г. Казань |
|
17 апреля 2012 г. |
Дело N А57-7417/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
заявителя - Францева Р.А., доверенность от 01.10.2011 (б/н),
ответчика - администрации Петровского муниципального района Саратовской области - Ганина Д.Н., доверенность от 04.04.2011 (б/н),
в отсутствие:
ответчика - муниципального образования Саратовской области "Петровский муниципальный район" - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Петровского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 03.11.2011 (судья Алькова В.А.)
по делу N А57-7417/2010
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Исток" к администрации Петровского муниципального района Саратовской области, муниципальному образованию Саратовской области "Петровский муниципальный район", финансовому управлению администрации Петровского муниципального района, с участием третьих лиц: Правительства Саратовской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
в арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Исток", г. Петровск Саратовкой области (далее - ООО "Исток", Общество, заявитель) с исковым заявлением к администрации Петровского муниципального района Саратовской области, г. Петровск Саратовской области (далее - Администрация, ответчик) о взыскании убытков в сумме 3 958 600 рублей.
Исковое заявление мотивировано тем, что убытки в сумме 3 958 600 рублей, представляющие собой выпадающие доходы от оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в виде разницы между тарифами истца, установленными постановлением администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 03.11.2009 N 2125 "Об установлении тарифа на услугу ООО "Исток" по водоотведению", и экономически обоснованными затратами на услугу водоотведения, представленными истцом в соответствии с выводами экспертной организации - ООО "Аудиторская фирма "Константа-С" по производственной программе ООО "Исток" на 2009, 2010 годы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Правительство Саратовской области, муниципальное образование Саратовской области "Петровский муниципальный район", финансовое управление администрации Петровского муниципального района, г. Петровск Саратовской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, г. Саратов, Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области, г. Саратов.
Определением арбитражного суда Саратовской области от 12.10.2011 муниципальное образование Саратовской области "Петровский муниципальный район", финансовое управление администрации Петровского муниципального района, г. Петровск Саратовской области исключены из числа третьих лиц и привлечены в качестве соответчиков.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 03.11.2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 апелляционная жалоба возвращена ответчику в связи с отказом суда апелляционной инстанции в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы.
Администрация, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с кассационной жалобой, в которой, не обжалуя определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 о возврате апелляционной жалобы, просит судебный акт Арбитражного суда Саратовской области от 03.11.2011 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей (кроме заявителя и администрации Петровского муниципального района) в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
В судебном заседании 03.04.2012 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) был объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 10.04.2012.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и администрации Петровского муниципального района, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, находит основания для его отмены.
Как следует из материалов дела, с августа 2009 года по апрель 2010 года ООО "Исток" оказывало коммунальные услуги по водоотведению в Петровском муниципальном районе Саратовской области.
В материалы дела представлена согласованная администрацией Петровского муниципального района 06.10.2009 производственная программа ООО "Исток" на 2009, 2010 годы на предоставление услуг по водоотведению и расчет финансовых потребностей, необходимых для ее реализации.
Согласно выводам экспертной организации ООО "Аудиторская фирма "Константа-С" по производственной программе ООО "Исток" экономически обоснованная стоимость услуги водоотведения составляет 13,86 рублей с учетом НДС за 1 куб. м пропущенной сточной жидкости (или 11,75 рублей без НДС).
Постановлением администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 07.10.2009 N 1860 "Об установлении тарифа на услуги ООО "Исток" по водоотведению" установлен тариф для истца в размере 11,75 рублей за 1 куб.м отпущенной сточной жидкости (без НДС).
Вышеуказанное постановление от 07.10.2009 N 1860 в связи с протестом прокурора (т. 1 л. д. 28) отменено постановлением администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 27.10.2009 N 2051 (том 1 л. д. 30).
Позднее постановлением от 03.11.2009 N 2125 тариф на услуги ООО "Исток" по водоотведению установлен в размере 7,08 рублей за 1 куб.м (без НДС), указанный тариф вступает в действие для потребителей ООО "Исток" с 03.12.2009, для населения, пользующееся услугами ООО "Исток" по водоотведению, с 01.01.2010.
