г. Казань |
|
24 января 2012 г. |
Дело N А55-3165/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Мосунова С.В., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Явкина А.В. (доверенность от 29.09.2009),
ответчика - Первушиной Н.И. (доверенность от 28.12.011 N 456),
третьего лица - Анипченко Н.А. (доверенность от 16.12.2011 N 28-07/110),
в отсутствие иных третьих лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2011 (судья Шаруева Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011 (председательствующий судья Радушева О.Н., судьи Липкинд Е.Я., Серова Е.А.)
по делу N А55-3165/2011
по исковому заявлению муниципального предприятия городского округа Тольятти "Тольяттинское троллейбусное управление" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области о взыскании 10 146 471 руб. ущерба, вызванного перевозкой льготников по единому социальному проездному билету и социальной карте жителя Самарской области за второе полугодие 2011 года, с участием третьих лиц: Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, Мэрии городского округа Тольятти, федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой службы Самарской области - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие городского округа Тольятти "Тольяттинское троллейбусное управление" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области о взыскании 10 146 471 руб. ущерба, вызванного перевозкой льготников по единому социальному проездному билету и социальной карте жителя Самарской области за второе полугодие 2011 года, из которых: 4 235 314 руб. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, 5 911 157 руб. с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет средств казны Самарской области.
Решением от 27.06.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011, иск удовлетворен частично.
С Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального предприятия городского округа Тольятти "Тольяттинское троллейбусное управление" взысканы убытки, возникшие в результате предоставления льгот по единому социальному проездному билету и социальной карте жителя Самарской области федеральным льготниками за период с 01.07.2010 по 31.12.2010 в размере 3 276 634 руб., с Самарской области за счет казны Самарской области в пользу муниципального предприятия городского округа Тольятти "Тольяттинское троллейбусное управление" взысканы убытки, возникшие в результате предоставления льгот по единому социальному проездному билету и социальной карте жителя Самарской области региональным льготниками за период с 01.07.2010 по 31.12.2010 в размере 2 819 688 руб., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Обжалуя состоявшиеся судебные акты в кассационном порядке, Самарская область в лице Министерства управления финансами Самарской области просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального и материального права, установила следующее.
Как следует из материалов дела, муниципальное предприятие городского округа Тольятти "Тольяттинское троллейбусное управление" является транспортной организацией, осуществляющей перевозку пассажиров города Тольятти транспортом общего пользования - троллейбусами по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для муниципальных транспортных предприятий города Тольятти.
В результате перевозок льготников по единому социальному проездному билету и социальной карте жителя Самарской области по федеральной ведомости у истца возникли убытки в виде недополученных доходов, что и послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя частично заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пункт 5 статьи 790 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пунктом 1 статьи 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков и, как следствие, неосновательное сбережение средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.
Субъект Российской Федерации, установив постановлением Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" льготы в виде неполной стоимости проездного билета, принял на себя и обязанность полного возмещения предприятиям транспорта недополученных доходов за счет средств областного бюджета.
Данным постановлением установлена лишь стоимость единого социального проездного билета, эквивалентная льготной стоимости проезда на городском и внутрирайонном общественном транспорте для отдельных категорий лиц на территории Самарской области, а не расходные обязательства Самарской области по финансированию указанных льгот.
До принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" бесплатный проезд определенным категориям граждан был предусмотрен рядом федеральных законов, указанных в постановлении Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан".
Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", меры социальной поддержки указанных категорий граждан отнесены к ведению Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
В кассационной жалобе Самарская область в лице Министерства управления финансами Самарской области, ссылаясь на положения статей 15, 790 ГК РФ указывает на то, что истцом необоснованно заявлены требования о взыскании с Самарской области и Российской Федерации недополученных доходов (упущенной выгоды), связанных с перевозкой отдельных категорий граждан.
Данная позиция заявителя жалобы рассмотрена судами и обоснованно признана ошибочной.
Суды, рассматривая данный спор, правомерно приняли во внимание постановление Федеральной службы государственной статистики от 19.01.2007 N 9 "Порядок заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения N 3-автотранс "сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта" N 65-автотранс "сведения о продукции автомобильного транспорта" N 1-автотранс "сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта" и пришли к выводу о взыскании от применения единого социального проездного билета суммы исходя из расчета стоимости 50 поездок за спорный период с 01.07.2010 по 31.12.2010 для граждан (количество проданных билетов x 600 руб. - сумма перечисленная почтой x на % транспортной работы).
При указанных обстоятельствах, в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 ГК РФ суды первой и апелляционной инстанций правомерно взыскали с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального предприятия городского округа Тольятти "Тольяттинское троллейбусное управление" убытки, возникшие у истца в результате предоставления льгот по единому социальному проездному билету и социальной карте жителя Самарской области федеральным льготникам за период с 01.07.2010 по 31.12.2010 в размере 3 276 634 руб., с Самарской области за счет казны Самарской области убытки, возникшие в результате предоставления льгот региональным льготникам за период с 01.07.2010 по 31.12.2010 в размере 2 819 688 руб.
Содержащиеся в судебных актах выводы судов обеих инстанций основаны на материалах дела и выработанной судебно-арбитражной практике.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судебных инстанций, а направлены на их переоценку, что согласно главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права и соответствии выводов фактическим обстоятельствам дела, оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011 по делу N А55-3165/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
С.В. Мосунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, рассматривая данный спор, правомерно приняли во внимание постановление Федеральной службы государственной статистики от 19.01.2007 N 9 "Порядок заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения N 3-автотранс "сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта" N 65-автотранс "сведения о продукции автомобильного транспорта" N 1-автотранс "сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта" и пришли к выводу о взыскании от применения единого социального проездного билета суммы исходя из расчета стоимости 50 поездок за спорный период с 01.07.2010 по 31.12.2010 для граждан (количество проданных билетов x 600 руб. - сумма перечисленная почтой x на % транспортной работы).
При указанных обстоятельствах, в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 ГК РФ суды первой и апелляционной инстанций правомерно взыскали с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального предприятия городского округа Тольятти "Тольяттинское троллейбусное управление" убытки, возникшие у истца в результате предоставления льгот по единому социальному проездному билету и социальной карте жителя Самарской области федеральным льготникам за период с 01.07.2010 по 31.12.2010 в размере 3 276 634 руб., с Самарской области за счет казны Самарской области убытки, возникшие в результате предоставления льгот региональным льготникам за период с 01.07.2010 по 31.12.2010 в размере 2 819 688 руб."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 января 2012 г. N Ф06-11872/11 по делу N А55-3165/2011
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4873/12
04.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4873/12
24.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11872/11
27.09.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10173/11
27.09.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9253/11