г. Казань |
|
13 марта 2012 г. |
Дело N А55-4854/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
при участии представителя:
общества с ограниченной ответственностью "ВЫМПЕЛ АС" - Воробьевой Н.В., доверенность от 21.11.2011 б/н,
в отсутствие:
Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВЫМПЕЛ АС", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.08.2011 (судья Шабанов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-4854/2011
по исковому заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "ВЫМПЕЛ АС", г. Самара (ИНН 6316091887, ОГРН 1046300558468) о взыскании 17 774 332,20 руб.,
по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЫМПЕЛ АС" к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о признании недействительным дополнительного соглашения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым требованием к обществу с ограниченной ответственностью "ВЫМПЕЛ АС" (далее - ООО "ВЫМПЕЛ АС", общество) о взыскании 17 774 332,2 руб., составляющие задолженность по арендной плате за пользование земельным участком за период с 01.09.2009 по 31.12.2010 в размере 16 843 128,33 руб. и неустойку за период с 11.12.2009 по 02.12.2010 в размере 931 203,87 руб., на основании договора аренды земельного участка от 24.04.2006 N 024484з.
ООО "ВЫМПЕЛ АС" предъявило встречное исковое заявление к Министерству о признании недействительным дополнительного соглашения от 22.07.2009 N 1 к договору от 24.04.2006 N 024484з аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.08.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011, исковые требования Министерства удовлетворены в полном объеме, с ООО "ВЫМПЕЛ АС" в пользу Министерства взыскано 17 774 332,20 руб., а также в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 111 871,66 руб. ООО "ВЫМПЕЛ АС" в удовлетворении встречного искового требования отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Представитель ООО "ВЫМПЕЛ АС", явившийся в судебное заседание, поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Министерство о времени и месте судебного разбирательства уведомлено, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Комитетом по управлению имуществом г. Самары (арендодатель) и ООО "ВЫМПЕЛ АС" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 24.04.2006 N 024484з, по условиям которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок площадью 49 192,5 кв. м, кадастровый номер 63:01:02 06 002:0037, относящийся к категории "земли поселений", находящийся по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Демократическая, под строительство, сроком с 28.02.2005 по 27.02.2019 (далее - договор аренды от 24.04.2006 N 024484з), о чем Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области сделана запись регистрации.
По акту приема-передачи от 24.04.2006, являющимся приложением N 4 к договору аренды от 24.04.2006 N 024484з, указанный земельный участок был передан ООО "ВЫМПЕЛ АС".
Пунктом 4.2 договора аренды от 24.04.2006 N 024484з предусмотрено, что арендатор обязуется вносить арендную плату за право пользования участком в размере, определенном в соответствии с расчетом арендной платы (приложение N 3), и в соответствии с пунктом 4.4 договора арендатор перечисляет арендную плату за каждый месяц не позднее десятого числа текущего месяца.
В силу пункта 4.3 договора аренды от 24.04.2006 N 024484з арендная плата может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке, в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей.
На основании пункта 7.2 договора аренды от 24.04.2006 N 024484з за просрочку арендных платежей начисляется пеня в размере 0,1% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
Министерство с 01.07.2006 осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, связанных со строительством, на основании Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" и постановления правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара".
22 июля 2009 года между Министерством и обществом было заключено дополнительное соглашение N 1, зарегистрированное Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области 03.12.2009, которым были внесены изменения в договор аренды от 24.04.2006 N 024484з в части размера арендной платы в соответствии с расчетом, указанным в приложении N 1, и распределения арендной платы по срокам уплаты.
Министерство, полагая, что общество в нарушение условий договора аренды от 24.04.2006 N 024484з и дополнительного соглашения от 22.07.2009 N 1 не выполнило обязательства в части полного и своевременного внесения арендной платы за пользование земельным участком, обратилось в арбитражный суд с исковым требованием о взыскании с ООО "ВЫМПЕЛ АС" за период с 11.12.2009 по 02.12.2010 задолженности в размере 16 843 128,33 руб. и неустойки в размере 931 203,87 руб.
ООО "ВЫМПЕЛ АС", считая, что дополнительное соглашение от 22.07.2009 N 1, которым предусмотрена методика определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденная постановлениями Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, от 25.04.2007 N 59, что привело к увеличению арендной платы, изменило Скад, а также распространение условий дополнительного соглашения на прошедшие два года противоречит пункту 4.3 договора аренды от 24.04.2006 N 024484з, обратилось в арбитражный суд со встречным исковом требованием о признании недействительным указанного дополнительного соглашения.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования Министерства, исходили из того, что арендные платежи за пользование земельными участками в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации относятся к нормативно регулируемым, поэтому органы государственной власти и местного самоуправления, которые выступают арендодателями земельных участков, вправе на основании соответствующих правовых актов в одностороннем порядке изменять как используемые в расчетах ставки, так и сам способ определения размера арендной платы.