Размер убытков рассчитан истцом исходя из произведения объема услуг, оказанных ООО "Исток" в период с 01.08.2009 по 30.04.2010, и разницы между стоимостью услуг, установленных постановлением администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 03.11.2009 N 2125 и экономически обоснованными затратами на услуги водоотведения.
В связи с не возмещением расходов от предоставления услуг ООО "Исток" обратилось в суд с иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, ссылаясь на положения статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", статей 14, 17 и 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пришел к выводу, что должником в обязательстве по возмещению убытков является муниципальное образование - Петровский муниципальный район Саратовской области.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ).
В соответствии с положениями пункта 20 статьи 2 Закона N 210-ФЗ предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года.
Постановлением главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 18.12.2008 N 1804 тариф на услуги в сфере водоотведения с 18.01.2009 устанавливался в размере 6,67 руб./куб.м (т. 1 л. д. 31) на основании постановления Правительства Саратовской области от 05.12.2008 N 475-П.
Постановлением Правительства Саратовской области от 30.10.2009 N 537-П "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год" (далее - Постановление Правительства Саратовской области от 30.10.2009 N 537-П) установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, на 2010 год согласно приложению N 1, в котором Петровскому муниципальному району установлен предельный индекс в 106,18%.
Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства Саратовской области от 30.10.2009 N 537-П постановлением администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 03.11.2009 N 2125 тариф на услуги ООО "Исток" по водоотведению установлен в размере 7,08 рублей за 1 куб.м (без НДС) (т. 1 л. д. 23).
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ органы местного самоуправления полномочны устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Частью 6 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) (часть 1), осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (часть 6). Аналогичные положения содержатся в части 5 статьи 86 БК РФ.
Статьей 133 Конституции Российской Федерации местному самоуправлению в Российской Федерации гарантируется право компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами исполнительной власти.
Судом первой инстанции в оспариваемом судебном акте не приведены доказательства, свидетельствующие о предоставлении (выделении) администрации Петровского муниципального района Саратовской области финансовых средств на реализацию постановления Правительства Саратовской области от 05.12.2008 N 475-П и постановления Правительства Саратовской области от 30.10.2009 N 537-П.
Администрацией Петровского муниципального района Саратовской области в суде первой инстанции было заявлено, что Постановлением Правительства Саратовской области от 19.02.2008 N 53-П "О порядке предоставления субсидии из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги тепло-, водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек" был предусмотрен механизм компенсации выпадающих доходов (возмещения издержек) организациям коммунального комплекса при применении установленных предельных индексов, согласно которому компенсация должна была производиться за счет средств бюджета Саратовской области. Суд первой инстанции указанный довод ответчика проигнорировал, не дал ему в обжалуемом судебном решении никакой оценки.
В соответствии со статьей 170 АПК РФ в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
В силу пункта 3 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении суду необходимо руководствоваться пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" и определить публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование предоставления работ, услуг по льготным ценам с учетом правил статей 84-86 БК РФ, статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и разрешить спор на основе всестороннего и полного исследования и оценки имеющихся в материалах дела и дополнительно представленных участвующими в деле лицами документов, а также с учетом обстоятельств, изложенных в настоящем постановлении.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 03.11.2011 по делу N А57-7417/2010 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 6 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) (часть 1), осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (часть 6). Аналогичные положения содержатся в части 5 статьи 86 БК РФ.
Статьей 133 Конституции Российской Федерации местному самоуправлению в Российской Федерации гарантируется право компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами исполнительной власти.
...
При новом рассмотрении суду необходимо руководствоваться пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" и определить публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование предоставления работ, услуг по льготным ценам с учетом правил статей 84-86 БК РФ, статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и разрешить спор на основе всестороннего и полного исследования и оценки имеющихся в материалах дела и дополнительно представленных участвующими в деле лицами документов, а также с учетом обстоятельств, изложенных в настоящем постановлении."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 апреля 2012 г. N Ф06-737/12 по делу N А57-7417/2010
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11324/12
30.10.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-7417/10
06.06.2012 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-7417/10
17.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-737/12
26.12.2011 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-86/12