г. Казань |
|
31 января 2012 г. |
Дело N А55-697/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Баринова Н.А. (доверенность от 20.12.2011 N 7/12),
заинтересованного лица (закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети") - Кирсанова Д.Б. (доверенность от 30.12.2011 N 9662),
заинтересованного лица (открытого акционерного общества "Межевая распределительная сетевая компания Волги") - Жданова А.Н. (доверенность от 01.03.2011 N Д/11-169)
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - "Самарские распределительные сети" и Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2011 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Попова Е.Г., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-697/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самара-Центр" г. Самара Самарской области (ИНН 6316145726, ОГРН 1096316005312) к Управлению по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области, г. Самара Самарской области, об оспаривании приказа, бездействия, с участием заинтересованных лиц: закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети", г. Самара Самарской области, открытого акционерного общества "Межевая распределительная сетевая компания Волги", г. Самара Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "Энерго", г. Самара Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "Самара-Холдинг", г. Самара Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Самара-Центр" (далее - ООО "Самара- Центр", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области (далее - Управление) о признании недействительным приказа от 10.12.2010 N 70 "О внесении изменений в приказ управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 28.12.2009 N 80 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области" (далее - приказ от 10.12.2010 N 70); признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ООО "Самара-Центр" в пользу закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети" (далее - ЗАО "СГЭС").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2011 решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт, приказ Управления от 10.12.2010 N 70 признан недействительным.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда Управление и филиал открытого акционерного общества "Межевая распределительная сетевая компания Волги" (далее - ОАО "МРСК Волги") подали кассационные жалобы.
Управление в кассационной жалобе просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2011 отменить полностью, оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2011.
ОАО "МРСК Волги" в своей кассационной жалобе просит постановлении апелляционного суда отметить в части признания незаконным и отмене приказа Управления от 10.12.2010 N 70 в части установления тарифа для расчетов между ООО "Самара-Центр" и ОАО "МРСК Волги".
До рассмотрения кассационных жалоб по существу от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве. В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайство удовлетворено.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзывов на кассационные жалобы, судебная коллегия находит его подлежащим отмене, с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Самара-Центр" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным приказа Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 28.12.2009 N 80 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области" (далее - приказ от 28.12.2009 N 80) в части установления индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между ООО "Самара-Центр" и смежными сетевыми организациями, обязании управления установить индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между ООО "Самара-Центр" и смежными сетевыми организациями в соответствии с требованиями действующего законодательства. Кроме того, заявитель просил признать незаконными действия Управления, выразившиеся в установлении обязанности ООО "Самара-Центр" производить платежи в пользу ЗАО "СГЭС" за оказание собственных услуг по передаче электроэнергии из сетей ООО "Самара-Центр" в сети ЗАО "СГЭС".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.06.2010 по делу N А55-6600/2010 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2010 решение суда отменено, требования заявителя удовлетворены. Приказ Управления от 28.12.2009 N 80 в части установления индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между ООО "Самара-Центр" и смежными сетевыми организациями признан недействительным. Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2010 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2010 оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Во исполнение указанных судебных актов Управлением издан приказ от 10.12.2010 N 70, согласно которому пункты 60, 109, 110 и 129 приложения N 1 к приказу Управления от 28.12.2009 N 80 установлены двухставочные и одноставочные тарифы для общества с ограниченной ответственностью "Самара-Холдинг", ООО "Самара-Центр", ОАО "МРСК Волги" (филиал "Самарские распределительные сети"), ЗАО "СГЭС", общества с ограниченной ответственностью "Энерго".
Не согласившись с данным приказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
По мнению заявителя, Управлением при издании оспариваемого приказа неправомерно внесены изменения в приказ от 28.12.2009 N 80, признанный недействительным в судебном порядке; приказ не содержит даты введения новых тарифов, решению об установлении новых тарифов незаконно придается обратная сила, при установлении нового тарифа не приняты во внимание договоры, заключенные между смежными сетевыми организациями, тариф экономически необоснован, приказ не соответствует установленной форме.
Отказ в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции мотивировал их недоказанностью и неправомерностью.
В обосновании своего вывода суд указал, что дата введения в действие тарифа, установленного оспариваемым приказом от 10.12.2010 N 70 содержится в приказе от 28.12.2009 N 80,то есть с 01.01.2010. Приказ от 10.12.2010 N 70 соответствует форме и требованиям, предъявляемым к тарифным решениям регулирующих органов. Наличие договоров для предложения об установлении тарифов императивно не закреплено. Новые тарифы являются экономически обоснованными.
При этом суд руководствуясь Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Правила N 109), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России (далее - ФСТ России) от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), пришел к выводу, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством и во исполнение судебного акта по делу N А55-6600/2010.
Разрешая спор в порядке апелляционного производства, суд пришел к иному выводу.
При этом суд исходил из того, что оспариваемый приказ не содержит даты введения тарифов; оспариваемому приказу придана обратная сила, тарифы установлены без учета заключенных договоров и убыточны для заявителя.
Между тем, апелляционным судом не учтено следующее.
В силу статьи 2 Закона N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов" срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы закона Правительством Российской Федерации приняты специальные нормы, регламентирующие действие тарифов на электрическую энергию во времени.
Согласно пункту 6 Правил N 109, тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
Вместе с тем из абзаца 2 пункта 6 Правил N 109 следует, что действие данного пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, законодательство о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию предусматривает возможность изменения тарифов в течение финансового года, в частности в случае приведения ранее принятых решений в соответствие с действующим законодательством.
Суд первой инстанции правильно определил дату введения в действие тарифа, установленного, приказом от 10.12.2010 N 70 с 01.01.2010. Поскольку оспариваемый приказ был издан во исполнение постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2010 по делу N А55-6600/2010 и в целях приведения приказа от 28.12.2009 N 80 в соответствие с действующим законодательством.
