г. Казань |
|
05 марта 2012 г. |
Дело N А65-18244/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Ибрагимовой А.А., доверенность от 10.01.2012 N 34-0/1,
ответчика - Мешковой Г.В., доверенность от 30.12.2011 N АГ-02/17434,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Водоканал", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.10.2011 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Захарова Е.И., Семушкин В.С.)
по делу N А65-18244/2010
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (ИНН: 1653006666, ОГРН: 1021602830370) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, при участии третьих лиц: открытого акционерного общества "Сельскохозяйственное предприятие "Юбилейное", Лаишевский район Республики Татарстан, село Габишево, (ИНН: 1624444440, ОГРН: 1021607358376), муниципального учреждения "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Лаишевского муниципального района", г. Лаишево Республики Татарстан, о признании оспаривании решения и предписаний от 23.06.2010 N 1, 2, делу N 05-218/2010 недействительными.
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Татарстан обратилось Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - заявитель, предприятие, МУП "Водоканал") с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик, антимонопольный орган) об оспаривании решения по делу от 23.06.2010 N 05-218/2010 и предписаний от 23.06.2010 N 1, 2.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.08.2010 к участию по делу в качестве третьего лица привлечено открытое акционерное общество "Сельскохозяйственное предприятие "Юбилейное" (далее - ОАО "СХП "Юбилейное", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2011 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2010 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.05.2011 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2010 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.05.2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение по безусловным основаниям.
Во исполнения указанного постановления определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.05.2011 к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено муниципальное учреждение "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МУ "УК ЖКХ Лаишевского муниципального района")
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.10.2011 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.10.2011 оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, МУП "Водоканал" обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган отклонил приведенные в ней доводы, считает судебные акты законными и обоснованными.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав объяснения представителей заявителя и антимонопольного органа, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ОАО "СХП "Юбилейное" в адрес антимонопольного органа направило жалобу (от 11.02.2010 исходящий N 124) на действия МУП "Водоканал", выразившиеся в неправомерном применении нормативов водоотведения, утвержденных Исполнительным комитетом г. Казани для потребителей, находящихся на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
В ходе проверки антимонопольным органом установлено, что МУП "Водоканал" осуществляет прием сточных вод в границах муниципального образования г. Казани от абонентов, находящихся в г. Казани, Лаишевском и Зеленодольском муниципальных районах Республики Татарстан, в границах присоединенных сетей.
В соответствии с договором на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 18.09.2007 N 11/2472 МУП "Водоканал" осуществляет прием сточных вод от ОАО "СХП "Юбилейное", в том числе от субабонентов, подключенных к канализационным сетям ОАО "СХП "Юбилейное" - открытое акционерное общество "Северо-западные магистральные нефтепроводы" и муниципальное учреждение МУ "УК ЖКХ Лаишевского муниципального района".
Открытое акционерное общество "Северо-западные магистральные нефтепроводы" и МУ "УК ЖКХ Лаишевского муниципального района" являются исполнителями коммунальных услуг и осуществляют прием сточных вод у населения села Габишево и села Песчаные Ковали Лаишевского муниципального района.
Приложениями N 2, 11 к договору по приему сточных вод от 18.09.2007 N 11/2472, заключенному между МУП "Водоканал" и ОАО "Сельскохозяйственное предприятие "Юбилейное", предусмотрено, что для расчета с потребителями услуг по водоотведению - собственниками жилых домов село, Песчаные Ковали и поселок Габишево нормативы водоотведения были установлены в размере 6,36 кубических метров с 1 человека в месяц, что соответствует нормативам потребления коммунальных услуг для населения, утвержденным постановлением Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 17.11.2007 N 2142.
МУП "Водоканал" с октября 2008 года для жителей село, Песчаные Ковали в одностороннем порядке изменило существующий порядок начисления платы за водоотведение путем применения нормативов водоотведения в соответствии с постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 04.08.2008 N 4328, то есть начало применять норматив водоотведения в размере 8,98 кубических метров с 1 человека в месяц, вместо ранее применяемого в размере 6,36 кубических метров. Для жителей поселка Габишево порядок начисления платы за водоотведение путем применения нормативов в соответствии с постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 04.08.2008 N 4328, изменился с июля 2009 года.
