г. Казань |
|
27 марта 2012 г. |
Дело N А55-12226/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Самарской области
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ибятовой Э.М.,
при участии представителей:
заявителя - Мутолапова А.М. (доверенность от 19.03.2012),
ответчика - Медведкиной М.В. (доверенность от 28.12.2011 N 457),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства управления финансами Самарской области
на решение Арбитражного суд Самарской области от 29.08.2011 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Засыпкина Т.С., Кузнецов В.В.,)
по делу N А55-12226/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Полёт" (ОГРН 1092223004224, ИНН 2223970670) к Министерству управления финансами Самарской области о признании незаконным запрета на проведение стимулирующей лотереи от 07.06.2011 N МФ-13-07/1060,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Самарской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Полет" (далее - общество) к Министерству управления финансами Самарской области (далее - министерство) с заявлением о признании незаконным запрета министерства на проведение стимулирующей лотереи "2 из 5" на территории Самарской области от 07.06.2011 N МФ 13-07/1060 и обязании внести стимулирующую лотерею в реестр региональных лотерей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.08.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено путем использования систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Самарской области.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Основанием для обращения в арбитражный суд явился незаконный, по мнению заявителя, запрет министерства на проведение стимулирующей лотереи "2 из 5" от 07.06.2001 N МФ 13-07/1060.
В своем отказе министерство указало на то, что проведение лотереи связано с организацией деятельности по проведению развлекательных игр, а не с реализацией карт "Активный покупатель!", как предусмотрено условиями лотереи.
В ходе судебного разбирательства судами установлен следующий порядок проведения розыгрыша призового фонда.
Гражданин, желающий принять участие в лотерее, направляет заявку организатору лотереи.
В качестве направления заявки расценивается комплекс действий, которые данному гражданину необходимо совершить в следующем порядке: приобрести товар, с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи - карту "Активный покупатель!" в период с 01.11.2011 по 26.10.2012. На самом деле и (или) на упаковке товара должно присутствовать сообщение "Купи карту "Активный покупатель!", правильно ответь на вопросы викторины "Знание-Сила" и получи право на участие в стимулирующей лотерее "2 из 5"; получить поощрительную карту "Активный покупатель!" в рамках проводимой викторины "Знание-Сила"; предъявить поощрительную карту "Активный покупатель!" с отрывным талоном победителя викторины "Знание-Сила" представителю организатора лотереи в месте продаж товара.
По итогам совершения гражданином указанных действий договор между ним и организатором лотереи считается заключенным, а такой гражданин признается участником лотереи и обладает правом на участие в розыгрыше призового фонда.
По мнению нижестоящих инстанций, порядок направления заявки участникам стимулирующей лотереи и порядок приема такой заявки соответствует статье 16 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях).
Суды также отклонили довод ответчика о том, что проведение лотереи связано с организацией деятельности по проведению развлекательных игр, а не с реализацией карт "Активный покупатель!".
Между тем, признавая доводы министерства несостоятельными, суды не проанализировали в должной мере порядок проведения обществом стимулирующей лотереи, не исследовали принцип формирования призового фонда.
Более того, из "Условий стимулирующей лотереи", утвержденных директором общества, имеющихся в материалах дела, не представляется возможным оценить порядок организации стимулирующей лотереи "2 из 5", ввиду отсутствия листа N 4, имеющего существенное значение для рассмотрения данного спора.
Не дана должная оценка доводам ответчика о целесообразности введения обществом при проведении лотереи поощрительной карты.
Суды не установили, по каким критериям определяется победитель викторины "Знание-Сила" и каким образом это прописано в условиях организации проводимой обществом стимулирующей лотереи.
Не дана должная оценка доводам ответчика об отсутствии в правилах проведения викторины "Знание-Сила" информации о порядке определения числа, предусмотренного в поле "Уровень знаний", от которого зависит сумма выигрыша участника стимулирующей лотереи. (пункт 7 условий стимулирующей лотереи).
Судами сделан вывод о соответствии условий проведения стимулирующей лотереи положениям статьи 16 Закона о лотереях без оценки соответствия действий заявителя требованиям части 2 статьи 3, части 2 статьи 7, пункта 6 части 2 статьи 9 данного Закона.
В связи с необходимостью проверки проводимой лотереи положениям Закона о лотерее, а также Правилам проведения стимулирующей лотереи, утвержденных приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 09.08.2004 N 66н, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить ранее принятые судебные акты и направить их на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении учесть указания суда кассационной инстанции, дать оценку всем доводам контролирующего органа и принять законный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суд Самарской области от 29.08.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011 по делу N А55-12226/2011 отменить.
Направить дело на новое рассмотрения в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено путем использования систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Самарской области.
...
По мнению нижестоящих инстанций, порядок направления заявки участникам стимулирующей лотереи и порядок приема такой заявки соответствует статье 16 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях).
...
Судами сделан вывод о соответствии условий проведения стимулирующей лотереи положениям статьи 16 Закона о лотереях без оценки соответствия действий заявителя требованиям части 2 статьи 3, части 2 статьи 7, пункта 6 части 2 статьи 9 данного Закона.
В связи с необходимостью проверки проводимой лотереи положениям Закона о лотерее, а также Правилам проведения стимулирующей лотереи, утвержденных приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 09.08.2004 N 66н, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить ранее принятые судебные акты и направить их на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 марта 2012 г. N Ф06-1303/12 по делу N А55-12226/2011
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-12226/11
27.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1303/12
27.01.2012 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-706/12
21.11.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11364/11
29.08.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-12226/11