г. Казань |
|
28 февраля 2012 г. |
Дело N А57-12431/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
заинтересованных лиц - администрации муниципального образования "Город Саратов" - Сащенко С.Г., доверенность от 06.06.2011 N 01-4/57,
Комитета по землепользованию и градостроительству - Соловьевой Ю.С., доверенность от 30.11.2011 N 02-08/05-17664,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
иных заинтересованных лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Александрова Вячеслава Олеговича
на определение Арбитражного суда Саратовской области от 27.12.2011 (председательствующий судья - Степура С.М., судьи Землянникова В.В., Огнищева Ю.П.)
по делу N А57-12431/2011
по заявлению индивидуального предпринимателя Александрова Вячеслава Олеговича, заинтересованные лица - Саратовская городская Дума, администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, Прокуратура Саратовской области, о признании пунктов 1.50, 3 решения Саратовской городской Думы от 27.04.2010 N 50-595 "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", опубликованного 19.05.2010 в газете "Саратовская панорама", Специальный выпуск N 46(563) противоречащими пункту 4 части 1 статьи 34, пункту 3 части 2 статьи 34, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 3 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", пункту 27 Требований к составлению карты (плана) объекта землеустройства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Генеральному плану города Саратова (основной чертеж), утвержденному решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-240, статьям 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации и недействующими с момента принятия,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель Александров Вячеслав Олегович (далее - ИП Александров В.О., предприниматель, заявитель) с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании пунктов 1.50, 3 решения Саратовской городской Думы от 27.04.2010 N 50-595 "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", опубликованного 19.05.2010 в газете "Саратовская панорама", Специальный выпуск N 46(563) противоречащими пункту 4 части 1 статьи 34, пункту 3 части 2 статьи 34, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статье 3 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", пункту 27 Требований к составлению карты (плана) объекта землеустройства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Генеральному плану города Саратова (основной чертеж), утвержденному решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-240, статьям 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации и недействующими с момента принятия.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Саратовская городская Дума, администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, Прокуратура Саратовской области.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 27.12.2011 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
В кассационной жалобе предприниматель, полагая, что вывод о неподведомственности данного спора арбитражному суду основан на неправильном применении норм материального и процессуального права, просит определение Арбитражного суда Саратовской области от 27.12.2011 по делу N А57-12431/2011 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
В отзыве администрация муниципального образования "Город Саратов", полагая определение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы от иных участников процесса на кассационную жалобу в суд не представлены.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, находит основания для его отмены.
Из материалов дела следует, что распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 27.04.2009 N I-1060р (л. д. 13) утвержден акт о выборе земельного участка площадью 850 кв. м (категория земли - земли населенных пунктов, вид - Р1 - зона рекреационно-ландшафтных территорий) для строительства лодочной станции и предварительно согласовано ИП Александрову В.О. место размещения данного объекта рекреационного назначения (установлены границы земельного участка). Проект границ земельного участка был согласован 31.10.2008 Комитетом по земельным ресурсам администрации г. Саратова (л. д. 25). Данный участок расположен в прибрежной защитной полосе Волгоградского водохранилища (л. д. 22).
Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280, утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов". Указанный нормативный акт опубликован для всеобщего сведения в печатном издании "Саратовская панорама" от 17.05.2008 N 54 (303).
Решением Саратовской городской Думы от 27.04.2010 N 50-595 внесены изменения в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" (опубликовано для всеобщего сведения в печатном издании "Саратовская панорама" от 19.05.2010 N 46 (563)). Пунктом 1.50 Решения Саратовской городской Думы от 27.04.2010 N 50-595 изложена в новой редакции "Карта градостроительного зонирования территории города". Пунктом 3 этого решения предусматривалось, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановлением и.о. главы администрации муниципального образования "Город Саратов" от 25.01.2011 N 37 отказано заявителю в предоставлении для строительства лодочной станции земельного участка площадью 850 кв. м, поскольку в данной территориальной зоне строительство лодочных баз, станций не предусмотрено (л. д. 29).
Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании пунктов 1.50, 3 решения Саратовской городской Думы от 27.04.2010 N 50-595, указав, что в результате изменения границ территориальной зоны Р-1 необходимый ему для ведения экономической деятельности земельный участок оказался в двух территориальных зонах - Р-1 и Ж-5, что противоречит положениям статей 30, 34 ГрК РФ, статьи 85 ЗК РФ (л. д. 10). Предприниматель указал, что оспариваемые положения не обоснованно ограничивают его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, препятствуя осуществлению такой деятельности на основании полученных ранее в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок (л. д. 12).
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, указал, что заявителем оспаривается нормативный правовой акт, которым внесены изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", т. е. нормативный правовой акт, регулирующий земельные отношения. По мнению суда первой инстанции, статья 29 АПК РФ не относит к компетенции арбитражных судов рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу пункта 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно части 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Частью 4 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", таким образом, не только регулируют земельные отношения, как указал суд первой инстанции, но и, в первую очередь, регламентируют градостроительную деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемую в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства (пункт 1 статьи 1 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно статье 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или в арбитражный суд в определенном законом порядке.
Названный Закон, по существу, установил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы организаций или граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2005 N 3926/05, от 03.03.2009 N 14906/08, от 13.09.2011 N 6254/11.
Решение Саратовской городской Думы от 27.04.2010 N 50-595 является нормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, суд пришел к ошибочному выводу о неподведомственности данного спора арбитражному суду.
Следует также отметить, что отдельные положения оспариваемого по настоящему делу нормативного правового акта уже являлись предметом рассмотрения Арбитражного суда Саратовской области, которым соответствующие требования рассмотрены по существу (решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.12.2010, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.03.2011 по делу N А57-12877/2010, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2011 N ВАС-5393/11; решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.06.2011, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.09.2011 по делу N А57-16665/2010).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Саратовской области от 27.12.2011 по делу N А57-12431/2011 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить. Дело направить на новое рассмотрение по существу в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно статье 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или в арбитражный суд в определенном законом порядке.
Названный Закон, по существу, установил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы организаций или граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2005 N 3926/05, от 03.03.2009 N 14906/08, от 13.09.2011 N 6254/11."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 февраля 2012 г. N Ф06-1177/12 по делу N А57-12431/2011
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5800/12
21.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5800/12
11.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5800/12
26.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5800/12
28.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1177/12