г. Казань |
|
01 марта 2012 г. |
Дело N А06-5164/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Петрова А.Л., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
ответчика - Мухина С.Д., по доверенности от 28.02.2012 N 01-ДЗ-126,
третьего лица - управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани - Мухина С.Д., по доверенности от 28.12.2011 (б/н),
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
третьего лица - мэра города Астрахани - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гусаковой Елены Богдановны, г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.12.2011 (председательствующий судья Сорокин Н.А., судьи: Рыбников А.Н., Блажнов Д.Н.)
по делу N А06-5164/2010
по заявлению индивидуального предпринимателя Гусаковой Елены Богдановны (ОГРН 304301606300045), г. Астрахань, к Государственной Думе муниципального образования "Город Астрахань" (ОГРН 1043000702150), г. Астрахань, о признании Положения о порядке сноса строений, незаконно установленных на самовольно занятых муниципальных земельных участках, утвержденного решением городской Думы от 05.04.2007 N 35 недействующим, при участии третьих лиц: управления земельными ресурсами администрации г Астрахани, г. Астрахань, мэра города Астрахани (ОГРН 1033000821809), г. Астрахань
УСТАНОВИЛ:
предприниматель Гусакова Елена Богдановна (далее - Гусакова Е.Б., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании Положения о порядке сноса строений, незаконно установленных на самовольно занятых муниципальных земельных участках, утвержденного решением от 05.04.2007 N 35 Городской Думы Муниципального образования "Город Астрахань" (далее - МО "Город Астрахань") недействующим.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 14.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Гусакова Е.Б. просит указанное решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права, заявленные требования удовлетворить.
Проверив законность решения Арбитражного суда Астраханской области от 14.12.2011 в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции находит его подлежащим отмене исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Гусакова Е.Б. с торгов, устроенных судебным приставом-исполнителем, 05.06.2003 приобрела у МУП г. Астрахани "Тормес" имущество и право аренды на земельный участок, на котором был расположен рынок "На Маркина".
Городской Думой МО "Город Астрахань" 05.04.2007 принято решение N 35 "Об утверждении положения о порядке сноса строений, незаконно установленных на самовольно занятых муниципальных земельных участках" (далее по тексту - Положение). Данный нормативный правовой акт опубликован в официальном печатном издании Астраханская газета "Горожанин" от 03.05.2007 года N 10.
Протоколом заседания межведомственной комиссии по принятию решения об освобождении земельных участков из состава государственной и муниципальной собственности от незаконно установленных объектов движимого имущества от 01.12.2009 N 25 со ссылкой на оспариваемое Положение принято решение о демонтаже самовольно установленных малых архитектурных форм (металлические столы, навесы, киоски, размещенные по ул. Яблочкова/ул. Маркина в Ленинском районе города.
Гусакова Е.Б., считает, что принятое Положение нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку 05.06.2003 с торгов, организованных судебным приставом- исполнителем в рамках исполнительного производства приобрела у МУП г. Астрахани "Тормес" имущество и право краткосрочной аренды на земельный участок, на котором расположен рынок "На Маркина", а согласно протоколу заседания межведомственной комиссии, металлические киоски и прилавки по ул. Яблочкова,22/ул. Маркина (территория рынка) в ходят в перечень имущества, находящийся на земельном участке, подлежащим освобождению, в связи с чем, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ определены вопросы местного значения городского округа. В области собственности к ним относится только владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. В области торговли и общественного питания к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов (часть 1 статья 17 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 264 ГК РФ предусмотрено, что лица, не являющиеся собственниками земельного участка имеют право владения и право пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором.
В силу статьи 11 ГК РФ защита гражданских прав в административном порядке допускается только в случае, предусмотренном законом, во всех остальных случаях защита прав осуществляется судебными органами. Действующее законодательство не предоставляет административным органам права принимать решения о сносе самовольных построек, следовательно, такие решения может принимать только суд.
Решение вопросов о сносе самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка не относится к компетенции административных органов. Гражданское законодательство основано на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, судебной защиты нарушенных прав. Распоряжение о сносе в той или иной степени нарушает каждый из указанных базисных положений гражданского права.
В статье 2 ГК РФ перечислены законодательные акты, которыми могут регулироваться указанные правоотношения, акты органом местного самоуправления к ним не отнесены.
Таким образом, оспариваемым нормативным актом решаются вопросы гражданского законодательства, находящегося в ведении Российской Федерации, и создаются предпосылки для нарушения вещных прав собственников сносимых объектов.
В силу статьи 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно статьи 78 Федерального закона N 131-ФЗ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Исходя из изложенного суд кассационной инстанции считает, что оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления противоречит Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону N 131-ФЗ и является недействующим полностью.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.12.2011
по делу N А06-5164/2010 отменить, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гусаковой Елены Богдановны - удовлетворить. Признать Положение о порядке сноса строений, незаконно установленных на самовольно занятых муниципальных земельных участках, утвержденное решением от 05.04.2007 N 35 Городской Думы Муниципального образования "Город Астрахань" недействующим.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Сафин |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 11 ГК РФ защита гражданских прав в административном порядке допускается только в случае, предусмотренном законом, во всех остальных случаях защита прав осуществляется судебными органами. Действующее законодательство не предоставляет административным органам права принимать решения о сносе самовольных построек, следовательно, такие решения может принимать только суд.
...
В статье 2 ГК РФ перечислены законодательные акты, которыми могут регулироваться указанные правоотношения, акты органом местного самоуправления к ним не отнесены.
...
В силу статьи 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно статьи 78 Федерального закона N 131-ФЗ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Исходя из изложенного суд кассационной инстанции считает, что оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления противоречит Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону N 131-ФЗ и является недействующим полностью."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 марта 2012 г. N Ф06-1006/12 по делу N А06-5164/2010