• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 марта 2012 г. N Ф06-1464/12 по делу N А65-17879/2011

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Фирме было вынесено антимонопольное предписание за навязывание контрагенту невыгодных условий.

Поводом для этого послужил отказ фирмы исключить из договора условие о том, что все споры по нему рассматриваются третейским судом.

Суд округа счел, что оснований для вынесения предписания не было, и указал следующее.

Закон о защите конкуренции запрещает навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету сделки.

Между тем, исходя из законодательства, разрешение споров, касающихся исполнения сторонами условий договора, посредством обращения в третейский суд - право сторон.

Общая и альтернативная подсудность при рассмотрении споров может быть изменена соглашением сторон до принятия судом заявления (дела) к своему производству. Это означает, что последствия такой сделки связаны с областью процессуального права.

После заключения пророгационного соглашения оно не отличается от заключения двусторонней гражданско-правовой сделки. Необходимой предпосылкой выступает достижение согласованного волеизъявления сторон.

Оформление соглашения о подсудности в виде оговорки в рамках гражданско-правового договора не противоречит законодательству.

Напротив, невозможность заключить такое соглашение ограничивала бы право сторон этого договора.

В рассматриваемом случае на момент заключения договора стороны были согласны включить в него третейскую оговорку. Разногласий не было.

Соответственно, оснований полагать, что контрагент был вынужден (например, под угрозой наступления негативных последствий) заключить соглашение о третейской оговорке, нет.

Соглашение о подсудности представляет собой договор. Оно может быть изменено или расторгнуто сторонами в порядке, предусмотренном ГК РФ.

Таким образом, разногласия, возникшие между сторонами, мог бы разрешить суд, но не антимонопольный орган.