г. Казань |
|
16 февраля 2012 г. |
Дело N А55-2823/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Желаевой М.З., Ананьева Р.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.08.2011 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Холодная С.Т.)
по делу N А55-2823/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сфера", г. Тольятти Самарской области (ИНН 6321238912, ОГРН 11030000104) к мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти Самарской области, о признании недействительным постановления, при участии третьих лиц: открытого акционерного общества "Электросеть", г. Тольятти Самарской области, закрытого акционерного общества "Энергетика и связь строительства", г. Тольятти Самарской области, Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 30.08.2011 удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "Сфера" (далее - ООО "Сфера").
Постановление мэрии городского округа Тольятти (далее - мэрия г.о. Тольятти) от 17.11.2010 N 3310-п/1 об отказе ООО "Сфера" в размещении объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением на пересечении Московского и Ленинского проспектов Автозаводского района г. Тольятти признано недействительным.
Суд обязал мэрию городского округа Тольятти по вступлении решения в законную силу устранить допущенные нарушения путем обеспечения процедуры выбора земельного участка, расположенного на пересечении Московского и Ленинского проспектов Автозаводского района г. Тольятти.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе мэрия г.о. Тольятти просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованных судебных актов, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.
Как следует из материалов дела, заявитель 24.05.2010 обратился в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением с расположением: г. Тольятти, Автозаводский район, пересечение Московского и Ленинского проспектов.
Постановлением от 17.11.2010 N 3310-п/1 ответчик отказал заявителю в размещении объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением на пересечении Московского и Ленинского проспектов в Автозаводском районе г. Тольятти в связи с тем, что часть земельного участка предоставлена в аренду для строительства электрокабеля, участок находится за красной линией, в границах территории общего пользования, при этом ответчик сослался на статьи 1, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, часть 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), постановление мэрии г.о. Тольятти от 22.04:2010 N 1027-п/1, устав г.о. Тольятти.
В силу статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 11, 22 и 29 ЗК РФ, пункта 10 статьи 3 Федерального закона 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю и их предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов, и 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ. При этом первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможным вариантами их выбора.
В силу пункта 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ предусмотрены основания отказа в предоставлении земельного участка: в случае изъятия земельных участков из оборота; в случае установления федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; в случае резервирования земель для государственных и муниципальных нужд.
Одним из оснований к отказу заинтересованное лицо указывает на то обстоятельство, что часть испрашиваемого земельного участка предоставлена в аренду для строительства электрокабеля, нахождением земельного участка за красной линией, в границах территории общего пользования, на которую действие градостроительных регламентов не распространяется.
Согласно уведомлению об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений от 30.04.2009, сведения об определенном земельном участке: на пересечении Московского и Ленинского проспектов в Автозаводском районе г. Тольятти в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, участок не образован и его границы не установлены.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Территорию общего пользования обозначают красные линии - линии, которые означают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.
В соответствии с разработанной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставленной пояснительной запиской проектной организацией общества с ограниченной ответственностью "Роспроект", следует, что испрашиваемый ООО "Сфера" земельный участок расположен вне красных линий квартала.
Постановлением Тольяттинской городской Думы от 10.07.2002 N 504 были утверждены правила землепользования и застройки в г. Тольятти. Испрашиваемый ООО "Сфера" земельный участок согласно ранее действующей редакции правил был расположен в территориальной зоне градостроительного зонирования Т-3 - зона магистральных улиц и дорог, одним из разрешенных видов использования, которого являлось размещение объектов дорожного сервиса.
В соответствии с решением Тольяттинской городской Думы от 24.12.2008 N 1059 утверждены новые правила землепользования и застройки городского округа Тольятти, постановлением Тольяттинской городской Думы от 10.07.2002 N 504 "О Правилах землепользования и застройки в г. Тольятти" признано утратившим силу.
В разделе 11 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденных решением Тольяттинской городской Думы от 24.12.2008 N 1059, утверждена карта градостроительного зонирования территории городского округа Тольятти.
В соответствии с главой 12 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, карта градостроительного зонирования г.о. Тольятти фиксирует границы установленных градостроительных зон.
Статья 27 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти определяет перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования территории г.о. Тольятти.
Зона инженерной и транспортной инфраструктуры Т-3 - зона магистральных улиц и дорог (ранее установленная в соответствии с Правилам землепользования и застройки в г. Тольятти, утвержденных постановлением Тольяттинской городской Думы от 10.07.2002 N 504) в новом перечне территориальных зон отсутствует, указанная зона в настоящее время отнесена к территории магистральных улиц и дорог.
Испрашиваемый заявителем земельный участок, в соответствии с действующим в настоящее время нормативным актом, расположен на территории магистральных улиц и дорог.
Доводы заинтересованного лица о нахождении испрашиваемого земельного участка на разделительной полосе сооружения - автомобильная дорога не обоснованы.
На указанный объект (автомобильная дорога) по заявлению Департамента по управлению муниципальным имуществом г.о. Тольятти оформлена техническая документация (технический паспорт объекта -сооружения).
Согласно разделу III "Элементы улицы (проезда), площади, набережной, берегоукрепительных сооружений" технического паспорта на указанное сооружение, его элементами является проезжая часть, тротуары и автостоянки.
Такой элемент как разделительная полоса сооружение - автомобильная дорога по Московскому проспекту на пересечении с Ленинским проспектом Автозаводского района г. Тольятти отсутствует.
Испрашиваемый заявителем земельный участок, расположенный на пересечении Московского и Ленинского проспектов, не входит в указанное сооружение и, как следует из предоставленных документов (уведомление об отсутствии сведений в Государственном кадастре недвижимости от 15.10.2010, не оформлен (вакантен).
Согласно статье 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", дорогой является обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
По смыслу указанной нормы, наличие разделительной полосы как элемента дороги допускается, но не является обязательным.
Из технического паспорта сооружения автомобильная дорога на пересечении Московского и Ленинского проспектов следует, что разделительная полоса у данной автомобильной дороги отсутствует.
Кроме того, данный довод не являлся основанием для отказа в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений и действий (бездействий) незаконными возникает у граждан, организаций и иных лиц при единовременном наличии двух условий:
1) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;
2) указанный акт, решение, действие (бездействие) нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что мэрией г.о. Тольятти нарушен порядок предоставления земельного участка для строительства, предусмотренный нормами действующего законодательства: не был оформлен акт о выборе земельного участка, не обеспечен выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, заявление было подано о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, тогда как оспариваемым постановлением отказано в размещении объекта дорожного сервиса требования заявителя являются обоснованными.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали верный вывод об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводов, влияющих на законность обжалуемых судебных актов и являющихся основанием в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для их отмены либо изменения, из кассационной жалобы не усматривается.
Выводы судов о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.08.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 по делу N А55-2823/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с главой 12 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, карта градостроительного зонирования г.о. Тольятти фиксирует границы установленных градостроительных зон.
Статья 27 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти определяет перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования территории г.о. Тольятти.
Зона инженерной и транспортной инфраструктуры Т-3 - зона магистральных улиц и дорог (ранее установленная в соответствии с Правилам землепользования и застройки в г. Тольятти, утвержденных постановлением Тольяттинской городской Думы от 10.07.2002 N 504) в новом перечне территориальных зон отсутствует, указанная зона в настоящее время отнесена к территории магистральных улиц и дорог.
...
Согласно статье 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", дорогой является обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
По смыслу указанной нормы, наличие разделительной полосы как элемента дороги допускается, но не является обязательным."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 февраля 2012 г. N Ф06-81/12 по делу N А55-2823/2011