г. Самара |
|
07 ноября 2011 г. |
Дело N А55-2823/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 02 ноября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 07 ноября 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Чистяков В.М., доверенности от 25.01.2011 г.,
от ответчика - Вадченко А.В., доверенность от 24.12.2010 г.,
от третьих лиц:
ОАО "Электросеть" - Агапова О.М., доверенность от 07.06.2010 г.,
ЗАО "Энергетика и связь строительства" - извещен, не явился,
УГИБДД ГУВД Самарской области - Пищулев Д.А., доверенность от 29.11.2010 г. N 57/4972, доверенность от 13.10.2011 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам мэрии городского округа Тольятти, Управления ГИБДД ГУВД Самарской области, на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 августа 2011 г. по делу N А55-2823/2011 (судья Стенина А.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сфера" (ИНН 6321238912, ОГРН 11030000104), г. Тольятти, Самарская область,
к мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская область,
третьи лица:
открытое акционерное общество "Электросеть", г. Тольятти, Самарская область,
закрытое акционерное общество "Энергетика и связь строительства", г. Тольятти, Самарская область,
Управление ГИБДД ГУВД Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сфера" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции, о признании недействительным постановления Мэрии городского округа Тольятти N 3310-п/1 от 17.11.2010 г. об отказе ООО "Сфера" в размещении объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением на пересечении Московского и Ленинского проспектов Автозаводского района г. Тольятти и о возложении на Мэрию городского округа Тольятти обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обеспечения процедуры выбора земельного участка, расположенного на пересечении Московского и Ленинского проспектов Автозаводского района г. Тольятти.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 августа 2011 г. по делу N А55-2823/2011 заявленные требования удовлетворены полностью.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Третье лицо Управление ГИБДД ГУВД Самарской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Третье лицо ОАО "Электросеть" считает, что предоставлением земельного участка заявителю будут нарушены его права, смежного землепользователя.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица ЗАО "Энергетика и связь строительства", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 24.05.2010 г. заявитель обратился в Мэрию г.о. Тольятти с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением с расположением: г. Тольятти, Автозаводский район, пересечение Московского и Ленинского проспектов.
Ответчик постановлением N 3310-п/1 от 17.11.2010 г. отказал заявителю в размещении объекта дорожного сервиса с инженерно-техническим обеспечением на пересечении Московского и Ленинского проспектов в Автозаводском районе г. Тольятти в связи с тем, что часть земельного участка предоставлена в аренду для строительства электрокабеля, участок находится за красной линией, в границах территории общего пользования, при этом ответчик сослался на ст. 1, ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ, постановление мэрии г.о.Тольятти от 22.04:2010 г N 1027-п/1, Устав г.о. Тольятти.
В силу статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 11, 22 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю и их предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов, и 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ. При этом первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможным вариантами их выбора.
В силу пункта 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктом 4 ст. 28 ЗК РФ предусмотрены основания отказа в предоставлении земельного участка: в случае изъятия земельных участков из оборота; в случае установления федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; в случае резервирования земель для государственных и муниципальных нужд.
Одним из оснований к отказу заинтересованное лицо указывает на то обстоятельство, что часть испрашиваемого земельного участка предоставлена в аренду для строительства электрокабеля, нахождением земельного участка за красной линией, в границах территории общего пользования, на которую действие градостроительных регламентов не распространяется.
Согласно уведомления об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений от 30.04.2009 г., сведения об определенном земельном участке: на пересечении Московского и Ленинского проспектов в Автозаводском районе г. Тольятти в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, участок не образован и его границы не установлены.
Согласно п. 12 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ, территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Территорию общего пользования обозначают красные линии (красные линии - линии, которые означают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования).
В соответствии с разработанной схемой расположения земельного участка на кадастровом плате территории и предоставленной пояснительной запиской проектной организацией ООО "Роспроект", следует, что испрашиваемый ООО "Сфера" земельный участок расположен вне красных линий квартала.