ОАО "СХП "Юбилейное" (от 18.06.2010 исходящий N 627) указало, что экономический ущерб общества в результате применения МУП "Водоканал" порядка начисления платы за водоотведение с использованием нормативов водоотведения, установленных постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 04.08.2008 N 4328, которые не подлежали применению для жителей Лаишевского муниципального района, составил 782 471,09 руб., в том числе за 2008 год - 21 526,83 руб., за 2009 год - 408 557,54 руб., за 2010 год - 352 386,72 руб.
Антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела в отношении МУП "Водоканал" вынесено решение от 23.06.2010 по делу N 05-218/2010 которым заявитель признан нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) в части нарушения порядка определения объемов потребленных коммунальных услуг водоотведения путем применения ненадлежащего норматива водопотребления.
Антимонопольным органом заявителю выданы предписания от 23.06.2010 N 1, 2 которыми предписывалось прекратить применение при расчетах с абонентами (субабонентами), находящимися на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, нормативов водоотведения установленных постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 04.08.2008 N 4328 - не допускать действия, которые могут привести к ущемлению интересов граждан - потребителей услуг водоотведения на территории г. Казани, Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов Республики Татарстан в пределах присоединенных сетей, в том числе применять при определении объемов потребленных коммунальных услуг водоотведения нормативов, установленных органами местного самоуправления муниципального образования, в границах которого находится абонент (субабонент) МУП "Водоканал".
Заявитель не согласился с решением и предписаниями антимонопольного органа и обратился в арбитражный суд.
Суды предыдущих инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований при новом рассмотрении дела, правомерно исходили из следующего.
В части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ содержится запрет на осуществление действий (бездействий) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (населения), в том числе применительно к данной ситуации - установление порядка определения объемов потребленных коммунальных услуг водоотведения путем применения ненадлежащего норматива водопотребления.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Ответчиком, с целью установления доминирующего положения МУП "Водоканал" на рынке водоотведения, проведен анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке.
Исходя из анализа сведений имеющихся в материалах дела и договоров на отпуск воды и прием сточных вод, судами установлено, что согласно части 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ, МУП "Водоканал", имея долю на товарном рынке услуг водоотведения более пятидесяти процентов и являясь единственным продавцом данной услуги на территории г. Казани, Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов Республики Татарстан в пределах присоединенных сетей занимает доминирующее положение на данном товарном рынке.
В соответствии с пунктами 2 и 4 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации "утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами - органами местного самоуправления.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что уполномоченными органами по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг являются органы местного самоуправления.
Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района устанавливает для абонентов Лаишевского муниципального района норматив потребления коммунальных услуг (в том числе и норматив водоотведения), для абонентов муниципального образования г. Казань - Исполнительный комитет муниципального образования г. Казань.
Таким образом, суды предыдущих инстанций правомерно указали, что действия МУП "Водоканал", занимающего доминирующее положение на локальном рынке услуг водоотведения и применяющего для жителей села Песчаные Ковали и села Габишево Лаишевского муниципального района нормативы водоотведения, установленные постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 04.08.2008 N 4328 (вместо нормативов водоотведения, установленных постановлением Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 17.11.2007 N 2142), нарушают часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ (в части нарушения порядка определения объемов потребленных коммунальных услуг - услуг водоотведения, путем применения ненадлежащего норматива водоотведения, результатом чего явилось ущемление интересов граждан - потребителей услуг водоотведения на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан в пределах присоединенных сетей).
Ссылка заявителя на то, что нормативы водоотведения, предъявляемые ОАО "СХП "Юбилейное", не влияют на конечного потребителя правомерна, отклонена судами предыдущих инстанции.