С учетом изложенного, является несостоятельным довод заявителя по делу, с которым согласился апелляционный арбитражный суд, об отсутствии сроков введения в действие тарифа, установленного приказом от 10.12.2010 N 70.
Судебная коллегия также не может согласиться с выводом апелляционного суда относительно того обстоятельства, что установление тарифа по приказу от 10.12.2010 N 70 произведено без учета договора от 01.01.2009 N 0908У между открытым акционерным обществом "Самараэнерго" и ООО "Самара-Центр", по условиям которого расчеты производятся по одноставочному тарифу. Наличие заключенных договоров не может влиять на законность оспариваемого приказа об установлении тарифа.
В соответствии с Методическими указаниями, в редакции, действующей на момент принятия приказа Управления от 28.12.2009 N 80, индивидуальные тарифы для взаиморасчетов смежных сетевых организаций устанавливались лишь в двухставочном варианте, а единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии одновременно в двух вариантах: двухставочный; одноставочный.
Редакция Методических указаний, согласно которой индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах (двухставочный и одноставочный), вступила в силу 02.03.2010 (Приказ ФСТ России от 31.12.2009 N 558-э/1).
Методические указания, в редакции Приказа ФСТ России от 31.12.2009 N 558-э/1, должны применяться регулирующим органом в 2010 году лишь в случаях принятия нового решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, либо в случае установления тарифов для вновь образованных организаций.
Расчет индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям производится в соответствии с пунктом 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, и предусматривает определение двух ставок: ставки на содержание электрических сетей и ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации, а для расчета ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии - плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями.
Таким образом, в период действия приказа от 28.12.2009 N 80, во изменение которого издан приказ от 10.12.2010 N 70, законодательство о государственном регулировании тарифов не предусматривало возможности установления индивидуального тарифа альтернативно в двух вариантах (как двухставочном, так и одноставочном) на услуги по передаче электрической энергии.
Следовательно, вывод апелляционного суда о неправомерном установлении приказом от 10.12.2010 N 70 двухставочного тарифа для взаиморасчетов между ООО "Самара-Центр" и смежными сетевыми организациями противоречит закону.
Согласно вышеуказанным методикам индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Установление индивидуальных тарифов осуществляется на основании показателей, представленных в Таблице N П1.30.
Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.
В случае если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток (недостаток) должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.04 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 01 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов, содержащие следующие материалы: баланс электрической энергии; баланс электрической мощности, в том числе информацию об установленной, максимально доступной и рабочей генерирующей мощности; бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования; расчет полезного отпуска электрической энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям; расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных; расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии; инвестиционная программа (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала.
Довод ООО "Самара-Центр" о том, что тарифы, установленные оспариваемым приказом являются экономически необоснованными и убыточными, правомерно признан судом первой инстанции необоснованным и противоречащим материалам дела.
Суд первой инстанции в результате анализа экспертного заключения пришел к выводу о соответствии его требованиям пункта 17 Правил государственного регулирования.
Как следует из материалов дела экспертной группой Управления принята в расчет тарифов на 2010 год валовая выручка ООО "Самара-Центр" в размере 6 746,13 тыс. руб. Кроме того, в расчет тарифов включены расходы на покупку технологического расхода (потерь) электрической энергии в сумме 5058,06 тыс. руб. Величина поступлений денежных средств в ООО "Самара-Центр" в 2010 году составит 83 464 тыс. руб. При этом платежи последнего в адрес смежных сетевых организаций по установленным тарифам на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями составят 71 659,6 тыс. руб., в том числе в адрес филиала ОАО "МРСК Волга"-"Самарские распределительные сети"- 53 762,5 тыс. руб., ЗАО "СГЭМ" - 17 897,1 тыс. руб. Разница между доходами и расходами ООО "Самара-Центр" в 2010 году составит 11 804,1 тыс. руб.
Доказательства, подтверждающие обратное, в материалах дела отсутствуют.
ООО "Самара-Центр" до заседания правления Управления было ознакомлено со всеми материалами тарифного дела (л.д. 266-274 т. 1).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Установив отсутствие оснований для признания обжалуемого ненормативного акта недействительным, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах постановление арбитражного апелляционного суда судебная коллегия находит подлежащим отмене с оставлением в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 48, пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство о процессуальном правопреемстве удовлетворить.
Произвести замену заинтересованного лица - Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области на его правопреемника - Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (ИНН 6316165994, ОГРН 1116316005519).
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2011 по делу N А55-697/2011 отменить, кассационные жалобы - удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2011 по делу N А55-697/2011 оставить в силе.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Самара-Центр" (ИНН 6316145726, ОГРН 1096316005312) в пользу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (ИНН 6316165994, ОГРН 1116316005519) судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции в сумме 3000 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Самара-Центр" в пользу филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - "Самарские распределительные сети", г. Самара, государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 руб.
Поручить Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительные листы.
Возвратить филиалу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - "Самарские распределительные сети" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы.
Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.04 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 01 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов, содержащие следующие материалы: баланс электрической энергии; баланс электрической мощности, в том числе информацию об установленной, максимально доступной и рабочей генерирующей мощности; бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования; расчет полезного отпуска электрической энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям; расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных; расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии; инвестиционная программа (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала.
...
ООО "Самара-Центр" до заседания правления Управления было ознакомлено со всеми материалами тарифного дела ... .
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
...
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2011 по делу N А55-697/2011 отменить, кассационные жалобы - удовлетворить."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 января 2012 г. N Ф06-11105/11 по делу N А55-697/2011