г. Саратов |
Дело N А57-858/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.10.2011.
Полный текст постановления изготовлен 18.10.2011
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бирченко А.Н.,
судей Клочковой Н.А., Никитина А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анисимовой Л.С.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Павленко И.И., доверенность N 431 от 11.11.2009,
от ответчика - Комендантова К.Ю., доверенность от 24.05.2011
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энгельсское отделение Волгоградпромжелдортранс" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 августа 2011 года по делу N А57-858/2011, судья Волкова М.А. по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Приволжский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к обществу с ограниченной ответственностью "Энгельсское отделение Волгоградпромжелдортранс" (далее - ООО "Энгельсское "ОПЖТ") о взыскании суммы в размере 130 931, 56 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 4 927, 95 руб.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось ОАО "РЖД" с исковым заявлением к ООО "Энгельсское "ОПЖТ" о взыскании суммы в размере 130931 руб. 56 коп., из которых 44731 руб. 56 коп.-сумма платы за пользование вагонами, 86200 руб.-штраф за задержку вагонов. расходы по оплате государственной пошлины 4927 руб. 95 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08 августа 2011 года по делу N А57-858/2011 с ООО "Энгельсское "ОПЖТ" в пользу ОАО "РЖД" взыскана задолженность 93905 руб. 77 коп., расходы по оплате государственной пошлины 3 756 руб. 77 коп. В остальной части отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Энгельсское "ОПЖТ" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 августа 2011 года по делу N А57-858/2011 отменить в части взыскания задолженности в размере 93905 руб. 77 коп.
Заявитель жалобы считает, что суд первой инстанции необоснованно не учел, что тяжелая ледовая обстановка, снежные заносы на путях, препятствующие осуществлению движения состава, являются следствием непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при указанных условиях обстоятельствах, при которых владелец освобождается от платы за пользование вагонами и от начисления штрафных санкций.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить в части, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца не возражает против пересмотра судебного акта в части, возражает против доводов апелляционной жалобы, поддерживает отзыв, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика заявил ходатайство приобщении к материала м дела справки N 1132 от 11.10.2011, выданной "Саратовским областным центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", согласно которой за сутки с 16.02.2010 выпала декадная норма снега.
Арбитражный апелляционный суд в порядке 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел заявленное ходатайство и отказал в его удовлетворении, поскольку указанный документ не представлялся в суд первой инстанции, а на л.д.125,т.1 имеется справка ФГУ "Саратовский ЦГМС" от 08.06.2011 N 273.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений против поверки судебного акта в части, арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства в их взаимной связи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит основания для отмены принятого судебного акта в обжалуемой части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21 июня 2008 года между ОАО "РЖД" (Перевозчик) и ООО "Энгельское отделение Волгоградпромжелдортранс" (Владелец) был заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования путь ООО "Энгельсское "ОПЖТ" по станции Разъезда 3 км Приволжской железной дороги-филиала ОАО "РЖД", согласно которому Перевозчик осуществляет услуги по подаче вагонов владельцу железнодорожного пути необщего пользования.
21.06.2008 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Энгельсское "ОПЖТ" (владелец) заключен договор N 4/116 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Разъезд 3-й километр.
Соглашением от 13.04.2009 к указанному договору ОАО "РЖД" ("перевозчик") подало в 19 ч. 20 мин. 16.02.2010 на подъездной путь ООО "Энгельсское "ОПЖТ" вагоны N N 61825287, 67722943, 63085476, 67713420, 63410336, 64105935, 64518418, 67828616,64357536, 67819284, 66424565, 67690248, 66000316, 67504266, 61716825, 67308346, 65160350, 67864058, 62578935 для грузополучателя ЗАО "Автогрейд" на выгрузку щебня.
В соответствии с указанным договором ООО "Энгельсское "ОПЖТ" является владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Разъезд 3 км через стрелочные переводы N N 10, 29.
Согласно условиям пункта 6 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика назначением на ст. Заводская на железнодорожные пути N N 2,3,4,6 станции разъезд 3 км, а назначением на ветку МО-1 - на железнодорожные выставочные пути N N 2,3 и IV. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца.
Представитель ООО "Энгельсское "ОПЖТ" отказался принимать вагоны, прибывшие в адрес ЗАО "Автогрейд" и подписывать памятки приемосдатчика N 405 на подачу вагонов 16.02.2010 г.. из-за того, что ветка МО-1 от елки N 10 до фронтов погрузки-выгрузки не была очищена от снега и наледи.
В соответствии с пунктом 1.4 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования владельцы и пользователи железнодорожных путей необщего пользования обязаны производить очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.
Как следует из статьи 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования.
Согласно пунктам 2,3 договора N 4/116 от 21.06.2008 на эксплуатацию елезнодорожного пути необщего пользования знаки "Граница железнодорожного подъездного пути" устанавливаются у предельного столбика стрелочного перевода N 29 и у переднего сты ка рамного рельса сбрасывающей стрелки N 10. Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 67 430,7 м, из которых 10 230,0 м (ветка МО-1) принадлежат "Перевозчику", но находятся согласно указанному договору в пользовании у ООО "Энгельсское "ОПЖТ".
Поскольку в соответствии с договором N 4/116 от 21.06.2008 владельцем и пользователем железнодорожного пути необщего пользования является ООО "Энгельсское "ОПЖТ", именно на нем лежит обязанность очищать железнодорожный путь необщего пользования от наледи и снега.
Согласно статье 62 Устава владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, которая исчисляется с момента передачи вагонов владельцам, железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.
В соответствии со статьями 39, 62 Устава железнодорожного транспорта РФ и на основании пункта 15 договора N 4/116 от 21.06.2008 "Владелец" обязан уплатить Перевозчику" плату за пользование вагонами по условиям Тарифного руководства N 2.
