г. Казань |
|
23 апреля 2012 г. |
Дело N А57-5357/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А. А.,
судей Хайруллиной Ф. В., Меленьтевой Р. Р.,
при участии представителей:
истца - Алексашова Н. А., директор, протокол от 27.01.2012 N 1, Гнусиной Ю. А., доверенность от 30.12.2011,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 02.11.2011 (судья Федорова Ю. Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012 (председательствующий судья Волкова Т. В., судьи Никитин А. Ю., Телегина Т. Н.)
по делу N А57-5357/2011
по исковому заявлению закрытого акционерного общества предприятие бытового обслуживания "Заря", г. Саратов, к администрации муниципального образования "Город Саратов" об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, с участием третьих лиц: комитета по управлению имуществом города Саратова, комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Калентьевой Надежды Юрьевны, г. Саратов, Симкиной Оксаны Анатольевны, г. Саратов, Сверчкова Валерия Михайловича, г. Саратов, Учарова Евгения Игоревича, г. Саратов, Разбегаева Алексея Анатольевича, г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество предприятие бытового обслуживания "Заря" (далее - ЗАО ПБО "Заря" - истец) обратилось с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик, администрация) об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принял уточнение исковых требований: истец просил обязать администрацию в лице комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" заключить с ЗАО ПБО "Заря" договор купли-продажи земельного участка площадью 9700 кв. м, из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:48:060126:51, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Большая Садовая, 141 во Фрунзенском районе, занимаемый складами и оптовыми базами П-Ш классов, отдельно стоящей котельной небольшой мощности, трансформаторной подстанцией, объектом для хранения индивидуального легкового транспорта - отдельно стоящим гаражом (до 5 машиномест), разрешенное использование земельного участка: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 17.05.2010 N 6448/201/10-7388, из них: ЗАО ПБО "Заря" - 846/1000 (восемьсот сорок шесть тысячных) доли земельного участка, Симкиной О. А. - 94/1000 (девяносто четыре тысячных) доли земельного участка, Сверчкову В. М. - 30/1000 (тридцать тысячных) доли земельного участка, Учарову Е. И. - 10/1000 (десять тысячных) доли земельного участка, Разбегаеву А. А. - 20/1000 (двадцать тысячных) доли земельного участка, согласно проекта договора, на следующих существенных условиях: Цена участка составляет 672 584 (Шестьсот семьдесят две тысячи пятьсот восемьдесят четыре) рубля 78 копеек, где плата за 846/1000 доли земельного участка, занимаемого объектами недвижимого имущества, принадлежащими на праве собственности ЗАО ПБО "Заря", с учетом применения льготной ставки в размере 2,5% от кадастровой стоимости составляет 508 041 (Пятьсот восемь тысяч сорок один) рублей 72 копейки.
Суд также принял в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от истца отказ от исковых требований к ответчику - комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением суда Саратовской области от 02.11.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012, исковые требования удовлетворены. Суд обязал администрацию заключить с ЗАО ПБО "Заря" договор купли-продажи земельного участка площадью 9700 кв. м, из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:48:060126:51, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Большая Садовая, 141 во Фрунзенском районе, занимаемый складами и оптовыми базами II-III классов, отдельно стоящей котельной небольшой мощности, трансформаторной подстанцией, объектом для хранения индивидуального легкового транспорта - отдельно стоящим гаражом (до 5 машиномест), разрешенное использование земельного участка: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 17.05.2010 N 6448/201/10-7388, из них: ЗАО ПБО "Заря" -846/1000 (восемьсот сорок шесть тысячных) доли земельного участка, Симкиной О. А. - 94/1000 (девяносто четыре тысячных) доли земельного участка, Сверчкову В. М. - 30/1000 (тридцать тысячных) доли земельного участка, Учарову Е. И. -10/1000 (десять тысячных) доли земельного участка, Разбегаеву А. А. - 20/1000 (двадцать тысячных) доли земельного участка, согласно проекта договора, на следующих существенных условиях: Цена участка составляет 672 584 (Шестьсот семьдесят две тысячи пятьсот восемьдесят четыре) рубля 78 копеек, где плата за 846/1000 доли земельного участка, занимаемого объектами недвижимого имущества, принадлежащими на праве собственности ЗАО ПБО "Заря", с учетом применения льготной ставки в размере 2,5% от кадастровой стоимости составляет 508 041 (Пятьсот восемь тысяч сорок один) рублей 72 копейки.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителей истца, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, расположенный на земельном участке по адресу: г. Саратов, ул. Б. Садовая, 141, имущественный комплекс являлся ранее муниципальной собственностью, что подтверждается условиями договора купли-продажи (выкупа) арендованного имущества приватизируемого предприятия от 16.08.1995 N 805 и свидетельством о собственности от 15.09.1995 регистрационный номер 757, выданным Комитетом по управлению имуществом города Саратова.
