г. Казань |
|
20 марта 2012 г. |
Дело N А65-8615/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
ответчика - Суховой Е.К. (доверенность от 14.12.2011 N 26/03),
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного учреждения "Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства", г. Нижний Новгород
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.09.2011 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного от 30.11.2011 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судей Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу N А65-8615/2011
по заявлению Федерального государственного учреждения "Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства", г. Нижний Новгород (ИНН 5260901870, ОГРН 1025203017839) к Министерству энергетики Республики Татарстан, г. Казань, с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Дельта-флот" (ОГРН 1081690013140), общества с ограниченной ответственностью "Камская речная компания" (ИНН 1655172531, ОГРН 1091690008794), о признании незаконными решения и действий, недействительными торгов (аукциона),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение "Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" (далее - ФГУ "Волжское ГБУ", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Министерству энергетики Республики Татарстан (далее - Министерство, ответчик) с заявлением, с учётом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции, о признании незаконными решения и действий аукционной комиссии Министерства энергетики Республики Татарстан от 18.04.2011, оформленных протоколом рассмотрения заявок, о признании недействительным торгов (аукциона) на право пользования участками недр: 1315,0-1318,0 км, левого берега судового хода р. Волга.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.09.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного от 30.11.2011, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ФГУ "Волжское ГБУ" просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство, полагая вынесенные судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу от иных участников процесса в суд кассационной инстанции не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей (кроме ответчика) в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчика, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в средствах массовой информации: в газете "Республика Татарстан" от 01.03.2011 N 40-41 (26937-26938), а также в бюллетене "Недропользования в России" от 25.03.2011 и на официальном сайте ответчика размещено объявление об аукционе с указанием даты проведения аукциона 20.04.2011 со стартовым размером разового платежа за пользование недрами (задаток) в размере 2 565 750 руб.
Заявителем 31.03.2011 подана заявка на участие в вышеуказанном аукционе на право пользования месторождением: 1315,0-1318,0 км, левый берег судового хода р. Волга, проводимого на основании приказа Министерства энергетики Республики Татарстан от 01.02.2011 N 19/0.
Согласно протоколу N 19-19/0-2 от 18.04.2011 решением аукционной комиссии Министерства заявителю отказано в допуске к участию в аукционе по основаниям неудовлетворительных финансовых возможностей для эффективного и безопасного проведения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, так как у последнего не имеется финансовых возможностей для эффективного и безопасного проведения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, поскольку из представленных ФГУ "Волжское ГБУ" документов следует, что у предприятия имеется задолженность в размере 5 825 559,11 руб., и на момент подачи заявления на участие в аукционе не заключен договор займа или кредита.
Заявитель, считая отказ в допуске на участие в аукционе нарушающим права и его законные интересы в экономической деятельности и несоответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации, статье 14 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Согласно пункту 3 статьи 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), одним из видов пользования недрами является разведка и добыча полезных ископаемых.
Пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Закона "О недрах" установлено, что принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются органом государственной власти Российской Федерации относительно участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения. Аналогичные положения содержатся в статье 7 Закона Республики Татарстан от 25.12.1992 N 1722-XII "О недрах".
Статья 16 Закона "О недрах" предусматривает, что основаниями возникновения права пользования участками недр в соответствии с федеральным законом, в том числе, является решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения.
Положением о Министерстве энергетики Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.06.2010 N 484, установлено, что Министерство энергетики Республики Татарстан является исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, осуществляющим функции в том числе, в сфере недропользования, водопользования и по регулированию отношений в сфере пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения.
Из материалов дела следует, что приказом Министерства от 01.10.2010 N 15/0 утверждено положение о порядке подготовки и проведения аукционов на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участниками недр местного значения на территории Республики Татарстан. Приказом Министерства от 01.02.2011 N 19/0 утвержден порядок и условия проведения аукциона на право пользования месторождением "1315,0-1318,0 км, левый берег судового хода р. Волга" в г. Казани (далее - Порядок) с целью геологического изучения, разведки и добычи песка.
В соответствии со статьей 14 Закона "О недрах" в приеме заявки на участие в аукционе может быть отказано, если заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе, если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона, если заявитель не представил доказательства того, что он обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.
Аналогичное положение содержится в пункте 7.9 Порядка проведения аукциона. Данный ненормативный акт Министерства заявителем и иными недропользователями не оспаривался.
Как следует из протокола аукционной комиссии от 18.04.2011 N 19-19/о-2 были рассмотрены заявки на участие в аукционе следующих юридических лиц: ФГУ "Волжское ГБУ", ОАО "Речной порт Кама", ООО "Дельта-флот", ООО "Камская нерудная компания и ООО "Камская речная компания".
