г. Казань |
|
26 января 2012 г. |
Дело N А55-10736/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Мельниковой Н.Ю., Салиховой З.И.,
при участии представителей:
истца - Борисова А.П., доверенность от 11.12.2009 N 7/09, Дементьева Д.С., доверенность от 15.01.2012 N 81/12,
ответчика - Царькова С.В., доверенность от 10.01.2012 N 3, Балакиревой Л.Ж., доверенность от 16.01.2012 б/н,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эл-Транзит Плюс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2011 (судья Разумов Ю.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2011 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Романенко С.Ш., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-10736/2011
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энерго", г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "Эл-Транзит Плюс", г. Самара, об урегулировании разногласий по договору,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энерго" (далее -ООО "Энерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Эл-Транзит Плюс" (далее - ООО "Эл-Транзит Плюс", ответчик) об урегулировании разногласий по пункту 5.1. договора от 12.01.2011 N 3 на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2011 по делу N А55-10736/2011 пункт 5.1. договора от 12.01.2011 N 3 на оказание услуг по подаче электрической энергии принят в редакции ООО "Энерго", а именно: "Объем оказания услуг состоит из сальдированного перетока электрической энергии, фактически переданного Исполнителем в данном расчетном периоде. Объем оказанных услуг по передаче электроэнергии в каждом расчетном месяце определяется Исполнителем по показаниям расчетных приборов учета на 24:00 часов (местного времени) последнего числа расчетного месяца. В случае систематического (2 и более раза в течение календарного года) превышения Заказчиком величины заявленной мощности более чем на 10 процентов при определении обязательств по настоящему Договору Исполнитель имеет право использовать величину фактически использованной мощности в текущем периоде регулирования, а в случае, если присоединенная мощность электрических установок Заказчика свыше 750 кВА, - величину максимальной мощности. Величина фактически потребленной мощности фиксируется контрольными приборами учета". С ООО "Эл-Транзит Плюс" в пользу ООО "Энерго" взысканы расходы по государственной пошлине в сумме 4000 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2011 данное судебное решение оставлено без изменения.
ООО "Эл-Транзит Плюс", не согласившись с решением арбитражного суда и постановлением арбитражного апелляционного суда, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором пункт 5.1 договора изложить в редакции ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены принятых по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, истец и ответчик являются смежными сетевыми организациями.
Истец в соответствие с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее -Правила N 861) в адрес ООО "Эл-Транзит Плюс" направил оферту договора от 12.01.2011 N 3 на оказание услуг по передаче электрической энергии. Данная оферта договора была рассмотрена ответчиком и подписана с протоколом разногласий по ряду условий договора, включая и пункт 5.1. договора. В процессе совместного рассмотрения возникших разногласий на состоявшемся 23.03.2011 согласительном совещании, стороны к согласию по содержанию указанного пункта не пришли.
Разногласия сторон при заключении договора от 12.01.2011 N 3 на оказание услуг по передаче электрической энергии, предметом, которого является снабжение электрической энергией по формулировке пункта 5.1. указанного договора послужили основанием к предъявлению настоящего иска.
Арбитражные суды, принимая решение об утверждении пункта 5.1. договора в редакции ООО "Энерго", исходили из положений статей 422, 424, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пункта 14 Правил N 861.
Между тем арбитражными судами не было учтено, что действующее законодательство о государственном тарифном регулировании исходит из того, что при расчете за услуги по передаче электрической энергии подлежит применению величина мощности, учтенная при установлении соответствующего тарифа (заявленной мощности).
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пунктом 9 Правил N 861 оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг. Заключение такого договора является обязательным для сетевой организации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 426 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
В силу пункта 4 Правила N 861 потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
В целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, находящимся в собственности данной сетевой организации или на ином законном основании (далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III настоящих Правил (пункт 8 Правил Правила N 861).
Таким образом, структура договорных связей смежных сетевых организаций (истца и ответчика) должна соответствовать разделу III Правил N 861. Названный договор направлен на урегулирование отношений между смежными сетевыми организациями.
Согласно пункту 34 Правил N 861 по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии.
При этом согласно пункту 36 Правил N 861 сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении ей причиненных убытков.
Потребитель услуг по договору между смежными сетевыми организациями определяется на основании пункта 41 Правил N 861, которым предусмотрены различные варианты взаимоотношений сетевых организаций. В зависимости от варианта структуры договорных связей между сетевыми организациями определяется, которая из них (либо обе) является потребителем услуг другой.
В частности, относительно подпункта "г" пункта 41 Правил N 861 при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.
Договор, заключаемый между двумя смежными сетевыми организациями должен содержать все существенные условия, названные в пункте 38 Правил N 861 (величину присоединенной мощности, в пределах которой сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в соответствующих точках присоединения; ответственность сторон договора за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая установлена в актах разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, прилагаемых к договору; порядок осуществления расчетов; технические характеристики точек присоединения; перечень объектов межсетевой координации).
Из материалов дела следует, что между сторонами спор в отношении согласования объема заявленной по договору ответчиком мощности отсутствует.
При заключении договора от 12.01.2011 N 3 у сторон возникли разногласия по определению объема оказанных услуг в случае систематического превышения ответчиком величины заявленной мощности.
В силу пункта 2 Правил N 861 заявленная мощность - это предельная величина потребляемой в текущий период регулирования мощности, определенная соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.
Из пункта 15 Правил следует, что по договору на оказание услуг по передаче электрической энергии сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения в пределах величины заявленной мощности. Это означает, что влияющие на размер тарифа затраты сетевой организации на содержание сетей должны определяться исходя из необходимости обеспечить максимально возможную нагрузку на сети с учетом предельных величин заявленной потребителем электрической энергии мощности. Таким образом, обязанность потребителя услуг оплачивать за каждый расчетный период величину заявленной мощности, обеспечивает его право в любой момент использовать максимально необходимую (заявленную) мощность. Сетевая организация получает плату именно за обеспечение возможности использования потребителем заявленной мощности, так как затраты на обеспечение возможности использования именно этой мощности учитываются при определении тарифов.
