г. Казань |
|
29 февраля 2012 г. |
Дело N А55-7173/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Салиховой З.И.,
при участии представителей:
истца - Корчагиной Ю.В. (доверенность от 17.01.2012 N 1071505),
ответчика - Колодешникова С.С. (доверенность от 28.04.2011 N 5Д-3042),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сызранская городская электросеть", г. Сызрань,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.08.2011 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2011 (председательствующий судья Демина Е.Г., судьи Балашева В.Т., Морозов В.А.)
по делу N А55-7173/2011
по исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", г. Москва (ИНН 7717127211, ОГРН 1027739456084) к обществу с ограниченной ответственностью "Сызранская городская электросеть", г. Сызрань (ИНН 6325002097, ОГРН 1026303063830) о взыскании 5 980 865 руб. 49 коп. неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Сызранская городская электросеть" (далее - ООО "Сызранская городская электросеть", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения, выразившегося в сбережении денежных средств по оплате услуг по передаче электрической энергии за январь и февраль 2011 года в размере 5 882 456 руб. 89 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), за период с 26.03.2011 по 08.06.2011 в размере 98 408 руб. 60 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.08.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2011, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Сызранская городская электросеть" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Указывает, что истцом услуги по передаче электрической энергии не оказывались, во взаимоотношениях сторон ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" является потребителем услуги, так как осуществляется передача электрической энергии только из сети ООО "Сызранская городская электросеть" в сети ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", в связи с чем ответчик не должен оплачивать им же оказанную услугу.
До принятия постановления по кассационной жалобе в судебном заседании 27.02.2012 был объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 29.02.2012.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" и ООО "Сызранская городская электросеть" являются смежными территориальными сетевыми организациями.
Договор на оказание услуг по передаче электроэнергии на 2011 год сторонами не заключен.
Истцом в январе, феврале 2011 года ответчику были оказаны услуги по передаче электрической энергии, которые ответчиком не оплачены, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями договору на услуги по передаче осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.
Федеральной службой по тарифам в информационном письме от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12 "О введении котлового метода расчета тарифа на услуги по передаче электрической энергии" указано, что в целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее необходимой валовой выручки необходимо обеспечить перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с методическими указаниями. При этом все сетевые организации обязаны провести расчеты строго в соответствии с методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный.
Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок:
- ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям;
- ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт·ч без разбивки по напряжениям.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.
В случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций. При этом необходимая валовая выручка любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
Согласно приказу Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике по Самарской области от 28.04.2011 N 28 (далее - Приказ N 28) в 2011 году ответчик обязан оплачивать услуги истцу по утвержденным тарифам. Двухставочный индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между истцом и ответчиком составляет 18 876 130,33 руб/МВт месяц - ставка за содержание электрических сетей (плата за заявленную мощность) и 88 901 руб. 93 коп./МВт·ч - ставка на оплату технологического расхода (потерь). Одноставочный тариф составляет 126 654 руб. 19 коп./МВт·ч.
Истец и ответчик включены в Реестр организаций, осуществляющих деятельность в электроэнергетике Самарской области, и имеют установленные и вступившие в законную силу тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Тарифы, установленные упомянутым выше приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области, не отменены.
Кроме того, примечанием к Приказу N 28 установлено, что в паре смежных сетевых организаций первая организация - плательщик, вторая - получатель платы.
Учитывая, что ответчик является первой организацией в паре, он должен оплачивать оказанные услуги по передаче электрической энергии по установленному Приказом N 28 тарифу.
В соответствии с актом оказанных услуг по передаче электрической энергии истцом в январе и феврале 2011 года были фактически оказаны ответчику услуги по передаче электрической энергии. Акты об оказании услуг по передаче электрической энергии за январь и февраль 2011 года направлены ответчику 05.04.2011, что подтверждается письмом N 822/08.
Как правильно указано судами, отсутствие договора не освобождает сетевую организацию от оплаты фактически оказанных услуг по передаче электрической энергии.
В силу статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Как отражено в решении суда первой инстанции, ответчик при рассмотрении спора каких-либо возражений относительно объема оказанных услуг не представил.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования о взыскании неосновательного обогащения в заявленном размере.
В соответствии с частью 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Истцом начислены ответчику проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 26.03.2011 по 08.06.2011 в сумме 98 408 руб. 60 коп., исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации - 8% годовых.
Поскольку ответчик оказанные истцом в спорном периоде услуги по передаче электрической энергии не оплатил, требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами также обоснованно удовлетворены.
Доводы ответчика о необходимости применения одноставочного тарифа обоснованно отклонены судами.
