г. Саратов |
|
21 января 2013 г. |
Дело N А57-7417/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Тимаева Ф.И.
судей Волковой Т.В., Никитина А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зинченко И.А.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от общества с ограниченной ответственностью "Исток" Храмова Александра Евгеньевна по доверенности N 6 от 14.01.2013,
от администрации Петровского муниципального района Саратовской области Ганин Дмитрий Николаевич по доверенности 11.05.2012, выданной сроком на 1 год,
от правительства Саратовской области Ильинов Денис Валерьевич по доверенности N 1-07-08-589 от 16.04.2012, выданной сроком на 3 года,
от министерства финансов Саратовской области Петров Максим Вячеславович по доверенности N 08-03-01/3 от 09.01.2013, действительной по 31.12.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Исток"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 октября 2012 года по делу N А57-7417/2010, судья Игнатьев Д.Ю.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Исток", (г. Петровск ОГРН 1066404002246 ИНН 6444007168),
к администрации Петровского муниципального района Саратовской области, Саратовская область, г. Петровск,
муниципальному образованию Саратовской области "Петровский муниципальный район", Саратовская область, г. Петровск,
финансовому управлению администрации Петровского муниципального района, Саратовская область, г. Петровск,
третьи лица:
правительство Саратовской области, г. Саратов,
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, г. Саратов,
комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области, г. Саратов,
министерство финансов Саратовской области, г. Саратов,
о взыскании убытков в размере 3 958 600 руб.,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Исток" (далее ООО "Исток", общество, истец) с исковым заявлением к администрации Петровского муниципального района Саратовской области (далее администрация, ответчик) о взыскании убытков в сумме 3 958 600 руб.
Решением суда от 03 ноября 2011 г. по делу N А57-7417/2010 иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 апреля 2012 г. решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 ноября 2011 г. по делу N А57-7417/2010 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Кассационная инстанция указала, что при новом рассмотрении суду необходимо определить публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование предоставления работ и услуг по льготным ценам с учетом правил статей 84-86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Суду необходимо дать оценку доводам ответчика о необходимости применения при рассмотрении настоящего спора постановления правительства Саратовской области от 19.02.2008 г. N 53-П "О порядке предоставления субсидии из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги тепло-, водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек".
Решением от 30 октября 2012 г. Арбитражный суд Саратовской области в иске отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 октября 2012 г. по делу N А57-7417/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым взыскать с Петровского муниципального района Саратовской области убытки в сумме 3 958 600 руб. в пользу общества.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что выводы суда о не предоставлении доказательств, свидетельствующих о выделении администрацией финансовых средств на возмещение разницы в тарифах не обоснованны. Податель жалобы указывает на судебную практику, согласно которой обязанности по возмещению убытков возлагаются на соответствующий орган публично-правового образования согласно нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в период с августа 2009 г. по апрель 2010 г. общество оказывало коммунальные услуги по водоотведению в Петровском муниципальном районе Саратовской области.
В материалы дела представлена согласованная администрацией 06 октября 2009 г. производственная программа ООО "Исток" на 2009, 2010 годы на предоставление услуг по водоотведению и расчет финансовых потребностей, необходимых для ее реализации.
Согласно выводам экспертной организации по производственной программе общества экономически обоснованная стоимость услуги водоотведения составляет 13,86 руб. с учетом НДС за 1 куб.м пропущенной сточной жидкости (или 11,75 руб. без НДС).
Постановлением администрации от 07 октября 2009 г. N 1860 "Об установлении тарифа на услуги ООО "Исток" по водоотведению" установлен тариф для истца в размере 11,75 руб. за 1 куб.м отпущенной сточной жидкости (без НДС).
Постановление от 07 октября 2009 N 1860 в связи с протестом прокурора отменено постановлением администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 27 октября 2009 г. N 2051.
Позднее постановлением от 03 ноября 2009 г. N 2125 тариф на услуги ООО "Исток" по водоотведению установлен в размере 7,08 руб. за 1 куб.м (без НДС), который вступает в действие для потребителей ООО "Исток" с 03 декабря 2009 г., для населения, пользующегося услугами ООО "Исток" по водоотведению, с 01 января 2010 г.
Частью 1 статьи 9 Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее Закон о регулировании тарифов) предусмотрено, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Согласно части 4 статьи 9 Закона о регулировании тарифов в случае необоснованности производственной программы или ее несоответствия показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемым на основании мониторинга выполнения производственной программы данной организации коммунального комплекса, орган регулирования вправе дать предложения этой организации коммунального комплекса по изменению ее производственной программы и вернуть указанную производственную программу и указанные в частях 2 и 3 статьи расчеты организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий.
На основании части 7 статьи 9 Закона о регулировании тарифов по завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.
С учетом правильного применения указанных норм права, организация коммунального хозяйства направляет производственную программу и расчет тарифа не позднее, чем за три месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов, а регулирующий орган принимает решение о согласовании производственной программы и утверждении соответствующего ей тарифа не позднее, чем за месяц до его введения.
В силу пунктов 15, 17, 18 "Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организации коммунального комплекса организация коммунального комплекса", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520 орган регулирования в течение 5 рабочих дней от даты принятия решения об установлении тарифов и надбавок направляет копию решения и копию протокола или выписку из протокола заседания органа регулирования в организацию коммунального комплекса, а в Федеральную службу по тарифам в этот же срок - копию решения об установлении тарифов и надбавок.