Из пунктов 2, 12, 24, 26 Правил N 861 следует, что выбор величины заявленной мощности зависит исключительно от потребителя электрической энергии, его потребности в полном или частичном использовании своего присоединенного к сетям сетевой организации электрооборудования. При этом сетевая организация не вправе ограничивать потребителя в выборе величины заявленной мощности за исключением случаев отсутствия технической возможности оказания услуг по передаче электрической энергии в заявленном объеме, то есть когда надлежащая передача заявленного потребителем объема мощности не может быть обеспечена сетевой организацией исходя из существующих условий технологического присоединения.
При этом в силу пунктов 43 и 47 Правил N 861 потребитель вправе заявлять мощность в пределах присоединенной мощности. При этом величина заявленной мощности должна быть определена по каждой точке присоединения и не может превышать присоединенную мощность.
Как следует из пункта 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, и пункта 15 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - методические указания), при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. При этом расчетный годовой объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого ФСТ России сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
Сводный прогнозный баланс формируется с поквартальной и помесячной разбивкой на основе принципа минимизации суммарной стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой потребителям, при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организации, оказывающей услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, коммерческого оператора и системного оператора оптового рынка электрической энергии.
В силу пунктов 6 и 10 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 10.06.2009 N 125-э/1, основой для составления сводного прогнозного баланса являются согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения по формированию сводного прогнозного баланса, разрабатываемые каждой энергоснабжающей (энергосбытовой), сетевой организацией. При этом обязанность по разработке и направлению предложений в указанные органы лежит на соответствующих энергоснабжающих (энергосбытовых), сетевых организациях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов проверяют разработанные энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями, гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями предложения по формированию сводного прогнозного баланса, формируют консолидированные по каждому субъекту Российской Федерации предложения по формированию сводного прогнозного баланса и направляют их в ФСТ России для утверждения сводного прогнозного баланса с приложением обоснования внесенных изменений.
Пунктом 50 методических указаний предусматривается, что при установлении двухставочных единых (котловых) тарифов единая ставка на содержание сетей определяется из расчета за мегаватт заявленной мощности потребителя.
ФСТ России в информационном письме от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12 "О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии" указывается на то, что в целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее необходимой валовой выручки необходимо обеспечить перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с методическими указаниями. При этом все сетевые организации обязаны провести расчеты строго в соответствии с методическими указаниями.
Пунктом 52 методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, предусмотрен расчет индивидуальных тарифов путем определения двух ставок, а именно: ставки на содержание электрических сетей; ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии. При этом базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации.
Базой расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.
При этом указанный пункт 52 методических указаний предусматривает возможность расчета (формулу) избытка/недостатка средств, относимых на содержание электрических сетей и на потери электроэнергии, который должна получить сетевая организация.
Из приведенных положений следует, что в случае установления двухставочного тарифа получение регулируемой организацией необходимой валовой выручки, учтенной при установлении тарифа, обеспечивается путем умножения ставки на содержание сетей на величину заявленной мощности. Следовательно, для получения сетевой организацией заложенной в тарифе необходимой валовой выручки в части платы за содержание сетей величина мощности, учтенной регулирующим органом при установлении тарифа, должна совпадать с заявленной мощностью.
Разрешая спор по существу, суды двух инстанций пришли к выводу, что изложение пункта 5.1. договора в редакции истца не ущемляет интересы ответчика, поскольку возможность использования величины заявленной потребителем мощности на очередной период регулирования или фактическую величину использованной мощности за истекший период предоставлена сетевой организации только в отношении потребителей, систематически превышающих величину заявленной мощности.
Однако при этом суды не проверили доводы ответчика в части - а не приведет ли это к увеличению необходимой валовой выручки, которую истец закладывал при установлении ему тарифа.
Также судами не проверены доводы истца, что превышение заявленной ответчиком мощности, приведет к невозмещению сетевой организацией (истцом) тех расходов, которые она должна нести для поддержания своих сетей в постоянной готовности для обеспечения получения потребителями заявленной ими мощности в любой момент регулируемого периода.
При новом рассмотрении спора суду первой инстанции учесть вышеизложенное, и с учетом особенности правоотношений сторон (смежных сетевых организаций) дать обоснованную правовую оценку доводам участников процесса, вынести обоснованный и законный судебный акт.
В соответствии с частью 3 статьи 289 АПК РФ арбитражному суду, вновь рассматривающему дело, необходимо рассмотреть вопрос о распределении судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2011 по делу N А55-10736/2011 - отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
Н.Ю. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 50 методических указаний предусматривается, что при установлении двухставочных единых (котловых) тарифов единая ставка на содержание сетей определяется из расчета за мегаватт заявленной мощности потребителя.
...
Пунктом 52 методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, предусмотрен расчет индивидуальных тарифов путем определения двух ставок, а именно: ставки на содержание электрических сетей; ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии. При этом базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации.
Базой расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.
При этом указанный пункт 52 методических указаний предусматривает возможность расчета (формулу) избытка/недостатка средств, относимых на содержание электрических сетей и на потери электроэнергии, который должна получить сетевая организация.
...
В соответствии с частью 3 статьи 289 АПК РФ арбитражному суду, вновь рассматривающему дело, необходимо рассмотреть вопрос о распределении судебных расходов."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 января 2012 г. N Ф06-12097/11 по делу N А55-10736/2011
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7684/12
04.07.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6291/12
23.04.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-10736/11
26.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12097/11
20.10.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10667/11