г. Казань |
|
26 марта 2012 г. |
Дело N А55-8203/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
Министерства имущественных отношений Самарской области - Зубовой Е.В., доверенность от 21.12.2011 N 462,
Департамента управления имуществом городского округа Самара - Игнатенко Т.В., доверенность от 07.09.2011 N 1459,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.09.2011 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Захарова Е.И.)
по делу N А55-8203/2011
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным распоряжения и обязании совершить определенные действия, третьи лица: государственное учреждение "Центр занятости населения городского округа Самара", г. Самара, муниципальное предприятие городского округа Самара "Перспектива", г. Самара, Департамент труда и занятости населения Самарской области, г. Самара, Министерство культуры Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самары (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее -теруправление) о признании незаконным распоряжения от 11.12.2006 N 573-р "О безвозмездной передаче государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения), как имущественных комплексов, в государственную собственность Самарской области" в части включения в него государственного учреждения Центра занятости населения города Самара как имущественного комплекса, расположенного по адресу: 443099, Самарская область, г. Самара, ул. Фрунзе, д. 115/117, обязании Министерства имущественных отношений Самарской области (далее минимущество) исключить из реестра имущества Самарской области, следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Фрунзе/Некрасовская, д. 115-117/29-31: здание нежилое, литера А, А1, А2, А3, общая площадь 143,7 кв.м, индивидуальный реестровый номер В 6310722000001, здание нежилое, литера Б, общая площадь 860,6 кв.м, индивидуальный реестровый номер В 6310722000002, здание нежилое, литера Г, общая площадь 441,9 кв.м, индивидуальный реестровый номер В 6310722000003.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.09.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011, в удовлетворении требований отказано.
Департамент, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении требований, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, выводы судов противоречат действующему законодательству и основаны на неправильном применении судом норм права.
В своем выступлении в суде кассационной инстанции представитель департамента доводы жалобы поддержала, а представитель минимущества в возражениях на жалобу просила в удовлетворении кассационной жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания жалобы извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили, в отзывах на жалобу судебные акты просили оставить в силе.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 АПКПФ законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Теруправлением издано распоряжение от 11.12.2006 N 573-р "О безвозмездной передаче государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения), как имущественных комплексов в государственную собственность Самарской области" (далее - распоряжение) в части включения в него государственного учреждения Центр занятости населения города Самары, расположенное по адресу: 443099, Самарская область, г. Самара, ул. Фрунзе, д. 115-117, как имущественный комплекс.
Минимущество письмом от 31.01.2011 N 12/966 сообщило департаменту, что в реестре имущества Самарской области числятся следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: 443099, Самарская область, г. Самара, ул. Фрунзе/Некрасовская, д. 115-117/29-31 - здание нежилое, литера А, А1, А2, А3, общая площадь 143,7 кв.м, индивидуальный реестровый номер В 6310722000001, здание нежилое, литера Б, общая площадь 860,6 кв.м, индивидуальный реестровый номер В 6310722000002, здание нежилое, литера Г, общая площадь 441,9 кв.м, индивидуальный реестровый номер В 6310722000003.
Данные объекты являются собственностью Самарской области на основании распоряжения.
Полагая, что указанное распоряжение является незаконным, департамент обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении требований, исходили из следующего.
Постановлением администрации города Самары от 13.05.1994 N 738 земельный участок площадью 1830 кв.м, на котором располагается здание, предоставлен Самарскому городскому центру занятости населения в аренду сроком на 20 лет, заключен договор от 02.08.1994 N 8866 аренды земельного участка.
22.11.1999 Самарскому городскому управлению Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Самарской области выдано свидетельство о внесении в реестр федерального имущества.
В соответствии с распоряжением теруправления от 23.08.2006 N 425-р за государственным учреждением Центром занятости населения города Самары на праве оперативного управления закреплены вышеуказанные нежилые здания, принятые по акту приема-передачи от 23.08.2006 N 47.
Согласно передаточному акту от 18.12.2006, распоряжению от 11.12.2006 N 573-р Росимущества государственное учреждение Центр занятости населения города Самара как имущественный комплекс безвозмездно передан из собственности Российской Федерации в государственную собственность Самарской области.
Судом установлено, и данное обстоятельство ни кем не оспаривается, что содержание спорных объектов осуществляется за счет средств субъекта Самарской области, что подтверждается представленными в материалы дела государственными контрактами, актами о приемке выполненных работ.
В качестве основания для включения объекта недвижимости в реестр муниципального имущества указано решение малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов от 17.09.1992 N 222.
Вышеуказанные нежилые здания на момент передачи в муниципальную собственность 17.09.1992 находились на балансе ПЖРТ Самарского района г. Самары, которое впоследствии преобразовано в МП г. Самары "Производственный жилищно-ремонтный эксплуатационный трест Самарского района", переименованное в МП г.о. Самара "Перспектива".
29.05.2009 муниципальный жилищный и нежилой фонд, находившийся в управлении Комитета по ЖКХ и ОН Администрации Самарского района, возвращен Департаменту управления имуществом городского округа Самара на основании соглашения о расторжении договора использования имущества муниципальной казны от 10.12.2004 N 000043Ф и акта приема-передачи объектов жилищного и нежилого фонда имущества муниципальной казны городского округа Самара. В приложении к соглашению о расторжении договора значатся, в том числе, нежилые здания, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Фрунзе, д. 115-117.
Согласно пунктов 3, 6 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 - 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности, передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации в 3-месячный срок со дня регистрации предложений соответствующих Советов народных депутатов в Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
В случае, если в установленные законодательством сроки не было принято решение Правительства Российской Федерации по объектам, передаваемым в государственную собственность областей, документом, подтверждающим право собственности на указанные объекты до момента их внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный перечень объектов.
Судами сделан правильный вывод о том, что объекты государственной собственности, не указанные в вышеуказанных приложениях, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности, должны передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации на основании предложений их законодательных органов.
В материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения вышеуказанного порядка передачи спорных объектов недвижимости в муниципальную собственность.
Согласно пункту 1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Таким образом, распоряжение является основанием возникновения права собственности Самарской области на имущество учреждений, включенных в утвержденный перечень.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что оспариваемое распоряжение в части включения в него государственного учреждения Центр занятости населения города Самара как имущественного комплекса, расположенного по вышеуказанному адресу, соответствует положениям действующего гражданского законодательства.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы иска и апелляционной жалобы, которым судами двух инстанций дана надлежащая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 06.09.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 по делу N А55-8203/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктов 3, 6 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 - 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности, передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации в 3-месячный срок со дня регистрации предложений соответствующих Советов народных депутатов в Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
...
Согласно пункту 1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 марта 2012 г. N Ф06-1632/12 по делу N А55-8203/2011