г. Казань |
|
27 марта 2012 г. |
Дело N А57-259б/2004 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Аглиуллиной Ф.Г.,
судей Богдановой Е.В., Ивановой А.Г.,
при участии представителя:
Федеральной налоговой службы - Дускалиева А.С., доверенность от 09.11.2011 N 24-15464,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Саратовской области, г. Маркс Саратовской области, на определение Арбитражного суда Саратовской области от 26.10.2011 (судья Чирков О.Г.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2011 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Грабко О.В., Жаткина С.А.) по делу N А57-259б/2004
по заявлению конкурсного управляющего федеральным государственным унитарным дорожным эксплуатационным предприятием N 331 Серебрякова Владимира Михайловича, г. Саратов, о разрешении возникших между конкурсным управляющим и уполномоченным органом разногласий в отношении предложений конкурсного управляющего о внесении изменений в порядок, сроки и условия продажи имущества должника, в рамках дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Диалл Альянс", г. Саратов, о признании несостоятельным (банкротом) федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия N 331, п. Степное Советского района Саратовской области,
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий Федеральным государственным унитарным дорожным эксплуатационным предприятием N 331 (далее - ФГУ ДЭП N 331) Серебряков Владимир Михайлович обратился в Арбитражный суд Саратовской области заявлением о разрешении разногласий, возникших между конкурсным управляющим ФГУ ДЭП N 331 и уполномоченным органом в отношении предложения конкурсного управляющего о внесении изменений в порядок, сроки и условия продажи имущества.
Определением от 08.06.2011 Арбитражный суд Саратовской области определил: устранить разногласия, возникшие между конкурсным управляющим ФГУ ДЭП N 331 Серебряковым В.М. и уполномоченным органом.
Внести изменения в порядок, сроки и условия продажи имущества ФГУ ДЭП N 331, содержащиеся в "Положении о порядке, сроках и условиях продажи имущества Федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия N 331", в следующей редакции: "Реализовывать недвижимое имущество должника по цене в 10% от цены, установленной независимым оценщиком:
/п |
наименование |
цена оценщика, руб. |
цена для реализации, руб. |
|
Здание - склад противогололедных материалов, нежилое 1-этажное, общая площадь 501,6 кв.м, инвентарный номер 63:244:002:000059290:А, литера "А", адрес объекта: Саратовская область, Советский район, с. Пионерское, в районе мостового перехода р. Нахой |
260 000 |
26 000 |
|
Сооружение - битумное хранилище, объемом 100 куб.м, площадью застройки 56,9 кв.м, назначение: сооружение, инвентарный номер 63:244:002:000059290:1, литера "1", адрес объекта: Саратовская область, Советский район, с. Пионерское, в районе мостового перехода р. Нахой |
150 000 |
15 000 |
Реализовывать недвижимое имущество должника по цене в 30% от цены, установленной независимым оценщиком:
/п |
наименование |
цена оценщика, руб. |
цена для реализации, руб. |
1 |
Нежилое здание, этажность: 2, литера "А", общей площадью 700.1 кв.м, инвентарный номер 63:401:001:02016300:А, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Бульварная, д. 2А |
2 880 000 |
864 000 |
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2011 определение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель - Федеральная налоговая служба - просит определение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных конкурсным управляющим требований отказать.
Уполномоченный орган считает, что реализация имущества по цене значительно меньше стоимости, определенной независимым оценщиком, не отвечает принципам разумности и целесообразности, поскольку значительно уменьшает вероятность наиболее полного удовлетворения требований кредиторов, тем самым повлечет нарушение их прав и законных интересов.
Кроме того, поскольку с даты проведения оценки имущества должника прошло более шести месяцев, то стоимость имущества, определенная в данных отчетах, не соответствует действующим на сегодняшний день ценам на экономическом рынке.
Проверив законность определения и постановления в соответствии со статьями 274, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 03.08.2005 должник ФГУ ДЭП N 331 признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Серебряков В.М.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 17.05.2007 были разрешены разногласия, возникшие между конкурсным управляющим и кредиторами в отношении предложений конкурсного управляющего о порядке, сроках и об условиях продажи имущества должника.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 25.10.2010 были разрешены разногласия, возникшие между конкурсным управляющим и уполномоченным органом и внесены изменения в порядок, сроки и условия продажи имущества ФГУ ДЭП N 331 о реализации движимого имущества должника согласно списку нереализованного движимого имущества ФГУ ДЭП N 331 по состоянию на 16.06.2010 по цене на 50% меньше стоимости, определенной независимым оценщиком, и о реализации недвижимого имущества ФГУ ДЭП N 331 по стоимости 30% от стоимости, определенной независимым оценщиком.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 04.07.2011 были разрешены разногласия, возникшие между конкурсным управляющим и уполномоченным органом и внесены изменения в порядок, сроки и условия продажи имущества ФГУ ДЭП N 331, в соответствии с которыми было решено реализовывать движимое имущество должника по цене в 20% от стоимости определенной независимым оценщиком, и реализовывать недвижимое имущество должника по цене в 15% от стоимости, определенной независимым оценщиком.
