27 сентября 2011 г. |
Дело N А55-3165/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Радушевой О.Н.
судей Липкинд Е.Я., Серова Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Холмецкой Е.А., с участием:
от Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, - Первушина Н.И., доверенность МФ-13-07/2548 тот 16.12.2010 г..,
от Муниципального предприятия городского округа Тольятти "Тольяттинское троллейбусное управление" - Явкин А.В., доверенность от 29.09.2009 г..,
от иных лиц - не явились, извещены,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, в зале N 7 апелляционные жалобы Министерства финансов РФ в лице УФК по Самарской области, г. Самара, Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2011 года по делу N А55-3165/2011 по иску Муниципального предприятия городского округа Тольятти "Тольяттинское троллейбусное управление" к 1. Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, 2. Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области Третьи лица: 1. Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, 2. Мэрия городского округа Тольятти, 3. ФГУП "Почта России" в лице УФПС Самарской области - филиал ФГУП "Почта России" о взыскании 10 146 471 руб. 00 коп.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие городского округа Тольятти "Тольяттинское троллейбусное управление" (истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ответчик 1), Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области (ответчик 2) о взыскании 10 146 471 руб. 00 коп. ущерба, вызванного перевозкой льготников по единому социальному проездному билету и социальной карте жителя Самарской области за второе полугодие 2011 года, из которых: 4 235 314 руб. 00 коп. - с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, 5 911 157 руб. 00 коп. - с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет средств казны Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2011 года по делу N А55-3165/2011 иск удовлетворен частично, с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального предприятия городского округа Тольятти "Тольяттинское троллейбусное управление" взысканы убытки, возникшие в результате предоставления льгот по единому социальному проездному билету и социальной карте жителя Самарской области федеральным льготниками за период с 01.07.2010 г.. по 31.12.2010 г.. в размере 3 276 634 руб. 00 коп., с Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Муниципального предприятия городского округа Тольятти "Тольяттинское троллейбусное управление" взысканы убытки, возникшие в результате предоставления льгот по единому социальному проездному билету и социальной карте жителя Самарской области региональным льготниками за период с 01.07.2010 г.. по 31.12.2010 г.. в размере 2 819 688 руб. 00 коп., в удовлетворении остальной части иска отказано.
В Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд поступили жалобы Министерства финансов РФ в лице УФК по Самарской области, г. Самара, Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2011 года по делу N А55-3165/2011, просят отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в иске.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, поддержал апелляционную жалобу, просил ее удовлетворить.
Представитель Муниципального предприятия городского округа Тольятти "Тольяттинское троллейбусное управление" возражал против удовлетворения апелляционных жалоб.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.
Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Муниципальное предприятие "Тольяттинское троллейбусное управление" Самарская область, Тольятти, является транспортной организацией, осуществляющей перевозку пассажиров города Тольятти транспортом общего пользования - троллейбусами по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для муниципальных транспортных предприятий города Тольятти.
В соответствии с положениями Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произведена замена натуральных льгот денежными компенсациями. Вместе с тем, данный Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статьям 44 и 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Истец основывает свои требования на положениях Постановления Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан". МП г.о. Тольятти "Тольяттинское троллейбусное управление" указывает, что ему возмещалась лишь часть убытков, вызванная перевозкой льготной категории граждан за второе полугодие 2010 г., просил взыскать убытки, причиненные в результате неисполнения обязанности по возмещению выпадающих доходов общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по единым социальным проездным билетам с казны публично-правовых образований - Российской Федерации и Самарской области.
Согласно статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении N 23 от 22.06.2006 г. разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. ст. 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005 г.), статья 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (п.п. 1, 19).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802, принятым во исполнение статьи 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год", утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 г. N 802 субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие расходные обязательства субъектов Российской Федерации по осуществлению выплат:
- гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, взамен бесплатного проезда;
- транспортным организациям за предоставление социальных проездных билетов указанной категории граждан;
- транспортным организациям на возмещение убытков при предоставлении льготного проезда и погашение задолженности за предоставленные льготы по проезду указанной категории граждан.
До принятия Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" бесплатный проезд определенным категориям граждан был предусмотрен рядом федеральных законов, указанных в постановлении правительства Самарской области от 02.02.2005 г. N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан".
Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 09.06.1993 г. N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".
Данные меры социальной поддержки относятся к ведению Российской Федерации.
Согласно п.п. 4, 5 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга.
В Постановлении Правительства Самарской области от 02.02.2005 г. N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" определен порядок предоставления льгот как гражданам, имеющим право на льготы на основании федеральных законов, так и гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещение. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с постановлением Пленума ВАС Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, сделал правильный вывод, что возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению как за счет казны субъекта Российской Федерации (в размере убытков от предоставления льгот региональным льготникам - гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области), так и за счет казны Российской Федерации (убытки, возникшие в результате предоставления льгот гражданам, имеющим право на льготы на основании федеральных законов).
Размер убытков рассчитан истцом, исходя из 60 поездок на один ЕСПБ.
При продаже гражданам единых месячных социальных проездных билетов, дающих право проезда на всех городских и пригородных маршрутах, количество поездок в месяц устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований, согласованных с органами государственной статистики, или принимается равным 50 (суммарно во внутригородском и пригородном сообщениях) (п. 54 Порядка).
Взысканию от применения ЕСПБ подлежит сумма исходя из расчета стоимости 50 поездок за спорный период с 01.01.2010 по 01.07.2010 для граждан (количество проданных билетов х 600 рублей, сумма перечисленная почтой х на % транспортной работы).
Убытки истца от применения ЕСПБ должны рассчитываться исходя из 50 поездок в месяц, а не из 60 поездок в месяц как утверждает истец.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что предъявленные истцом расходы от применения социальных карт являются реальным ущербом и подлежат взысканию в заявленном истцом размере, исходя из количества поездок и фактического зачисления на социальную карту из стоимости 12 рублей за поездку, и правомерно взыскал с ответчиков понесенные убытки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2011 года по делу N А55-3165/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства финансов РФ в лице УФК по Самарской области, г. Самара, Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.Н. Радушева |
Судьи |
Е.Я. Липкинд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3165/2011
Истец: Муниципальное предприятие "Тольяттинское троллейбусное управление"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации, Самарская область в лице Министерства управления финансами Самарской области, Управление Федерального Казначейства по Самарской области
Третье лицо: Министерство транспорта и связи автомобильных дорог Самарской области, Муниципальное предприятие " Трамвайное троллейбусное управление", Мэрия городского округа Тольятти, ФГУП "Почта России" в лице УФПС Самарской области - филиал ФГУП "Почта России"
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4873/12
04.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4873/12
24.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11872/11
27.09.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10173/11
27.09.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9253/11