Заявителю отказано в допуске к участию в аукционе с указанием, что абзацем 1 подпункта "а" пункта 7 перечня сведений о заявителе (приложение N 3 к Порядку) предусмотрена обязанность представить данные о финансовых возможностях заявителя на участие в аукционе, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами. Из представленных документов ФГУ "Волжское ГБУ" следует, что у учреждения имеется задолженность в сумме 5 825 559руб.11 коп. и не имеется заключённых договоров займа или кредита на дату подачи заявки (справка N 22-06/3-3 от 25.03.2011).
Суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии представленных заявителем материалов требованиям утвержденного приказом Министерства порядка проведения аукциона.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судами проанализированы представленные учреждением финансово-хозяйственные документы, в результате чего установлено, что из отчёта о состоянии лицевого счёта получателя бюджетных средств N 033215169920 по состоянию на 01.03.2011 следует, что по операциям со средствами от приносящий доход деятельности остаток на 01.03.2011 составил сумму 8 035 983 руб. 19 коп., причём без права расходования указана сумма 1 495 884 руб. 73коп. Поступления по пункту 3.2 отчёта по деятельности, приносящий доход, составили сумму 40 520 517 руб 96 коп., а выплаты составили сумму 55 297 574руб. 71 коп., то есть расходы учреждения на момент подачи заявки превысили его доходы на 14 777 056руб. 75 коп., что не позволяло аукционной комиссии сделать вывод о положительном финансовом результате по приносящей доход деятельности, которую учреждение могло направить на освоение недр.
Согласно отчёту о финансовых результатах деятельности на 01.01.2011 доходы заявителя составили 408 102 693, 15 руб., а расходы составили 1 613 234 249руб. 39 коп., т.е. расходы заявителя превысили его доходы на 24 677 927 руб.
Оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что не соответствие представленных заявителем документов требованиям порядка проведения аукциона давало Министерству право на отклонение заявки учреждения.
В кассационной жалобе ФГУ "Волжское ГБУ", оспаривая вышеуказанные выводы судов о его финансово-хозяйственной деятельности, указывает, что в представленном аукционной комиссии "Отчете о финансовых результатах" учреждения объективно отражены доходы и расходы только по внебюджетной деятельности (приносящая доход деятельность). Именно эти средства учреждение может использовать при разработке месторождения (предмет аукциона). Внебюджетная деятельность отражена в графе 5: доходы - 399 839 755руб. 24 коп.; расходы - 371171207,02 руб.; чистый операционный результат - 24 550 272 руб. 03 коп. Учреждение не оспаривает факт наличия на дату рассмотрения заявки (18.04.2011) предъявляемой налоговыми органами задолженности недоимки в сумме 5 825 559 руб. 11 коп., указывая, что решением Арбитражного суда Нижегородской области от 30.05.2011 по делу N А43-6514/2011 налоговому органу отказано в удовлетворении требований о взыскании с заявителя задолженности по налогам и пени в сумме 6 399 461 руб. 11 коп., как просроченной к взысканию задолженности и не подлежащей взысканию.
Указанным доводам кассационной жалобы дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции, отметившим, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.05.2011 состоялось после оспариваемых действий ответчика по отказу в допуске заявителя к участию в аукционе.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что по смыслу пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации оспаривание сделки предполагает наличие у лица, обратившегося с таким требованием, соответствующей правовой заинтересованности.
Общество участником аукциона не являлось, так как его заявочные материалы не соответствовали требованиям порядка и условий проведения аукциона.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица; признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В то же время, нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101, при оспаривании торгов лицом, чьи права и законные интересы не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка их проведения, иск удовлетворению не подлежит. В данном случае, заявитель не является участником аукциона, поэтому его права и законные интересы не могут быть восстановлены путем оспаривания результатов аукциона от 20.04.2011, а равно итогового протокола данного аукциона.
Довод кассационной жалобы о том, что разъяснения, изложенные в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101, применимы исключительно к публичным торгам, проводимым в рамках исполнительного производства, суд кассационной инстанции отклоняет как не соответствующий судебной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 9461/10 по делу N А58-8731/08).
Поскольку гражданские права и интересы заявителя не нарушены, такой способ защиты права, как признание торгов недействительными по требованию последнего не может быть применен.
Заявленные в кассационной жалобе доводы учреждения были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана мотивированная оценка, основанная на нормах действующего законодательства.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.09.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного от 30.11.2011 по делу N А65-8615/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица; признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
...
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101, при оспаривании торгов лицом, чьи права и законные интересы не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка их проведения, иск удовлетворению не подлежит. В данном случае, заявитель не является участником аукциона, поэтому его права и законные интересы не могут быть восстановлены путем оспаривания результатов аукциона от 20.04.2011, а равно итогового протокола данного аукциона.
Довод кассационной жалобы о том, что разъяснения, изложенные в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101, применимы исключительно к публичным торгам, проводимым в рамках исполнительного производства, суд кассационной инстанции отклоняет как не соответствующий судебной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 9461/10 по делу N А58-8731/08)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 марта 2012 г. N Ф06-334/12 по делу N А65-8615/2011