N 2, 3, 4. дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца.
В соответствии с памятками приемосдатчика N 405 на подачу вагонов и N 429 на уборку вагонов, вагоны N 61825287, 67722943, 63085476, 67713420, 63410336, 64105935, 64518418, 67828616,64357536, 67819284, 66424565, 67690248, 66000316, 67504266, 61716825, 67308346, 65160350, 67864058, 62578935 находились на железнодорожных путях необщего пользования ООО "Энгельсское "ОПЖТ" с 19час. 20 мин. 16.02.2010 по 02час. 10 мин. 19.02.2010.
В части 6 статьи 62 Устава установлено время, по истечении которого за задержку вагонов контейнеров, принадлежащих перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут ответственность перед перевозчиком в соответствии со статьей 99 Устава. В ней четко определен порядок, за нарушение которого грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных пулей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования конкретизируют этот порядок и устанавливают, что время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика (пункт 4.3 Правил).
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим, от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Факт оказания ОАО "РЖД" услуг по вышеуказанному договору подтвержден материалами дела и не оспаривается сторонами.
Поэтому суд первой инстанции с учетом применения специального срока исковой давности в силу пункта 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 126 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации частично взыскал с ответчика задолженность за пользование вагонами в размере 29 305,77 руб. и штрафные санкции 64 600 руб.
В силу вышеизложенных обстоятельств суд отменяет судебный акт Двенадцатого арбитражного апелляционного суда и оставляет в силе решение суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2011 по делу N А57-858/2011 отменить.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 08.08.2011 за указанным номером оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.А. Нафикова |
Судьи |
К.Р. Гарифуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 6 статьи 62 Устава установлено время, по истечении которого за задержку вагонов контейнеров, принадлежащих перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут ответственность перед перевозчиком в соответствии со статьей 99 Устава. В ней четко определен порядок, за нарушение которого грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных пулей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику.
...
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим, от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Факт оказания ОАО "РЖД" услуг по вышеуказанному договору подтвержден материалами дела и не оспаривается сторонами.
Поэтому суд первой инстанции с учетом применения специального срока исковой давности в силу пункта 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 126 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации частично взыскал с ответчика задолженность за пользование вагонами в размере 29 305,77 руб. и штрафные санкции 64 600 руб.
В силу вышеизложенных обстоятельств суд отменяет судебный акт Двенадцатого арбитражного апелляционного суда и оставляет в силе решение суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 января 2012 г. N Ф06-12191/11 по делу N А57-858/2011