Как верно установлено судом первой инстанции, производственная программа общества на 2010 г. согласована постановлением администрации от 03 ноября 2009 г. N 2125.
Определениями суда от 09 декабря 2010 г., 14 июля 2011 г. назначены судебно-бухгалтерская и дополнительная судебно-бухгалтерская экспертизы для определения размера убытков.
Согласно заключениям эксперта от 07 декабря 2010 г., 25 июля 2011 г. размер выпадающих доходов с 01 августа 2009 г. по 01 мая 2010 г. от предоставления услуг по водоотведению обществом в результате изменения тарифа на предоставление услуг по водоотведению с 11,75 руб. на 7,08 руб. за 1 куб.м. для юридических лиц составил 1 777 039,37 руб., для населения - 2 714 544,91 руб.
Между тем, истцом заявлены требования о взыскании убытков в сумме 3 958 600 рублей.
Согласно статьям 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Постановлением главы администрации от 18 декабря 2008 г. N 1804 тариф на услуги в сфере водоотведения с 18 января 2008 г. установлен в размере 6,67 руб./куб.м на основании постановления правительства Саратовской области от 05 декабря 2008 г. N 475-П.
Постановлением правительства Саратовской области от 30 октября 2009 г. N 537-П "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год" (далее - постановление правительства N 537-П) установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, на 2010 год согласно приложению N 1, в котором Петровскому муниципальному району установлен предельный индекс в 106,18%.
Во исполнение вышеуказанного постановления правительства N 537-П постановлением администрации от 03 ноября 2009 г. N 2125 тариф на услуги общества по водоотведению установлен в размере 7,08 руб. за 1 куб.м (без НДС).
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Закона о регулировании тарифов органы местного самоуправления полномочны устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
В соответствии со статьей 13 Закона о регулировании тарифов тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу от даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что администрация правомерно отменила постановление от 07 октября 2009 г. N 1860 "Об установлении тарифа на услуги ООО "Исток" по водоотведению" как принятое с нарушением требований постановления правительства N 537-П в части установления тарифа с превышением предельного индекса максимально возможного изменения установленного тарифа, так и в части нарушения срока вступления в силу установленного тарифа.
Вынесенное администрацией постановление от 03 ноября 2009 г. N 2125, которым установлен тариф на услуги общества по водоотведению в размере 7,08 руб. за 1 куб.м (без НДС) и согласована производственная программа истца, соответствует положениям закона.
Тариф 7,08 руб. за 1 куб.м. (без НДС) вступил в силу с 03 декабря 2009 г. До указанной даты действовал тариф, утвержденный постановлением главы администрации от 18 декабря 2009 г. N 1804 в размере 6,67 руб. за 1куб.м (без НДС).
В материалах дела отсутствуют доказательства о предоставлении (выделении) администрации финансовых средств на реализацию постановлений правительства Саратовской области от 05 декабря 2008 г. N 475-П и 30 октября 2009 г. N 537-П.
Положением о порядке предоставления из областного бюджета субсидии на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги тепло-, водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек (приложение N 1 к постановлению правительства Саратовской области от 19 февраля 2008 г. N 53-П) установлено, что предоставление субсидии производится органом исполнительной власти области в сфере жилищных отношений в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
Финансирование оказанных истцом услуг по водоотведению по тарифам, не обеспечивающим возмещение понесенных издержек, осуществляется Саратовской областью в лице уполномоченного органа.
Постановление правительства Саратовской области от 19 февраля 2008 г. N 53-П утратило силу с 28 января 2010 г.
В соответствие с "Положением о предоставлении из областного бюджета субсидии на предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения при предоставлении услуг населению по тепло-, водоснабжению, водоотведению в рамках реализации областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2007 - 2010 годы", утвержденным правительством Саратовской области от 30 марта 2010 г. N 96-П, организациям, оказывающим услуги населению, в том числе по водоотведению, предоставляются субсидии с целью возмещения затрат, связанных с поддержанием объектов инженерной инфраструктуры (сетей, сооружений, оборудования) в работоспособном состоянии.
Истец должен самостоятельно обращаться в уполномоченный орган, в частности, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, с требованием о компенсации выпадающих доходов (возмещения издержек) за период с августа 2009 г. по апрель 2010 г. в размере 3 958 600 руб., поскольку администрация не наделена указанными полномочиями.
Размер убытков сторонами не оспаривался.
Как пояснил в судебном заседании представитель, общество не обращалось за компенсацией убытков в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.
Судебной коллегией также установлено, что в суде первой инстанции истец отказался от замены ненадлежащего ответчика или вступления в дело второго ответчика и настаивал на взыскании убытков с администрации.
Истцом не доказан факт неправомерности действий, вины администрации, наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями администрации и возникшими убытками.
Поскольку истцом не доказано наличие условий, при которых убытки подлежат возмещению, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о взыскании с администрации убытков в заявленном размере.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда, сводятся к несогласию с оценкой судом установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены или изменения судебного акта. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов Арбитражного суда Саратовской области.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 октября 2012 года по делу N А57-7417/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Ф.И. Тимаев |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7417/2010
Истец: ООО "Исток"
Ответчик: Администрация Петровского муниципального района Саратовской области
Третье лицо: Комитет гос. регулирования тарифов Саратовской области, Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области, Муниципальное образование Саратвоской области - Петровский район, Правительство Саратовской области, Финансовое управление администрации петровского мун. района
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11324/12
30.10.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-7417/10
17.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-737/12
26.12.2011 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-86/12