Конкурсный управляющий приступил к дальнейшей продаже имущества должника в соответствии с "Положением о порядке, сроках и условиях продажи имущества Федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия N 331, р.п. Степное Советский район Саратовская область" и внесенными в него изменениями, утвержденными определениями Арбитражного суда Саратовской области.
В настоящее время продажа имущества должника осуществляется в соответствии с "Положением о порядке, сроках и условиях продажи имущества Федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия N 331, р.п. Степное Советский район Саратовская область", утвержденным определением Арбитражного суда Саратовской области от 17.05.2007 и определением Арбитражного суда Саратовской области о разрешении разногласий от 25.10.2010.
В связи с необходимостью реализации имущества должника и проведения оценки имущества должника по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего определениями Арбитражного суда Саратовской области срок конкурсного производства несколько раз продлевался, последний раз срок продлен до 03.10.2011.
В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), в случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется внесение изменений в порядок, сроки и условия продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов соответствующие предложения об изменениях порядка, сроков и условий продажи имущества должника для утверждения.
В связи с тем, что срок конкурсного производства продлен до 03.10.2011, а часть имущество должника так и не была не реализована, в целях ускорения реализации имущества конкурсный управляющий вынес на собрание кредиторов, назначенное на 26.08.2011 следующие вопросы:
реализовывать недвижимое имущество должника по цене в 10% от цены, установленной независимым оценщиком:
/п |
наименование |
цена оценщика, руб. |
цена для реализации, руб. |
|
Здание - склад противогололедных материалов, нежилое 1-этажное, общая площадь 501,6 кв.м, инвентарный номер 63:244:002:000059290:А, литера "А", адрес объекта: Саратовская область, Советский район, с. Пионерское, в районе мостового перехода р. Нахой |
260 000 |
26 000 |
|
Сооружение - битумное хранилище, объемом 100 куб.м, площадью застройки 56,9 кв.м, назначение: сооружение, инвентарный номер 63:244:002:000059290:1, литера "1", адрес объекта: Саратовская область, Советский район, с. Пионерское, в районе мостового перехода р. Нахой |
150 000 |
15 000 |
Реализовывать недвижимое имущество должника по цене в 30% от цены, установленной независимым оценщиком:
/п |
наименование |
цена оценщика, руб. |
цена для реализации, руб. |
1. |
Нежилое здание, этажность: 2, литера "А", общей площадью 700.1 кв.м, инвентарный номер 63:401:001:02016300:А, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Бульварная, д. 2А |
2 880 000 |
864 000 |
В соответствии с журналом регистрации на собрании присутствовали представитель уполномоченного органа и представитель собственника должника.
Уполномоченному органу для обоснования необходимости решения вопросов, включенных в повестку дня, заблаговременно было направлено информационное письмо. Конкурсный управляющий представил на обозрение собранию кредиторов информацию о целесообразности принятия по второму вопросу положительного решения, в подтверждение которой ознакомил участников собрания кредиторов с отчетом независимого оценщика, приложил фотографии данных объектов недвижимости и другие материалы и пояснил, что настоящее время у действующих дорожных организаций Саратовской области отсутствует необходимость в хранилищах такого вида.
Указанные объекты недвижимости находятся в полуразрушенном состоянии и в силу своего месторасположения и технических характеристик могут быть использованы только по своему прямому назначению и не представляют интереса для предпринимательской деятельности, поскольку перепрофилирование битумного хранилища невозможно, а перепрофилирование склада противогололедных требует значительных капитальных вложений.
По результатам голосования собранием кредиторов по второму вопросу было принято решение:
Не реализовывать недвижимое имущество должника по цене в 10% от цены, установленной независимым оценщиком:
//п |
наименование |
цена оценщика, руб. |
цена для реализации, руб. |
|
Здание - склад противогололедных материалов, нежилое 1-этажное, общая площадь 501,6 кв.м, инвентарный номер 63:244:002:000059290:А, литера "А", адрес объекта: Саратовская область, Советский район, с. Пионерское, в районе мостового перехода р. Нахой |
260 000 |
26 000 |
|
Сооружение - битумное хранилище, объемом 100 куб.м, площадью застройки 56,9 кв.м, назначение: сооружение, инвентарный номер 63:244:002:000059290:1, литера "1", адрес объекта: Саратовская область, Советский район, с. Пионерское, в районе мостового перехода р. Нахой |
150 000 |
15 000 |
Конкурсный управляющий представил на обозрение собранию кредиторов информацию о целесообразности принятия по третьему вопросу положительного решения, в подтверждение которой ознакомил участников собрания кредиторов с отчетом независимого оценщика, приложил фотографии нежилого здания расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Бульварная, д. 2, и иные материалы.