Из свидетельства о собственности от 15.09.1995 регистрационный номер 757 следует, что ЗАО ПБО "Заря" является собственником помещений ДБУ "Фрунзенский" (первого этажа общей площадью 1123,0 кв. м, второго этажа общей площадью 1123,0 кв. м, третьего этажа 707,8 кв. м, четвертого этажа общей площадью 1123,0 кв. м; здания котельной общей площадью 240,0 кв. м; участка цеха крашения общей площадью 65,0 кв. м; участка стирки сорочек общей площадью 180,0 кв. м; здания ватного цеха общей площадью 220,0 кв. м; здания склада общей площадью 130,0 кв. м; павильона склада общей площадью 101,0 кв. м; склада химчистки общей площадью 24,0 кв. м; здание гаража общей площадью 144,0 кв. м; пристройки к гаражу общей площадью 56,0 кв. м; здания подстанции общей площадью 24,0 кв. м; пожарного водоема общей площадью 16,0 и забора по адресу: г. Саратов, ул. Б. Садовая, 141; здания приемного пункта общей площадью 56,1. кв. м по адресу: г. Саратов, ул. Рахова, 149/157 и другого арендованного имущества ПБО "Заря".
Постановлением администрации города Саратова от 09.06.1995 N 300-46 предприятию бытового обслуживания "Заря ЛТД" был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок 0,7907 га, занимаемый предприятием на ул. Большой Садовой, 141 во Фрунзенском районе.
В соответствии с решением собрания участников ТОО ПБО "Заря ЛТД" (протокол от 30.01.1997) ТОО "Заря ЛТД" реорганизовано в Закрытое акционерное общество "Заря".
На основании распоряжений комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.03.2006 N 438-р, от 20.07.2006 N 1314-р, договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, ЗАО ПБО "Заря" был предоставлен в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 64:48:06 01 26:0051, находящийся по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Большая Садовая, 141, занимаемый объектами недвижимого имущества.
Постановлением администрации от 25.01.2011 N 66 был предоставлен в общую долевую собственность ЗАО ПБО "Заря", Симкиной О. А., Сверчкову В. М., Учарову Е. И., Разбегаеву А. А. земельный участок во Фрунзенском районе, занимаемый нежилыми помещениями, зданиями.
Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" письмом от 01.03.2011 N 02-08/01-3321 направил в адрес ЗАО ПБО "Заря" проект договора купли-продажи земельного участка. В письме комитет предложил ЗАО ПБО "Заря" в случае несогласия с проектом в представленной редакции направить в адрес комитета уведомление об отказе заключить договор, либо согласие заключить договор на иных условиях, оформленное в виде протокола разногласий.
В соответствии с пунктом 2.1. проекта договора цена сделки предусматривалась и составляла 1 688 668 рублей 28 копеек.
ЗАО ПБО "Заря" письмом от 10.03.2011 N 39 представил в адрес комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" протокол разногласий, с указанием существенных изменений в части цены договора, где было предложено пункт 2.1. договора изменить, указав цену участка 672 рубля 78 копеек, с приложением расчета цены участка.
Комитетом по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" на обращение ЗАО ПБО "Заря" был направлен письменный мотивированный отказ в принятии протокола разногласий 28.03.2011 N 48 (N 02-06/01/01-4716). В обосновании отказа было указано, что применение льготной ставки - 2,5% от кадастровой стоимости при определении выкупной цены невозможно, в связи с наличием в предоставленных документах разночтений в части площади строений, находящихся в собственности ЗАО ПБО "Заря".
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора) и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Из разъяснения Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенного в пункте 1 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" следует, что если проект договора направляется стороной, для которой заключение договора обязательно, она обязана после получения от акцептанта протокола разногласий известить последнего о принятии договора в его редакции, либо об отклонении указанного протокола. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в тридцатидневный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать спорные вопросы на рассмотрение арбитражного суда.