Исходя из анализа Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила пользования) МУП "Водоканал" является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, ОАО СХП "Юбилейное" - абонентом, а МУ "УК ЖКЧ Лаишевского муниципального района" - субабонентом, обеспечивающим граждан коммунальными услугами. При этом, в соответствии с Правилами пользования МУ "УК Жилищно-коммунального хозяйства Лаишевского муниципального района" не имеет возможности заключения прямого договора с МУП "Водоканал" без его согласия.
Исходя из изложенного, поскольку ОАО СХП "Юбилейное" не осуществляет прием сточных вод с последующей передачей их на очистные сооружения канализации, а осуществляет лишь одну из стадий процесса водоотведения-транспортировку сточных вод до сетей МУП "Водоканал", следовательно, в рамках всего технологического процесса водоотведения и ОАО СХП "Юбилейное", и МУП "Водоканал" являются ресурсоснабжающими организациями для управляющей компании. Таким образом, несмотря на наличие опосредованных сетей, на МУП "Водоканал" также распространяются требования для ресурсоснабжающих организаций.
Судами установлено, что МУП "Водоканал", не имея возможности производить начисления непосредственно населению, проживающему на территории Лаишевского муниципального района, тем не менее в объектной расшифровке к акту поставленных ресурсов для ОАО "СХП "Юбилейное" за 2008-2010 выделяло объемы сброса именно по жилым домам село Габишево и село Песчаные Ковали и применяло нормативы водоотведения установленные исполкомом г. Казани, предполагая, что ОАО "СХП "Юбилейное" будет выставлять к оплате данные объемы исполнителю коммунальных услуг МУ "УК ЖКХ Лаишевского района", а то, в свою очередь, гражданам.
Соответственно суды правомерно сделали вывод, о том, что поскольку конечными потребителями услуг водоотведения является население, и в договоре между МУП "Водоканал" и ОАО "СХП "Юбилейное" отдельно выделен объем сточных вод, принимаемых от населения, муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" обязано соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации и применять нормативы водоотведения Лаишевского района.
Применение ненадлежащего норматива водопотребления привело к нарушению со стороны заявителя части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ и как следствие суды обоснованно отказали в признании незаконным обжалуемых актов антимонопольного органа.
В кассационной жалобе заявителя не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в обеих судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка. Доводы, изложенные в жалобе не опровергают сделанных судами предыдущих инстанций выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.
При таких обстоятельствах и правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.10.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по делу N А65-18244/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района устанавливает для абонентов Лаишевского муниципального района норматив потребления коммунальных услуг (в том числе и норматив водоотведения), для абонентов муниципального образования г. Казань - Исполнительный комитет муниципального образования г. Казань.
Таким образом, суды предыдущих инстанций правомерно указали, что действия МУП "Водоканал", занимающего доминирующее положение на локальном рынке услуг водоотведения и применяющего для жителей села Песчаные Ковали и села Габишево Лаишевского муниципального района нормативы водоотведения, установленные постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 04.08.2008 N 4328 (вместо нормативов водоотведения, установленных постановлением Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 17.11.2007 N 2142), нарушают часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ (в части нарушения порядка определения объемов потребленных коммунальных услуг - услуг водоотведения, путем применения ненадлежащего норматива водоотведения, результатом чего явилось ущемление интересов граждан - потребителей услуг водоотведения на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан в пределах присоединенных сетей).
...
Исходя из анализа Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила пользования) МУП "Водоканал" является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, ОАО СХП "Юбилейное" - абонентом, а МУ "УК ЖКЧ Лаишевского муниципального района" - субабонентом, обеспечивающим граждан коммунальными услугами. При этом, в соответствии с Правилами пользования МУ "УК Жилищно-коммунального хозяйства Лаишевского муниципального района" не имеет возможности заключения прямого договора с МУП "Водоканал" без его согласия.
...
Применение ненадлежащего норматива водопотребления привело к нарушению со стороны заявителя части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ и как следствие суды обоснованно отказали в признании незаконным обжалуемых актов антимонопольного органа."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 марта 2012 г. N Ф06-1096/12 по делу N А65-18244/2010
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8255/12
21.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8255/12
05.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1096/12
19.12.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13748/11
16.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3209/11
26.01.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12954/2010