В силу абзаца 5 пункта 10 статьи 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09 указано, что арендные платежи за пользование земельными участками в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации являются нормативно регулируемыми, поэтому органы государственной власти и местного самоуправления, которые выступают арендодателями земельных участков, вправе путем принятия соответствующих правовых актов в одностороннем порядке изменять как используемые в расчетах ставки, так и сам способ определения размера арендной платы.
Пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса установлено, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование земельным участком (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В пункте 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Из статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Как указывалось выше, пунктом 4.3 договора аренды от 24.04.2006 N 024484з определено, что арендная плата может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке, в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей.
На основании пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен. В этой связи арендная плата за пользование землей должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 25.04.2007 N 59 "О внесении изменений в Постановление Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" была изменена методика расчета арендной платы, в частности и за земельные участки, предоставляемые для строительства.
Стороны внесли изменения в договор аренды от 24.04.2006 N 024484з, в том числе изменили и методику расчета арендной платы, заключив дополнительное соглашение от 22.07.2009 N 1, которое не противоречит действующему законодательству и договору, в связи с чем суды, руководствуясь положениями статей 421, 424, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к правильному выводу, что требование ООО "ВЫМПЕЛ АС" о признании недействительным дополнительного соглашения от 22.07.2009 N 1 необоснованно и удовлетворению не подлежит.
Довод заявителя кассационной жалобы, что дополнительное соглашение от 22.09.2009 N 1 в связи с распространением его условий на прошедшие два года противоречит статьям 422, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной коллегией отклоняется.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
Стороны в самом дополнительном соглашении от 22.09.2009 N 1 оговорили распространение условий данного дополнительного соглашения на отношения, сложившиеся до его подписания, что не противоречит пункту 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом обществом указанное дополнительное соглашение было подписано добровольно и без каких-либо оговорок.
Суды обеих инстанций, проверив расчет арендной платы за пользование земельным участком по договору аренды от 24.04.2006 N 024484з за период с 01.09.2009 по 31.12.2010, произведенный Министерством в соответствии с дополнительным соглашением от 22.07.2009 N 1, пришли к выводу, что он не противоречит методике утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области", которым внесены изменения в постановление Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара".
Суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание, что дополнительное соглашение от 22.07.2009 N 1 заключено по соглашению сторон, учитывая, что общество ненадлежащим образом исполняло условия договора аренды от 24.04.2006 N 024484з и дополнительного соглашения от 22.07.2009 N 1, в результате чего у него образовалась задолженность по арендной плате за период с 01.09.2009 по 31.12.2010 в размере 16 843 128,33 руб., руководствуясь статьями 309, 310, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к правильному выводу, что требования Министерства о взыскании задолженности по арендной плате в указанной сумме обоснованы и подлежат удовлетворению.
Также суды первой и апелляционной инстанций, установив факт ненадлежащего исполнения ООО "ВЫМПЕЛ АС" договора аренды от 24.04.2006 N 024484з в части своевременной уплаты арендных платежей, руководствуясь статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 7.2 договора аренды от 24.04.2006 N 024484з, обоснованно взыскали с общества неустойку за период с 11.12.2009 по 02.12.2010 в размере 931 203,87 руб.
Доводы заявителя кассационной жалобы, что размер неустойки явно несоразмерен последствиям нарушенного обязательства, в связи с чем суды в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 42 Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и разъяснениями, содержащимися в пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", должны были снизить размер, взыскиваемой неустойки, судебной коллегией отклоняется.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" дано разъяснение, согласно которому, исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что общество не подавало ходатайства о снижении неустойки, равно как и не представило доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушенного обязательства, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для снижения размера неустойки, что согласуется с правовой позицией, сформулированной также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2011 N 11680/10.
Кроме того, в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что заявление ответчика о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства может быть сделано исключительно при рассмотрении судом дела по правилам суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не вправе снизить размер взысканной неустойки или увеличить размер сниженной судом на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойки по мотиву несоответствия ее последствиям нарушения обязательства, а равно отменить или изменить решение суда первой инстанции или постановление суда апелляционной инстанции в части снижения неустойки с направлением дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, поскольку определение судом конкретного размера неустойки не является выводом о применении нормы права (часть 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 11.08.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.08.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 по делу N А55-4854/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что общество не подавало ходатайства о снижении неустойки, равно как и не представило доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушенного обязательства, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для снижения размера неустойки, что согласуется с правовой позицией, сформулированной также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2011 N 11680/10.
Кроме того, в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что заявление ответчика о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства может быть сделано исключительно при рассмотрении судом дела по правилам суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не вправе снизить размер взысканной неустойки или увеличить размер сниженной судом на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойки по мотиву несоответствия ее последствиям нарушения обязательства, а равно отменить или изменить решение суда первой инстанции или постановление суда апелляционной инстанции в части снижения неустойки с направлением дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, поскольку определение судом конкретного размера неустойки не является выводом о применении нормы права (часть 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 марта 2012 г. N Ф06-1063/12 по делу N А55-4854/2011