Положениями пункта 42 Правил N 861 предусмотрено, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с настоящим разделом договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Положениями пункта 49 Методических указаний также предусмотрено, что расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
В соответствии с пунктом 64 постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, в том числе с привлечением других организаций, определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, и дифференцируются по уровням напряжения.
Для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии потребители (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей), гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) самостоятельно выбирают вариант тарифа на очередной календарный год путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации. При этом выбранный вариант тарифа применяется для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
При отсутствии указанного уведомления расчеты за услуги по передаче электрической энергии, если иное не установлено по соглашению сторон, производятся по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования.
В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не установлено по соглашению сторон.
Анализ вышеуказанных положений законодательства, регулирующих взаимоотношения смежных сетевых организаций по оказанию услуг по передаче электрической энергии, позволяет сделать вывод о том, что при отсутствии соглашения между сетевыми организациями по вопросу применения в расчетах определенного вида тарифа (двухставочного или одноставочного), а также при отсутствии правоотношений по оказанию услуг по передаче электрической энергии между истцом и ответчиком в предшествующем расчетном периоде регулирования (в 2010 году), в расчетах необходимо применять двухставочный тариф, поскольку именно данный вариант тарифа наиболее полно и объективно отвечает специфике взаимоотношений смежных сетевых организаций и позволяет им наиболее эффективно выполнять возложенные на них функции по обеспечению энергоснабжения конечного потребителя.
При этом расходы истца, связанные с эксплуатацией объектов и оборудования электросетевого хозяйства, являются постоянными и учитываются при расчете тарифа на услуги по передаче электроэнергии в ставке на содержание электрических сетей, которая рассчитывается на единицу заявленной мощности потребителей услуг и является одной из составляющей двухставочного тарифа.
Доводы ответчика о необеспечении необходимой валовой выручки по итогам 2011 года вследствие расчетов за услуги по передаче электрической энергии по двухставочному тарифу судебной коллегией отклоняются, поскольку в обоснование этих доводов ответчиком не представлены соответствующие расчеты, подтверждающие возникновение убытков, контррасчет, основанный на применении одноставочного тарифа, ответчиком также представлен не был.
Утверждение ответчика о том, что во взаимоотношениях с истцом, последний является потребителем услуг, необоснованны.
В соответствии с пунктом 34 Правил по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии.
Потребитель услуг по договору между смежными сетевыми организациями определяется на основании пункта 41 Правил N 861, которым предусмотрены различные варианты взаимоотношений сетевых организаций. В зависимости от варианта структуры договорных связей между сетевыми организациями определяется, которая из них (либо обе) является потребителем услуг.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 41 Правил N 861 при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны. Смежные сетевые организации, обслуживающие потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, являются потребителями услуг по передаче электроэнергии.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 861 обязанности сетевых организаций при исполнении договора оказания услуг по передаче электрической энергии заключаются в том числе в обеспечении работоспособного состояния и соблюдении обязательных требований к эксплуатации принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, приборов учета электрической энергии и мощности, а также иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качества электроэнергии и т.д.
Пункты 38 и 39 Правил N 861 к обязательствам смежных сетевых организаций относят также соблюдение требуемых параметров надежности энергоснабжения и качества электрической энергии, режимов потребления электрической энергии, включая поддержание соотношения потребления активной и реактивной мощности на уровне, установленном законодательством Российской Федерации, а также поддержание соответствующих обязательным требованиям параметров надежности энергоснабжения и качества электрической энергии, включая условия параллельной работы электрических сетей, принадлежащих сторонам договора.
Ответчиком не представлено доказательств того, что указанные мероприятия истцом не осуществляются в процессе оказания ответчику услуг по передаче электрической энергии.
Иные, приведенные в кассационной жалобе доводы, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и не являются основаниями, предусмотренными статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22.08.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2011 по делу N А55-7173/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом "г" пункта 41 Правил N 861 при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны. Смежные сетевые организации, обслуживающие потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, являются потребителями услуг по передаче электроэнергии.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 861 обязанности сетевых организаций при исполнении договора оказания услуг по передаче электрической энергии заключаются в том числе в обеспечении работоспособного состояния и соблюдении обязательных требований к эксплуатации принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, приборов учета электрической энергии и мощности, а также иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качества электроэнергии и т.д.
Пункты 38 и 39 Правил N 861 к обязательствам смежных сетевых организаций относят также соблюдение требуемых параметров надежности энергоснабжения и качества электрической энергии, режимов потребления электрической энергии, включая поддержание соотношения потребления активной и реактивной мощности на уровне, установленном законодательством Российской Федерации, а также поддержание соответствующих обязательным требованиям параметров надежности энергоснабжения и качества электрической энергии, включая условия параллельной работы электрических сетей, принадлежащих сторонам договора."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 февраля 2012 г. N Ф06-12482/11 по делу N А55-7173/2011