Данное информационное письмо предусматривает последствия несоблюдения тридцатидневного срока передачи в суд протокола разногласий, но в отношении условий, относящихся к существенным условиям договора.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
28.03.2011 N 48 (N 02-06/01/01-4716) ЗАО ПБО "Заря" был получен письменный мотивированный отказ в принятии протокола разногласий. В обосновании отказа было изложено, что применение льготной ставки - 2,5% от кадастровой стоимости при определении выкупной цены невозможно, в связи с наличием в предоставленных документах разночтений в части площади строений, находящихся в собственности ЗАО ПБО "Заря".
В силу положений части 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с частью 1 статьи 555 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным условием договора купли-продажи недвижимости является его цена.
Поскольку соглашение о цене выкупаемого земельного участка между ЗАО ПБО "Заря" и администрацией достигнуто не было, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что договор купли-продажи земельного участка считается незаключенным.
Истцом были представлены правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, в том числе и земельный участок.
Также факт владения вышеуказанным имуществом установлен в соответствии с условиями договора купли-продажи (выкупа) арендованного имущества приватизируемого предприятия от 16.08.1995 N 805, что подтверждается свидетельством о собственности от 15.09.1995 регистрационный номер 757, выданным комитетом по управлению имуществом города Саратова администрации города Саратова.
Приватизация объектов недвижимости осуществлялась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", согласно которому единственным критерием определения существенных условий являлась остаточная стоимость объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 распоряжения Госкомимущества Российской Федерации от 13.11.1992 N 763-р "О некоторых вопросах применения Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации", согласно которому определение стоимости основных средств при приватизации осуществляется по остаточной стоимости, рассчитанной путем уменьшения величины их первоначальной (балансовой) стоимости на величину износа, исчисленного по данным бухгалтерского учета на момент оценки. При этом стоимость основных средств и сумма их износа, а также стоимость незавершенного строительства и неустановленного оборудования принимается и показывается в актах оценки имущества без учета результатов переоценки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 595 "О переоценке основных фондов (средств) в Российской Федерации".
Остаточная стоимость основных фондов, нормативный срок службы которых истек, принимается равной нулю.
Данные по основным средствам в приложении 2 к временным методическим указаниям по оценке стоимости объектов приватизации приводятся по основным группам без их детализации по инвентарным номерам объектов, местонахождению и маркам основных фондов.
Таким образом, суд правомерно посчитал, что Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", не предусмотрен порядок и процедура инвентаризации объектов недвижимого имущества, в органах осуществляющих соответствующую инвентаризацию. Площадь, указанная в свидетельстве является условной и указывалась согласно проектной документации, утвержденной на момент строительства объектов.
ЗАО ПБО "Заря" были приватизированы объекты недвижимости, которые не были предметом реконструкции и технико-экономические показатели которых не были изменены.
В договоре купли-продажи (выкупа) от 1995 года усматривается несоответствие площадей объектов недвижимости сведениям МЖКХ РСФСР "Бюро технической инвентаризации" от 1992 и 2010 гг., поскольку на момент приватизации закон не предусматривал необходимость проведения технической инвентаризации объектов недвижимости на момент отчуждения из муниципальной собственности, в частности: пристройка к гаражу, согласно технического паспорта БТИ от 1992 года под Литером В значится, как - мастерская площадью 52,9 кв. м, год постройки 1976, что также подтверждается справкой МУП "Городское бюро технической инвентаризации" от 01.03.2010; здание гаража, согласно технического паспорта БТИ от 1992 года под Литером Г значится как - гараж площадью 61,3 кв. м, год постройки 1970, что также подтверждается справкой МУП "Городское бюро технической инвентаризации" от 01.03.2010; здание ватного цеха, согласно технического паспорта БТИ от 1992 года под Литером Д значится как - складское помещение площадью 455,9 кв. м, год постройки 1960, что также подтверждается справкой МУП "Городское бюро технической инвентаризации" от 01.03.2010; здание склада, согласно технического паспорта БТИ от 1992 года под Литером Е значится объект как - складское помещение площадью 123,6 кв. м, год постройки 1960, что также подтверждается справкой МУП "Городское бюро технической инвентаризации" от 01.03.2010; здание котельной, согласно технического паспорта БТИ от 1992 года под Литером Ж значится как - котельная площадью 431,1 кв. м, 1970 года постройки. 24.10.2008 данному объекту недвижимости был присвоен инвентарный номер 63:401:001:015628270, что подтверждается кадастровым паспортом здания, согласно которого наименование объекта котельная, Литера Ж, общая площадь 427 кв. м, 1970 года постройки, что также подтверждается справкой МУП "Городское бюро технической инвентаризации" от 01.03.2010; павильон склада был утрачен, в связи с пожаром и на его месте был построен и введен в эксплуатацию в установленном законом порядке новый объект - складское помещение, что подтверждается распоряжением от 07.10.2002 N 828-р, актом по приемке в эксплуатацию и свидетельством о государственной регистрации права от 09.10.2002 серии 64 АА N 464985; здание подстанции - трансформаторная подстанция общей площадью 61,9 кв. м уже являлось предметом судебного разбирательства по делу N А57-2940/2010, в результате чего судом было установлено, что при составлении договора площади объектов не были указаны, так как действующее в тот период законодательство требовало только указания стоимости объектов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что произошла техническая ошибка в договоре купли-продажи (выкупа) от 1995 года не соответствующая сведениям МЖКХ РСФСР "Бюро технической инвентаризации" от 1992 и 2010 гг.
