г. Казань |
|
29 марта 2012 г. |
Дело N А55-24084/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Альмашевой Г.Д., Ананьева Р.В.,
при участии представителя:
истца - Верязова А.Н., доверенность от 28.08.2011 N 2,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.06.2011 (судья Воеводин А.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Романенко С.Ш., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-24084/2010
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Металлостандарт" (ИНН 6318119584, ОГРН 1026301503744) к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, об урегулировании разногласий по договору (о понуждении к заключению договора),
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Металлостандарт" (далее - ЗАО "Металлостандарт", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области, с учетом принятых уточнений, к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее - ТУ Росимущества по Самарской области, ответчик) о заключении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда, д. 2, площадью 5 969 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0929002:510, в редакции истца, с исключением пунктов 4.2.1 и исключением из пункта 4.4. указания на пункт 4.2.1 о том, что покупатель приобретает право собственности на участок, указанным в пункте 1.1 после государственной регистрации перехода права собственности, с представлением документов, указанных в пункте 4.2.1 договора.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.06.2011 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что внесение в договор условий, не предусмотренных законом или Распоряжением является неправомерным, поскольку взаимоотношения сторон по задолженности за пользование земельным участком подлежат разрешению в судебном порядке.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества по Самарской области просит принятые судебные акты отменить в связи с нарушением судами обеих инстанций норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судом не применена статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку у истца перед ответчиком имеется задолженность по оплате за пользование земельным участком.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу коллегия находит, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 31.12.2009 N 63-АД 443999, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.02.2010 N 01/021/2010-343 земельный участок, расположенный по адресу г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда, д. 2, с кадастровым номером 63:01:0929002:510 является собственностью Российской Федерации.
ЗАО "Металлостандарт" имеет на указанном земельном участке объекты недвижимого имущества, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 13.04.2007 серии 63-АВ N 150205, N 150205.
В связи с этим ЗАО "Металлостандарт" обратилось в ТУ Росимущества по Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности покупателя.
Решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-26260/2009 от 22.01.2010, вступившим в законную силу, бездействие ТУ Росимущества по Самарской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, признано незаконным.
При этом суд обязал ТУ Росимущества по Самарской области в месячный срок после вступления в законную силу решения арбитражного суда Самарской области по делу N А55-26260/2009 рассмотреть по существу обращение ЗАО "Металлостандарт" от 25.03.2009 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 5 969 кв. м (кадастровый номер 63:01:092 90 02:510) под производственную базу, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда, д. 2, и принять мотивированное решение с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации.
ЗАО "Металлостандарт" предоставило необходимые документы для оформления права собственности на спорный земельный участок.
05.04.2010 ТУ Росимущества по Самарской области принято распоряжение N 147-Р (в редакции распоряжения от 27.05.2010) "О предоставлении ЗАО "Металлостандарт" земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда, д. 2".
ТУ Росимущества по Самарской области в договоре купли-продажи земельного участка установило обязанность ЗАО "Металлостандарт", как покупателя, помимо цены выкупа земельного участка внести также плату за пользование земельным участком (пункт 4.2.1 договора). При этом, сумма, подлежащая оплате, по пункту 4.2.1 договора не установлена.
В связи с этим, ЗАО "Металлостандарт" предложило ответчику исключить из договора пункт 4.2.1 и в пункте 4.4 договора исключить указания на пункт 4.2.1, так как порядок их исполнения будет решен в судебном порядке, то есть отдельно от договора и направило протокол разногласий с просьбой исключить пункт 4.2.1 из договора.
Однако ТУ Росимущества по Самарской области не приняло предложения указанные в протоколе разногласий.
Данные обстоятельства явились поводом для настоящего иска.
Удовлетворяя требования ЗАО "Металлостандарт" суд первой инстанции указал, что ТУ Росимущества по Самарской области уже воспользовалось правом взыскания задолженности путем предъявления иска в рамках дела N А55-13126/2010 и расхождения в расчете не является основанием для включения в договор купли-продажи земельного участка условий, не связанных с предметом договора.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции апелляционный суд указал, что исключение из текста договора пункта 4.2.1 и в пункте 4.4 указания на пункт 4.2.1 не влияет на юридическую силу договора.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом, в том числе путем обязания контрагента заключить договор.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", одним из способов защиты нарушенных прав собственника объекта недвижимого имущества на приобретение в соответствии с положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации права собственности на земельный участок может являться иск о понуждении уполномоченного органа к заключению договора купли-продажи земельного участка, учитывая при этом, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (то есть является обязательным для уполномоченного органа).
В силу положений статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом Министерства экономического развития России от 30.10.2007 N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Согласно пункту 1 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного Правительством Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. На территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления (пункт 4 указанного Положения).
Следовательно, ТУ Росимущества по Самарской области является уполномоченным органом по распоряжению федеральным имуществом и вправе принять решение о продаже данного земельного участка, путем заключения договора купли-продажи без истребования дополнительных документов, не предусмотренных вышеназванным Перечнем.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 06.06.2011 по делу N А62-5451/2010.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основания для их отмены не имеются.
Довод заявителя о не применении судом статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации не может служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку предметом иска является преддоговорный спор при котором условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда, принятым, в том числе, с учетом отсутствия необходимости представления покупателем дополнительных документов, не предусмотренных законом или иными нормативно-правовыми актами.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.06.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011 по делу N А55-24084/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Г.Д. Альмашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
...
Приказом Министерства экономического развития России от 30.10.2007 N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Согласно пункту 1 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного Правительством Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. На территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления (пункт 4 указанного Положения).
...
Довод заявителя о не применении судом статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации не может служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку предметом иска является преддоговорный спор при котором условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда, принятым, в том числе, с учетом отсутствия необходимости представления покупателем дополнительных документов, не предусмотренных законом или иными нормативно-правовыми актами."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 марта 2012 г. N Ф06-496/12 по делу N А55-24084/2010