В соответствии с пунктом 11 договора N 4/116 и с учетом изменений, внесенных соглашением от 06.10.2009 г.. к указанному договору, единый технологический срок оборота для всех вагонов установлен продолжительностью 14.00 часов. Неоплачиваемое, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки контрагентов и уборкой вагонов с этих мест локомотивом "Владельца" продолжительностью 11 часов установлено пунктом 12 вышеуказанного договора.
В части 6 статьи 62 Устава установлено время, но истечении которого за задержку вагонов контейнеров, принадлежащих перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут ответственность перед перевозчиком в соответствии со ст. 99 Устава. В ней четко определен порядок, за нарушение которого грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных пулей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность за задержку вагонов, принадлежащих перевозчи ку.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования конкретизируют этот порядок и устанавливают, что время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика (п. 4.3 Правил).
В соответствии с памятками приемосдатчика N 405 на подачу вагонов и N 429 на уборку вагонов, выгоны NN61825287, 67722943, 63085476, 67713420, 63410336, 64105935, 64518418, 67828616,64357536, 67819284, 66424565, 67690248, 66000316, 67504266, 61716825, 67308346, 65160350, 67864058, 62578935 находились на железнодорожных путях общего пользования ООО "Энгельсское "ОПЖТ" с 19 ч. 20 мин. 16.02.2010 по 02 ч. 10 мин. 19.02.2010.
Согласно письменному уведомлению ООО "Энгельсское "ОПЖТ" от 19.02.2010 о готовности вагонов к уборке и памятке N 429 на уборку вагонов, вагоны были убраны перевозчиком с выставочного пути в 02 ч. 10 мин. 19.02.2010.
В соответствии с памяткой приемосдатчика N 429 по ведомости подачи и уборки вагонов N000056 за период с 16.02.2010 по 19.02.2010 начислены суммы платы за пользование в течение 27 часов указанными вагонами в размере 24 078 руб. 70 коп. (без НДС) и штрафа за задержку вагонов на 17 часов на путях необщего пользования в размере 64 600 руб.
В судебном заседании представитель истца пояснил, что сумма платы за пользование вагонами по ведомости подачи и уборки вагонов N 000056 составляет 24 078 руб. 70 коп. (без НДС), ко взысканию заявлена сумма в размере 28 412 руб. 87 коп. с учетом НДС.
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ предусмотрено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим, от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, Оплачиваемое время за пользование вагонами, погрузка грузов в которые и выгрузка грузов из которых в местах общего пользования и в расположенных на железнодорожных станциях местах необщего пользования обеспечивается грузоотправителями, грузополучателями, 1 исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки, выгрузки до момента получения перевозчиком от грузополучателей, грузоотправителей уведомлений о готовности вагонов к уборке.
Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции пришел к выводу, что факт оказания ОАО "РЖД" услуг по договору подтвержден материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Однако суд первой инстанции не принял во внимание доводы ответчика относительно неблагоприятных погодных условий сложившихся в спорный период и отсутствие вины ответчика и не дал оценку доказательствам, свидетельствуюшщим о погодных условиях в спорном периоде.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Факт неблагоприятных погодных условий подтверждается справкой Федерального государственного учреждения "Саратовский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 08.06.2011 N 273, согласно которой в период с 16.02.2010 по 18.02.2010 в г. Энгельсе Саратовской области по данным наблюдения ближайшей метеостанции Саратов-Южный г. Саратова, количество выпавших осадков на 16.02.2010 составляет 15 мм, количество выпавших осадков на 17.02.2010 составляло 4,3 мм, таким образом, за сутки 16.02.2010 выпало 115% декадной нормы осадков.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что 18.02.2010 осуществлялась очистка железнодорожного пути и 19.02.2010 вагоны были убраны перевозчиком с выставочного пути.
Учитывая наличие погодных условий, когда за один день 16.02.2010 выпало 115% декадной нормы осадков и требований ст. 401 ГК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о невозможности своевременно осуществить очистку железнодорожных путей и предотвратить задержку железнодорожных вагонов под грузовыми операциями по спорной отправке.
В соответствии со статьёй 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания обстоятельств, на которых основаны заявленные требования, лежит на истце.
Таким образом, неблагоприятные метеоусловия, наличие которых подтверждается представленными ответчиком документами, являются для ООО "Энгельсское "ОПЖТ" обстоятельствами освобождающими его от платы за пользование вагонами и оплаты штрафа.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части следует отменить, в удовлетворении исковых требований в указанной части следует отказать.
При принятии решения суд первой инстанции не полно выяснил обстоятельства имеющих значение для дела.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 августа 2011 года по делу N А57-858/2011 в обжалуемой части отменить и в удовлетворении иска в указанной части отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Приволжский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энгельсское отделение Волгоградпромжелдортранс" г. Энгельс Саратовской области 2 000 руб. расходы по госпошлине по апелляционной жалобе.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Энгельсское отделение Волгоградпромжелдортранс" из Федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченную госпошлину в сумме 463 руб. 98 коп., уплаченную по платежному поручению N 1479 от 2.09.2011 (подлинник находится в материалах дела N А57-858/2011).
Поручить Арбитражному суду Саратовской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Саратовской области.
Пре Председательствующий
А. Н. Бирченко
Судьи
Н.А. Клочкова
А.Ю. Никитин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-858/2011
Истец: ОАО "РЖД", Приволжский территориальный центр фимренного транспортного обслуживания-структурное подразделение Центра фирменного транспортного обслуживания-филиала ОАО "РЖД"
Ответчик: ООО "Энгельсское отделение Волгоградпрожелдортранс"