Спорные объекты недвижимости были выкуплены в порядке приватизации из муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ) установлен субъектный состав лиц, которым до 01.01.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К таким лицам относятся коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
В данной норме также обращается внимание на то, что при приобретении этими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения, сооружения, их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек; 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 постановления Правительства Саратовской области от 27.11.2007 N 413-П "О порядке определения цены земельных участков и их оплаты" (с изменениями от 29.02.2008, 03.02.2010) установлено, что при продаже в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений; гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность, определяется цена в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
ЗАО ПБО "Заря" стал правообладателем зданий, строений и нежилых помещений 15.09.1995, что подтверждается свидетельством о собственности N 757, то есть до вступления в действие Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса необходимо установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
При совокупном наличии указанных обстоятельств выкуп земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по льготным ценам возможен до 01.01.2012.
Для приобретения земельного участка по указанной цене основополагающим является факт отчуждения объекта недвижимости из государственной или муниципальной собственности. При этом законодателем не предусмотрено, что такой объект должен быть отчужден из государственной или муниципальной собственности нынешним собственником этого объекта, который обращается за выкупом земельного участка. То есть для возможности выкупа земельного участка по льготной цене важен факт отчуждения объекта недвижимости, расположенного на таком участке, из государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с нормами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что ЗАО ПБО "Заря" имеет право на выкуп земельного участка по 2,5% от кадастровой стоимости, что составляет 508 041 руб. 72 коп.
В соответствии со статьей 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно пункту 10 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статьей 22 устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, определена структура органов местного самоуправления города, которую составляют: Саратовская городская Дума - представительный орган; глава муниципального образования "Город Саратов", исполняющий полномочия председателя городской Думы; администрация муниципального образования "Город Саратов" - исполнительно-распорядительный орган; контрольно-счетная палата - контрольный орган.
В соответствии с пунктом 1 решения Саратовской Городской Думы от 18.02.2010 N 47-562 органом, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и законодательством Саратовской области, является администрация муниципального образования "Город Саратов".
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, орган местного самоуправления - администрация в силу закона обладает полномочиями собственника по распоряжению земельным участком, на котором располагаются объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности истцу, следовательно, совершение договора купли-продажи земельного участка находится в компетенции администрации.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Тщательно проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований ЗАО ПБО "Заря" к администрации МО "Город Саратов" об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с учетом применения льготной ставки в размере 2,5 % от кадастровой стоимости по цене 508 041 рублей 72 копейки.
Данные обстоятельства документально подтверждены, проверены судами обеих инстанций, что нашло отражение в обжалуемых судебных актах.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 02.11.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012 по делу N А57-5357/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А. А. Хайбулов |
Судьи |
Ф. В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно пункту 10 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
...
В соответствии с пунктом 1 решения Саратовской Городской Думы от 18.02.2010 N 47-562 органом, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и законодательством Саратовской области, является администрация муниципального образования "Город Саратов".
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 апреля 2012 г. N Ф06-2602/12 по делу N А57-5357/2011
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2013 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-278/13
24.10.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8553/12
23.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2602/12
02.02.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10056/11
02.11.2011 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-5357/11