Постановлением Тольяттинской городской думы N 504 от 10.07.2002 г. были утверждены правила землепользования и застройки в г. Тольятти. Испрашиваемый ООО "Сфера" земельный участок согласно ранее действующей редакции правил был расположен в территориальной зоне градостроительного зонирования Т-3 - Зона магистральных улиц и дорог, одним из разрешенных видов использования, которого являлось размещение объектов дорожного сервиса.
В соответствии с Решением Тольяттинской городской думы N 1059 от 24.12.2008 г. утверждены новые правила землепользования и застройки городского округа Тольятти, Постановлением Тольяттинской городской думы N 504 от 10.07.2002 г. "О Правилах землепользования и застройки в г. Тольятти" признано утратившим силу.
В разделе 11 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденных Решением Тольяттинской городской думы N 1059 от 24.12.2008 г., утверждена Карта градостроительного зонирования территории городского округа Тольятти.
В соответствии с гл.12 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, карта градостроительного зонирования г.о. Тольятти фиксирует границы установленных градостроительных зон.
Статья 27 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти определяет перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования территории г.о. Тольятти.
Зона инженерной и транспортной инфраструктуры Т-3-Зона магистральных улиц и дорог (ранее установленная в соответствии с Правилам землепользования и застройки в г. Тольятти, утвержденных Постановлением Тольяттинской городской думы N 504 от 10.07.2002 г.) в новом перечне территориальных зон отсутствует, указанная зона в настоящее время отнесена к территории магистральных улиц и дорог.
Таким образом, испрашиваемый заявителем земельный участок, в соответствии с действующим в настоящее время нормативным актом, расположен на территории магистральных улиц и дорог.
Не обоснованны и доводы заинтересованного лица о нахождении испрашиваемого земельного участка на разделительной полосе сооружения - автомобильная дорога.
На указанный объект (автомобильная дорога) по заявлению Департамента по управлению муниципальным имуществом г.о. Тольятти оформлена техническая документация (технический паспорт объекта - сооружения). Согласно раздела III "Элементы улицы (проезда), площади, набережной, берегоукрепительных сооружений" технического паспорта на указанное сооружение, его элементами является проезжая часть, тротуары и автостоянки.
Такой элемент как разделительная полоса сооружение - автомобильная дорога по Московскому проспекту на пересечении с Ленинским проспектом Автозаводского района г. Тольятти отсутствует.
Испрашиваемый заявителем земельный участок, расположенный на пересечении Московского и Ленинского проспектов, не входит в указанное сооружение и, как следует из предоставленных документов (уведомление об отсутствии сведений в ГКН от 15.10.2010 г., не оформлен (вакантен).
Согласно ст. 2 ФЗ "О безопасности дорожного движения", дорогой является обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
По смыслу указанной нормы, наличие разделительной полосы как элемента дороги допускается, но не является обязательным.
Из технического паспорта сооружения автомобильная дорога на пересечении Московского и Ленинского проспектов следует, что разделительная полоса у данной автомобильной дороги отсутствует.
Кроме того, данный довод не являлся основанием для отказа в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу положений ст. 198 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений и действий (бездействий) незаконными возникает у граждан, организаций и иных лиц при единовременном наличии двух условий:
1) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;
2) указанный акт, решение, действие (бездействие) нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что Мэрией г.о. Тольятти нарушен порядок предоставления земельного участка для строительства, предусмотренный нормами действующего законодательства: не был оформлен акт о выборе земельного участка, не обеспечен выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, заявление было подано о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, тогда как оспариваемым постановлением отказано в размещении объекта дорожного сервиса требования заявителя являются обоснованными.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 августа 2011 г. по делу N А55-2823/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2823/2011
Истец: ООО "Сфера"
Ответчик: Мэрия городского округа Тольятти
Третье лицо: ГИБДД ГУВД, ЗАО "Энергетика и Связь строительства", ОАО "Электросеть", Управление ГИБДД ГУВД Самарской области (зам.нач.ОГИБДД УВД г. о.Тольятти подполковник полиции Фокин С. А.), Сурнева Т. Б.