г. Казань |
|
28 февраля 2012 г. |
Дело N А65-816/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
истца - Камалетдиновой Р.Т., по доверенности от 30.12.2011 N 119-14/260,
ответчика - Железняка Д.В., по доверенности от 10.01.2012 (б/н),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.09.2011 (судья Хамитов З.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи: Семушкин В.С., Попова Е.Г.)
по делу N А65-816/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Татэнергосбыт" (ИНН1657082308), г. Казань, к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (ИНН 1655029010, ОГРН 1031624000320), г. Казань, об оспаривании постановления от 27.12.2010 N 11-40-443/ПН о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Татэнергосбыт" (далее - ОАО "Татэнергосбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее - административный орган) от 27.12.2010 N 11-10-443/пн о назначении административного наказания по части 1 статьи 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.09.2011 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный орган просит вынесенные по делу судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.09.2011 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, административным органом проведена плановая выездная проверка деятельности ОАО "Татэнергосбыт", в ходе проведенной проверки установлено, нарушение требований пункта 2 статьи 89 Федерального закона от 26.12.1995 N 208 "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ), пункта 186 подраздела 4.1 "Бухгалтерский учет и отчетность", раздела 4 "Учет и отчетность", Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Федеральной архивной службы России от 06.10.2000, статьи 436 подраздела 4.1 "Бухгалтерский учет и отчетность", раздела 4 "Учет и отчетность" Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 N 558, не обеспечило хранение вышеуказанных договоров по месту нахождения его исполнительного органа.
Местом нахождения исполнительного органа общества является: 420126, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Ямашева, д. 57А.
На основании проверки административным органом в отношении общества составлен протокол от 22.12.2010 N 11-10-448/пр-ап об административном правонарушении и вынесено постановление от 27.12.2010 N 11-10-443/пн о назначении административного наказания по части 1 статьи 13.25 КоАП РФ в виде штрафа размере 200 000 рублей.
Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось в арбитражный суд с указанным требованием.
Ранее ОАО "Татэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным предписания административного органа от 25.11.2020 N 11-10-СВ-03/1227 Т, в котором заявителю предписывалось обеспечить хранение всех вышеуказанных документов по месту нахождения исполнительного органа ответчика: г. Казань, ул. Ямашева, д. 57А.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.03.2011 по делу N А65-29269/2010 оставленным баз изменения постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2011 и Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.08.2011 заявленное требование удовлетворено.
Признавая вышеуказанное предписание недействительным, суды исходили из следующего.
Согласно пунктам 1, 4 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Подпунктом 6.6 Положения установлено, что Федеральная служба по финансовым рынкам с целью реализации своих полномочий имеет право пресекать нарушение законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
Для осуществления контроля и надзора за деятельностью организаций РО ФСФР России проводит проверки в порядке, утвержденном приказом ФСФР России от 13.11.2007 N 07-107/пз-н, по результатам которой в случае обнаружения нарушений законодательства Российской Федерации может быть направлено предписание об устранении нарушений законодательства и/или о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений впредь. Право выдачи таких предписаний предусмотрено и пунктом 2.1.7 Положения о РО ФСФР в Волго-Камском регионе, утвержденного Приказом ФСФР России от 12.09.2006 N 06-157/П3.
Согласно пункту 8.3.3 Положения годовая бухгалтерская отчетность акционерного общества должна содержать: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительную записку.
Пунктом 8.3.5 Положения предусмотрено, что акционерное общество в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) годового общего собрания акционеров, на котором был рассмотрен вопрос об утверждении годовой бухгалтерской отчетности, акционерное общество, указанное в настоящем пункте, обязано опубликовать на странице в сети Интернет сообщение об утверждении (неутверждении) годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества.
Вместе с тем, действующим законодательством, в том числе Положением о раскрытии информации, не установлены специальные требования к форме сообщения, что подтверждается формулировкой пункта 8.3.5 Положения о раскрытии информации.
Ввиду отсутствия специальных требований к форме сообщения к опубликованной на официальном сайте общества бухгалтерской отчетности за 2009 год (текст сообщения "Годовая бухгалтерская отчетность за 2009 год") в течение 2-х дней с даты принятия единственным акционером общества решения об утверждении указанной отчетности (28.05.2010) к наименованию ранее размещенного документа добавлена надпись следующего содержания: "утвержденная единственным акционером ОАО "Татэнергосбыт" - ОАО "Татэнерго" решением от 28.05.2010 N 6".
Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организации, с указанием сроков хранения, утвержденный руководителем Федеральной архивной службой России 06.10.2000, предусматривает хранение в составе документов бухгалтерского учета (раздел 4) некоторые виды договоров.
Согласно пункту 2 предписания общество, в нарушение пункта 2 статьи 89 Федерального закона N 208-ФЗ, пункта 186 подраздела 4.1 "Бухгалтерский учет и отчетность" раздела 4 "Учет и отчетность" Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Федеральной архивной службы России от 06.10.2000, статьи 346 подраздела 4.1 "Бухгалтерский учет и отчетность" раздела 4 "Учет и отчетность" Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организации, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 N 558 не обеспечило хранение хозяйственных договоров общества по месту нахождения его исполнительного органа.
Суды первой и апелляционной инстанций, признавая предписание в данной части незаконным, правомерно исходили из следующего.
Пунктом 1 статьи 89 Федерального закона N 208-ФЗ предусмотрено, что общество обязано хранить следующие документы: документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе; внутренние документы общества; годовые отчеты; документы бухгалтерского учета; документы бухгалтерской отчетности; отчеты независимых оценщиков; заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
В названный перечень договоры, заключаемые обществом в процессе осуществления им хозяйственной деятельности, не входят.
Доказательств того, что уставом общества, его внутренними документами, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета), органами управления установлен перечень иных документов (указанных в пункте 1 статьи 89 Федерального закона N 208-ФЗ) Ответчиком не представлено.
Таким образом, судами сделан вывод о том, что заявителем не нарушены требования законодательства о хранении документов и о том, что у ответчика отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого предписания.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Так как при рассмотрении дела N А65-29269/2010 установлено отсутствие нарушений порядка хранения договоров со стороны общества, установлено отсутствие вины ОАО "Татэнергосбыт" во вменяемом ему административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.25 КоАП РФ, то суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сделали вывод, о признании оспариваемого постановления административного органа незаконным.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.09.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 по делу N А65-816/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Сафин |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 статьи 89 Федерального закона N 208-ФЗ предусмотрено, что общество обязано хранить следующие документы: документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе; внутренние документы общества; годовые отчеты; документы бухгалтерского учета; документы бухгалтерской отчетности; отчеты независимых оценщиков; заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
...
Доказательств того, что уставом общества, его внутренними документами, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета), органами управления установлен перечень иных документов (указанных в пункте 1 статьи 89 Федерального закона N 208-ФЗ) Ответчиком не представлено.
...
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Так как при рассмотрении дела N А65-29269/2010 установлено отсутствие нарушений порядка хранения договоров со стороны общества, установлено отсутствие вины ОАО "Татэнергосбыт" во вменяемом ему административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.25 КоАП РФ, то суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сделали вывод, о признании оспариваемого постановления административного органа незаконным."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 февраля 2012 г. N Ф06-830/12 по делу N А65-816/2011
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-830/12