г. Казань |
|
22 марта 2012 г. |
Дело N А57-2025/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Мельниковой Н.Ю., Арукаевой И.В.,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
ответчиков - извещены, не явились,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.07.2011 (судья Алькова В.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2011 (председательствующий судья Клочкова Н.А., судьи Лыткина О.В., Никитин А.Ю.)
по делу N А57-2025/2011
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара, к муниципальному образованию город Саратов в лице администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", с участием третьих лиц: муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Кировскому району г. Саратова", администрации Кировского района г. Саратова, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", межрайонного городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области, г. Саратов, о взыскании с субсидиарного должника процентов за пользование чужими денежными средствами, госпошлины,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "Волжская ТГК", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному образования "Город Саратов" (далее - МО "Город Саратов") в лице администрации МО "Город Саратов", Комитету по финансам администрации МО "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам, ответчик) о взыскании с субсидиарного должника процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 29.12.2006 по 27.11.2009 в сумме 510 500, 77 руб., а с 28.11.2009 по день фактической уплаты кредитору денежных средств 2 278 226, 31 руб., исходя из 8, 25 % годовых и расходов по оплате госпошлины в размере 11 605, 01 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.07.2011 по делу N А57-2025/2011 исковые требования удовлетворены частично. С МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам взыскано за счет средств казны МО "город Саратов" в пользу ОАО "Волжская ТГК" в порядке субсидиарной ответственности задолженность муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Кировскому району г. Саратова" (далее - МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова") по уплате процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.11.2009 по 16.02.2011 в размере 228 676 руб. 96 коп. и государственная пошлина в размере 4386, 84 руб. по исполнительному листу - серия АС N 001901855. В остальной части иска отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2011 данное судебное решение оставлено без изменения.
Комитет по финансам, не согласившись с решением арбитражного суда и постановлением арбитражного апелляционного суда, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, указывая на то, что Комитет по финансам не является распорядителем денежных средств.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит, по следующим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.04.2010 по делу N А57-6860/2009 с МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова" взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 29.12.2006 по 27.11.2009 в размере 510 500, 77 руб., а с 28.11.2009 по день фактической уплаты кредитору денежных средств 2 278 226,31 руб., исходя из 8,25 % годовых.
На основании указанного судебного акта был выдан исполнительный лист - серия АС N 001901855.
В связи с отсутствием добровольного исполнения судебного акта исполнительный лист был направлен для принудительного исполнения в Саратовский межрайонный городской отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области.
Постановлением Саратовского межрайонного городского отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области от 09.07.2010 возбуждено исполнительное производство N 63/46/10399/10/2010.
30.08.2010 постановлением судебного пристава-исполнителя Саратовского межрайонного городского отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области Толмачевым А.А. исполнительное производство N 63/46/10399/10/2010 окончено, в связи с отсутствием у МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова" имущества и денежных средств, на которое может быть обращено взыскание. Исполнительный лист возвращен истцу.
В соответствии со статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный лист был направлен истцом в Комитет по финансам.
Письмом от 16.11.2010 N 02-02/1464 исполнительный лист возвращен без исполнения, в связи с отсутствием в Комитете по финансам лицевого счета, открытого МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова", в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
На основании положений статей 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с пунктом 3.2 решения Саратовской городской Думы от 23.06.1998 N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", положением о Комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, арбитражные суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности с Комитета по финансам, так как последний, согласно возложенных на него функций, является главным распорядителем бюджетных средств МО "Город Саратов".
Довод Комитета по финансам о том, что он не является распорядителем денежных средств для МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова", правомерно отклонен арбитражным апелляционным судом по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что основной должник - МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова" по своему организационно-правовому статусу является муниципальным учреждением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Собственником имущества МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова" является МО "Город Саратов".
Таким образом, субсидиарную ответственность по обязательствам МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова" несет МО "Город Саратов".
Согласно статье 215 ГК РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского муниципального образования.
Представителем казны МО "Город Саратов" является Комитет по финансам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 данной статьи органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
В соответствии с положением о Комитете по финансам, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет по финансам - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно пункту 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, Комитет по финансам координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с пунктом 3.22 положения выступает в суде от имени МО "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно пункту 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов.
Таким образом, субсидиарную ответственность по обязательствам МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратов" несет МО "Города Саратов", интересы которого в арбитражном суде должен представлять Комитет по финансам.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, приводились заявителем и ранее, они являлись предметом судебного рассмотрения и получили надлежащую оценку. Фактически кассационная жалоба направлена на переоценку сделанных судами выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.07.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2011 по делу N А57-2025/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Н.Ю. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 данной статьи органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 марта 2012 г. N Ф06-934/12 по делу N А57-2025/2011