г. Казань |
|
23 января 2012 г. |
Дело N А55-25799/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "РиКО" - Давидян Ю.С., доверенность от 24.11.2011,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, город Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.04.2011 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-25799/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РиКО", город Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, город Самара, о признании незаконными действий, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РиКО" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) о признании незаконными действий, заключающихся в возврате пакета документов по заявлению общества о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, находящегося в государственной собственности, кадастровый номер 63:01:0706002:563, площадью 12662,75 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Георгия Димитрова/ул. Солнечная, б/н и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.04.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011, требования удовлетворены.
Министерство, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, судами при принятии решения не дано должной правовой оценки обстоятельствам дела.
Представитель общества в своем выступлении в суде кассационной инстанции, отзыве на жалобу просил в удовлетворении жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Министерство, о времени и месте слушания жалобы извещено надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечило.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
30.09.2010 общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в собственность заявителя за выкуп земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0706002:563, площадью 12662,75 кв.м, находящегося в государственной собственности, расположенного по вышеуказанному адресу.
28.10.2010 министерство вернуло заявителю представленный пакет документов в связи с его несоответствием установленным требованиям.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования общества, исходили из следующего.
Общество является собственником объекта недвижимого имущества сооружение открытая автомобильная стоянка, литера А,б,I,II,III площадью 12 662,70 кв.м, кадастровый номер 63:01:0000000:0:21176, расположенного по вышеуказанному адресу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АЕ от 24.06.2010 N 023438.
На данное сооружение имеется кадастровый паспорт сооружения от 17.04.2009 также технический паспорт от 19.12.2008, которые подтверждают состав объекта недвижимости, в том числе нахождение в нем зданий и сооружений.
Указанное недвижимое имущество располагается на земельном участке площадью 12 662,75 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0706002:563.
Возвращая заявление министерство указывало на то, что пакет документов общества не соответствует установленным требованиям пункта 2.3 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - порядок) требованиям по форме и содержанию, так же в пакете документов отсутствуют сведения о предоставлении земельных участков, расположенных по вышеуказанному адресу, выданные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - управление).
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению, устанавливается федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок (далее - Перечень).
Суды верно указали, что в силу абзаца 2 пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" утвержден Порядок предоставления земельных участков.
Согласно пункту 2.1. Порядка юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к Порядку, к заявлению прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к Порядку.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Таким образом, министерство, получив заявление от 30.09.2010, не позднее следующего дня должно было его проверить на соответствие установленным требованиям.
Согласно листу сопровождения у министерства были замечания к заявлению. Однако заявление и приложенные к нему документы не были возвращены обществу в установленный Порядком срок.
Также обществом 21.10.2010 посредством почтового отправления в адрес министерства направлено письмо управления от 08.10.2010 N 20079, которое поступило на почтовое отделение министерства на следующий день 22.10.2010. Зарегистрировано заявление в министерстве 03.11.2010.
Суды двух инстанций сделали правильный вывод о том, что направленный заявителем в министерство для приобщения документ поступил на почтовое отделение министерства за 6 дней до возврата заявителю документов, однако, министерством данный документ был получен только через 12 дней после поступления документа на почтовое отделение министерства, что подтверждает добросовестность и правомерность действий общества, направленных на своевременное поступление документов в адрес министерства для принятия последним в предусмотренный законом срок соответствующего решения.
Министерство вправе возвратить заявителю представленный пакет документов лишь только в том случае, если заявление и приложенные к нему документы не соответствуют установленным пунктами 2.1 и 2.2 Порядка требованиям по форме и содержанию.
Отсутствие у министерства необходимой информации об испрашиваемом земельном участке, не может являться основанием для возврата пакета документов, а является основанием для подготовки и направления соответствующего запроса в орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с п. 2.4 Порядка.
Судами сделан правильный вывод о том, что действия министерства не соответствуют требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что препятствует реализации обществом исключительного права на выкуп земельного участка.
Вывод судов соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 N 13258/09.
В кассационной жалобе доводов, опровергающих выводы судов, не содержится.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01.04.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 по делу N А55-25799/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
...
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок (далее - Перечень).
Суды верно указали, что в силу абзаца 2 пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" утвержден Порядок предоставления земельных участков.
...
Судами сделан правильный вывод о том, что действия министерства не соответствуют требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что препятствует реализации обществом исключительного права на выкуп земельного участка.
Вывод судов соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 N 13258/09."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 января 2012 г. N Ф06-12328/11 по делу N А55-25799/2010