Вышеуказанный объект недвижимости представляет собой полуразрушенное двухэтажное нежилое здание в аварийном состоянии, год постройки - 1950. Для оформления права аренды на земельный участок потребовалось значительное время. Рыночная цена объекта недвижимости определена независимым оценщиком в размере 2 880 000 руб. (отчет от 14.02.2010 N 0912.10.2М) и подтверждена положительным заключением государственного финансового контрольного органа (от 05.03.2011 N 05-1503).
ФГУ ДЭП N 331 периодически осуществляло публикации о продаже указанного имущества в СМИ, но до настоящего времени объект не реализован.
Существует большая вероятность того, что под влиянием погодных условий данный объект недвижимости будет полностью разрушен. Это, в свою очередь, поставит под сомнение сам факт продажи данного объекта недвижимости.
На дату проведения собрания к конкурсному управляющему обращаются покупатели с предложениями о приобретении в собственность данного недвижимого имущества по цене в 30% от стоимости, определенной независимым оценщиком.
По результатам голосования по третьему вопросу собранием кредиторов было принято решение:
Не реализовывать недвижимое имущество должника по цене в 30% от цены, установленной независимым оценщиком:
/п |
наименование |
цена оценщика, руб. |
цена для реализации, руб. |
1 |
Нежилое здание, этажность: 2, литера "А", общей площадью 700.1 кв.м, инвентарный номер 63:401:001:02016300:А, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Бульварная, д. 2А |
2 880 000 |
864 000 |
Согласно реестру требований кредиторов ФГУ ДЭП N 331 уполномоченный орган имеет 4141 голосов от общего числа голосов кредиторов, что составляет 59,5 % голосов всех кредиторов, и, соответственно, при приеме кредиторами решений по голосующим вопросам позиция уполномоченного органа определяет все решения собрания кредиторов.
Конкурсный управляющий, полагая, что между ним, уполномоченным органом и кредиторами имеются неразрешимые во внесудебном порядке разногласия по вопросу внесения изменений в порядок, сроки и условия продажи имущества должника, обратился в суд с вышеуказанным заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона о банкротстве, заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между ним и должником, жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 24 Закона о банкротстве, при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Удовлетворяя требования конкурсного управляющего, суд пришел к правильному выводу о том, что конкурсный управляющий при определении цены продажи имущества должника руководствовался принципом разумности.
С учетом того, что срок конкурсного производства неоднократно продлевался, позиция уполномоченного органа ведет к дальнейшему затягиванию процесса реализации имущества, увеличению срока конкурсного производства, необоснованному увеличению расходов на его проведение, что не отвечает интересам кредиторов и должника.
Доводы кассационной жалобы о том, что предложенная конкурсным управляющим цена значительно уменьшает вероятность наиболее полного удовлетворения требований кредиторов, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им была дана надлежащая оценка.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Поскольку цель конкурсного производства заключается не в наиболее полном, а в соразмерном удовлетворении требований кредиторов, то возражения уполномоченного органа не основаны на законе.
Доводы уполномоченного органа о том, что с даты оценки имущества должника прошло более 6 месяцев, со ссылкой на пункт 26 Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 "Об утверждении федерального стандарта оценки (ФСО N 1)" несостоятельны.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что в соответствии с пунктом 3 статьи 232 Закона о банкротстве, нормы законодательства, касающиеся оценки имущества должника, являются императивными, а статья 130 Закона о банкротстве, регламентирующая действия по оценке, повторную оценку не предусматривает. Изменение цены продажи имущества должника относится к компетенции собрания кредиторов или арбитражного суда, что и сделано в рамках настоящего дела.
Как следует из отзыва конкурсного управляющего на кассационную жалобу, после внесения арбитражным судом изменений в порядок, сроки и условия продажи имущества ФГУ ДЭП N 331, оставшееся недвижимое имущество должника было реализовано по договорам купли-продажи, зарегистрирован переход права собственности в регистрирующем органе, произведен расчет с кредиторами.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Саратовской области от 26.10.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2011 по делу N А57-259б/2004 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Аглиуллина |
Судьи |
Е.В. Богданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона о банкротстве, заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между ним и должником, жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 24 Закона о банкротстве, при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
...
Согласно статье 2 Закона о банкротстве конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
...
Доводы уполномоченного органа о том, что с даты оценки имущества должника прошло более 6 месяцев, со ссылкой на пункт 26 Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 "Об утверждении федерального стандарта оценки (ФСО N 1)" несостоятельны.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что в соответствии с пунктом 3 статьи 232 Закона о банкротстве, нормы законодательства, касающиеся оценки имущества должника, являются императивными, а статья 130 Закона о банкротстве, регламентирующая действия по оценке, повторную оценку не предусматривает. Изменение цены продажи имущества должника относится к компетенции собрания кредиторов или арбитражного суда, что и сделано в рамках настоящего дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 марта 2012 г. N Ф06-1281/12 по делу N А57-259Б/2004
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2012 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3989/12
06.04.2012 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-259Б/04
27.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1281/12
21.12.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9403/11
21.11.2011 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9403/11
19.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12125/11
05.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12125/11
21.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5805/11