г. Казань |
|
22 марта 2012 г. |
Дело N А12-10123/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Афанасьева И.Н., Сибгатуллина Э.Т.,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала на Приволжской железной дороге - Волгоградского отряда
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Клочкова Н.А., Никитин А.Ю.)
по делу N А12-10123/2011
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Урюпинский маслоэкстракционный завод" (ИНН 3438000024, ОГРН 1023405760620) к Федеральному государственному предприятию "Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала на Приволжской железной дороге - Волгоградского отряда (ИНН 7701330105, ОГРН 1037701021841) о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 88 204,81 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Урюпинский маслоэкстракционный завод" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с федерального государственного предприятия "Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице филиала на Приволжской железной дороге - Волгоградского отряда (далее - ответчик) суммы налога на добавленную стоимость в размере 88 204,81 руб., перечисленной по договору на оказание услуг по сопровождению и охране вагонов, являющейся неосновательным обогащением, а также понесенных судебных расходов.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.09.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 решение суда первой инстанции от 19.09.2011 отменено, иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным постановлением суда апелляционной инстанции, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином судебном составе, ссылаясь на нарушение норм материального права, выразившееся в неправильном толковании подпункта 2 пункта 1 и подпункта 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что 10.01.2009 между истцом (заказчик) и ответчиком (охрана) заключен договор на оказание услуг по сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования при перевозке железнодорожным транспортом N 8/НОР-2/59с, по условиям которого истец взял на себя обязательства оказывать возмездные услуги в соответствии с главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации по сменному сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования, перевозимых железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации, а заказчик обязался принимать и оплачивать оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором (пункт 2.1 договора).
Расчет за выполнение оказываемых охраной услуг производится по ставкам сбора за сменное сопровождение и охрану вагонов, контейнеров с грузами с начислением налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 18% (пункты 4.1.1, 4.2 договора).
В период 2009-2010 годов истцом перевозилось железнодорожным транспортом масло подсолнечное в Казахстан. Перевозчиком в его адрес были выставлены счета-фактуры за сопровождение и охрану перевозимых грузов с выделением НДС по ставке 18%, которые в установленном порядке были им оплачены. Общая сумма уплаченного НДС составила 88 204,81 руб.
При обращении в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Волгоградской области с заявлением о применении налогового вычета по НДС истцу было отказано, на том основании, что услуги, связанные с экспортом товара, который помещен под таможенный режим экспорта, облагаются НДС по налоговой ставке 0%.
Истец, посчитав, что ответчику неправомерно перечислена сумма НДС в размере 88 204,81 руб., обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что услуги по охране не входят в перечень работ и услуг, содержащихся в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем сделал вывод о том, что выставление перевозчиком своим грузоотправителям счетов-фактур с выделенным НДС в размере 18% является обоснованным и правомерным.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные исковые требования в полном объеме, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 данной статьи по налоговой ставке 0% производится также налогообложение работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Согласно подпункту 9 пункта 1 той же статьи налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.
Налогообложение производится по налоговой ставке 0% не только в случае выполнения российскими перевозчиками работ (услуг) по перевозке и транспортировке грузов, но и в случае выполнения работ (оказания услуг), связанных с такой перевозкой, иными организациями, в том числе к таким услугам относятся и услуги по сопровождению грузов.
Порядок сопровождения и охраны грузов, следующих железнодорожным транспортом, урегулирован правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 38 (далее - Правила).
Согласно пункту 1 названных Правил сопровождение грузов осуществляется проводниками, в качестве которых могут выступать грузоотправитель, грузополучатель либо уполномоченные ими лица, в том числе ведомственная охрана Министерства путей сообщения России и иных федеральных органов исполнительной власти.
Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что при перевозке грузов со сменным сопровождением в международном сообщении через российские пограничные передаточные станции их сопровождение осуществляется проводниками в следующем порядке: при перевозках экспортных грузов - от станции отправления на территории Российской Федерации до выходной пограничной передаточной станции на территории Российской Федерации. Сопровождение осуществляется от момента приема груза к перевозке на станции отправления - до момента отправления груза с выходной пограничной передаточной станции.
В силу статей 168, 169 Налогового кодекса Российской Федерации при оказании услуг, связанных с реализацией экспортных товаров, продавец услуг дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю услуг (экспортеру) соответствующую сумму НДС, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки - 0%.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
Поскольку денежные средства в размере 88 204,81 руб. получены без надлежащих на то правовых оснований (в нарушение норм налогового законодательства), то данные денежные средства составляют неосновательное обогащение ответчика, полученное за счет истца.
Оплата услуг по сопровождению и охране грузов с учетом НДС, исчисленного по ставке 18%, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. В этой связи судом апелляционной инстанции правомерно сделан вывод о неосновательном обогащении ответчика за счет истца.
Содержащиеся выводы суда апелляционной инстанции соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике по данной категории споров.
Правовая позиция по применению статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации относительно ставки НДС по оказываемым услугам по транспортировке экспортируемого товара за пределы Российской Федерации определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 N 8133/09 и от 15.02.2011 N 13485/10.
Таможенное оформление упомянутой продукции в названном таможенном режиме позволяет отнести услуги по ее сопровождению, охране, перевозке к работам (услугам), обозначенным в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ответчик, оказывая услуги по сопровождению и охране перевозимого груза, в отношении которого произведено оформление вывоза товара в таможенном режиме экспорта необоснованно включал в стоимость услуг НДС по ставке 18%.
Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.
Таким образом, приведенные доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судом апелляционной инстанции и подтвержденных материалами дела выводов, а направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении данного дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 по делу N А12-10123/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.Н. Афанасьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что при перевозке грузов со сменным сопровождением в международном сообщении через российские пограничные передаточные станции их сопровождение осуществляется проводниками в следующем порядке: при перевозках экспортных грузов - от станции отправления на территории Российской Федерации до выходной пограничной передаточной станции на территории Российской Федерации. Сопровождение осуществляется от момента приема груза к перевозке на станции отправления - до момента отправления груза с выходной пограничной передаточной станции.
В силу статей 168, 169 Налогового кодекса Российской Федерации при оказании услуг, связанных с реализацией экспортных товаров, продавец услуг дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю услуг (экспортеру) соответствующую сумму НДС, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки - 0%.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
...
Правовая позиция по применению статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации относительно ставки НДС по оказываемым услугам по транспортировке экспортируемого товара за пределы Российской Федерации определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 N 8133/09 и от 15.02.2011 N 13485/10.
Таможенное оформление упомянутой продукции в названном таможенном режиме позволяет отнести услуги по ее сопровождению, охране, перевозке к работам (услугам), обозначенным в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 марта 2012 г. N Ф06-1241/12 по делу N А12-10123/2011