г. Казань |
|
03 апреля 2012 г. |
Дело N А06-3737/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
истца - Григорьевой Н.В., по доверенности от 30.12.2011 N 303,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Астраханского отдела госнадзора, г. Ростов-на-Дону,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.09.2011 (судья Цепляева Л.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи: Дубровина О.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А06-3737/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания", г. Астрахань, к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Астраханского отдела госнадзора, г. Ростов-на-Дону, о признании недействительным предписания от 11.04.2011 N 04-34/03, и об обязании ответчика устранить допущенное нарушение его прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным предписания Южного межрегионального территориального управления в лице Территориального отдела государственного надзора по Астраханской области (далее - ЮМТУ Росстандарта) от 11.04.2011 N 04-34/03.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 22.09.2011 заявленные требования удовлетворены, предписание ЮМТУ Росстандарта от 11.04.2011 N 04-34/03 года признано недействительным.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ЮМТУ Росстандарта просит вынесенные по делу судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность решения Арбитражного суда Астраханской области от 22.09.2011 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011 в порядке статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены исходя из следующего.
Материалами дела установлено, что на основании распоряжения от 16.03.2011 N 01-30/493 с 29.03.2011 по 25.04.2011 ЮМТУ Росстандарта проведена внеплановая выездная проверка общества по вопросу соблюдения обязательных требований: государственных стандартов, технических регламентов.
Для оценки соответствия показателей качества электрической энергии установленным нормам по ГОСТ 13109-97 "Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" ЮМТУ Росстандарта был произведен отбор проб электрической энергии на границе обслуживания и ответственности за состоянием электросетей и электрооборудования. Установка приборов и обработка результатов измерений проводилась по заданию ЮМТУ Росстандарта сотрудниками испытательной лаборатории по контролю показателей качества электрической энергии Федерального государственного учреждения "Астраханский ЦСМ".
В ходе проверки установлено, что общество допустило транспортирование (поставку, продажу) субабонентам электроэнергии, показатели которой не соответствуют обязательным требованиям ГОСТ 13109-97, а именно: пункт 5.2 по установившемуся отклонению напряжения (по нормально допустимому значению установившегося отклонения напряжения), пункт 5.4.2 - по коэффициенту n-ной гармонической составляющей напряжение, пункт 5.5.2 - по коэффициенту несимметрии напряжений по нулевой последовательности, что подтверждается протоколом испытаний учреждения от 08.04.2011 N 3.
По результатам проверки ЮМТУ Росстандарта составлен акт от 11.04.2011 N 04-31/15, обществу выдано предписание от 11.04.2011 N 04-34/03 об устранении в срок до 12.10.2011 нарушений обязательных требований пунктов 5.2, 5.4.2, 5.5.2 ГОСТ 13109-97.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с указанным заявлением.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из того, что ЮМТУ Росстандарта не доказало нарушение обществом действующего законодательства.
В данном случае, на основании Приказа от 13.10.2006 N 51-О Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области, общество имеет статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Астраханской области.
В соответствии с требованиями "Правил функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172 общество приобретает электроэнергию у производителей электроэнергии на оптовом рынке и реализует ее в соответствии с требованиями "Правил функционирования розничных рынков электроэнергии", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 потребителям розничного рынка электроэнергии Астраханского региона.
В силу статьи 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии с пунктом 65 Правил, качество электрической энергии, поставляемой по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии), должно соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям.
Согласно пункту 112 Правил качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, осуществляющих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии.
Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
Для обеспечения передачи электрической энергии конечным потребителям в их интересах, обществом заключен договор от 01.01.2007 N 2 с открытым акционерным обществом "Астраханьэнерго" (впоследствии, в связи с реорганизацией - ОАО "МРСК Юга"). Согласно пункту 3.3.1. указанного договора ОАО "МРСК Юга", как исполнитель по договору, принял на себя обязательства по обеспечению передачи принятой в свою сеть электроэнергии от точек приема (определенных приложением N 1 к вышеназванному договору) до точек поставки потребителям в пределах присоединенной мощности в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств.
В ходе вышеуказанной проверки отбор проб качества электрической энергии осуществлялся по адресу ул. Литейная д. 38, в схеме электрической сети: центр питания: ПС (подстанция) "Судостроительная" РУ (распределительного устройства) - 0,4 кВ, ТП (трансформаторная подстанция) 174 (Ф (фидер)-10), СШ 6 кВ, адрес: питающая дома по адресам: г. Астрахань, ул. 10-я Литейная, дома 5, 9, 31, 58, 60, 62, 82, 85.
Как установлено материалами дела и судебными инстанциями указанная точка контроля не является зоной ответственности общества, в которой оно имело бы объективную возможность воздействовать на качество электроэнергии, поскольку юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "Об Электроэнергетике" запрещено совмещать деятельность по купле-продаже электрической энергии с деятельностью по передаче электроэнергии, в связи с чем, общество не вправе иметь и не имеет на своем балансе передающего оборудования.
В рассматриваемом случае основанием для вынесения оспариваемого предписания явилось несоответствие показателей реализуемой обществом электроэнергии требованиям ГОСТ 13109-97, которые устанавливают показатели и нормы качества электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения, обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения.
Поскольку общество не является производителем электрической энергии, а осуществляет лишь ее транспортирование (передачу) по своим сетям, то необходимо установить, что несоответствие электрической энергии в системе электроснабжения явилось результатом неправомерных действий (бездействия) общества.
Показатели поступающей в сети ОАО "МРСК ЮГА" от общества электрической энергии не фиксировались и не исследовались, доказательств того, что на входе в электрические сети общества электрическая энергия была надлежащего качества, суду не представлено.
Кроме того, причины и условия отклонения от норм качества электрической энергии не исследовались, лица (энергоснабжающая организация или потребитель), объективно повлиявшие на качество продукции не устанавливались.
ЮМТУ Росстандарта нарушена процедура проверки, предусмотренная Федеральным законом N 159-ФЗ, на что обоснованно указано судами.
При таких обстоятельствах, выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правомерными.
Исходя из изложенного, кассационная инстанция пришла к выводу, что ЮМТУ Росстандарта не доказало нарушение обществом требований ГОСТ 13109-97.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.09.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011 по делу N А06-3737/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Астраханского отдела госнадзора - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Сафин |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено материалами дела и судебными инстанциями указанная точка контроля не является зоной ответственности общества, в которой оно имело бы объективную возможность воздействовать на качество электроэнергии, поскольку юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "Об Электроэнергетике" запрещено совмещать деятельность по купле-продаже электрической энергии с деятельностью по передаче электроэнергии, в связи с чем, общество не вправе иметь и не имеет на своем балансе передающего оборудования.
В рассматриваемом случае основанием для вынесения оспариваемого предписания явилось несоответствие показателей реализуемой обществом электроэнергии требованиям ГОСТ 13109-97, которые устанавливают показатели и нормы качества электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения, обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения.
...
ЮМТУ Росстандарта нарушена процедура проверки, предусмотренная Федеральным законом N 159-ФЗ, на что обоснованно указано судами.
При таких обстоятельствах, выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правомерными.
Исходя из изложенного, кассационная инстанция пришла к выводу, что ЮМТУ Росстандарта не доказало нарушение обществом требований ГОСТ 13109-97."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 апреля 2012 г. N Ф06-1706/12 по делу N А06-3737/2011
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1706/12
07.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-871/12
02.12.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8555/11
22.09.2011 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-3737/11