г. Казань |
|
28 апреля 2012 г. |
Дело N А55-19521/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
заявителя - Дидик Н.М., доверенность от 25.08.2011 N 555/11,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спортмастер", г. Москва,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2011 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2012 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Кувшинов В.Е., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-19521/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спортмастер" (ИНН 7728551528 ОГРН 1057747320278), г. Москва, к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области Управления надзорной деятельности отдела надзорной деятельности городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский, Самарская область, г. Тольятти, о признании незаконным и отмене постановления от 22.09.2011 N 2229 о привлечении к административной ответственности и назначении административного штрафа в 400 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский - заместителем главного государственного инспектора городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский по пожарному надзору от 22.09.2011 N 2229 общество с ограниченной ответственностью "Спортмастер" (далее - ООО "Спортмастер", общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 2, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 400 000 руб.
ООО "Спортмастер" в порядке, установленном параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 22.09.2011 N 2229.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2011 по делу N А55-19521/2011 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "Спортмастер" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ООО "Спортмастер" просит отменить состоявшиеся судебные акты, прекратить производство по делу, а также признать незаконным и отменить оспоренное постановление органа пожарного надзора. Считает, что выводы суда о доказанности нарушения правил пожарной безопасности сделаны без оценки доводов общества и представленных обществом доказательств.
В судебном заседании представитель ООО "Спортмастер" поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам, заявил, что само общество находится в Москве, какой-либо акт по результатам проверки соблюдения правил пожарной безопасности в помещениях магазина, арендуемых обществом в г. Тольятти, не составлялся, не составлялся также и протокол осмотра помещений. Административный орган, извещенный о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 АПК РФ, представителя в судебное заседание не направил.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, пояснения представителя лица, привлеченного к административной ответственности, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалованный судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, органом пожарного надзора на основании поручения прокуратуры Автозаводского района г. Тольятти от 08.07.2011 проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении объекта недвижимости, расположенного в г. Тольятти по ул. Революционной, д. 2.
По результатам проверки прокурору органом пожарного надзора направлена информация о выявленных нарушениях обязательных требований Правил пожарной безопасности.
05.08.2011 заместитель прокурора Автозаводского района вынес постановление о возбуждении в отношении ООО "Спортмастер" дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 2, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ. 22.09.2011 органом пожарного надзора принято постановление N 2229 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о доказанности факта совершения обществом нарушений требований пожарной безопасности, указанных в постановлении о привлечении его к административной ответственности.
Однако судами не дана оценка установленным обстоятельствам с учетом следующих норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) внеплановая проверка соблюдения юридическим лицом обязательных требований может быть проведена на основании приказа руководителя органа государственного надзора, изданного во исполнение требования прокурора о проведении такой проверки. Предметом такой проверки является, в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ по результатам проверки непосредственно после ее завершения должностными лицами органа государственного контроля составляется акт по установленной форме в двух экземплярах, который вручается в том числе руководителю проверяемого юридического лица либо его представителю, а при их отказе подписать акт - направляется по почте. Отсутствие акта проверки, согласно подпункта 6 пункта 2 статьи 20 указанного Закона, влечет недействительность результатов проверки.
Акт проверки может быть положен в основание возбуждения дела об административном правонарушении, в том числе и прокурором, однако такой акт в деле отсутствует. Из постановления заместителя прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.08.2011 не следует, что оно возбуждено на основании акта проверки, проведенной в отношении соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях, занимаемых ООО "Спортмастер".
При возбуждении дела об административном правонарушении прокурором по основаниям, указанным в статье 28.1 КоАП РФ, факт совершения неправомерного действия (бездействий) лицом, привлекаемым к ответственности, также должен быть подтвержден доказательствами. В отсутствие акта проверки, составленного уполномоченным органом государственного контроля в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, а также при несогласии проверяемого лица с изложенными в акте фактическими обстоятельствами, факт нарушения требований пожарной безопасности на объекте защиты подлежит фиксации путем проведения осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (пункт 3 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ). Результаты осмотра, в соответствии со статьей 27.8 КоАП РФ, оформляются протоколом, составляемым в присутствии представителя юридического лица и двух понятых, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.
Имеющиеся в деле фотографии, в соответствии с частями 3, 5 статьи 28.1 КоАП РФ, допустимы в качестве доказательств, если они приложены к соответствующему протоколу.
Протокол осмотра принадлежащих ООО "Спортмастер" помещений, составленный с соблюдением требований статьи 28.1 КоАП РФ, в деле отсутствует.
Составление протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, кроме доказательственного значения, имеет и процессуальное значение, поскольку, в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления такого протокола.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Из обжалованных судебных актов неясно, какие именно допустимые доказательства, в отсутствие как акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности в отношении объекта защиты, занимаемом ООО "Спортмастер", и протокола осмотра принадлежащих обществу помещений, явились основанием для вывода суда о доказанности нарушения обществом вмененных ему нарушений правил пожарной безопасности.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии факта нарушения обществом требований пожарной безопасности не основаны на имеющихся в деле доказательствах. Данное обстоятельство, в силу статьи 286, 288 АПК РФ, является основанием для отмены состоявшихся судебных актов. Поскольку доказанность или недоказанность административным органом обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, подлежит установлению судом первой инстанции на основании допустимых доказательств, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо на основании представленных административным органом допустимых доказательств установить наличие события и состава административного нарушения, а также правильность квалификации его административным органом и соответствие назначенного наказания квалификации нарушения.
При этом необходимо дать оценку характеру вмененных обществу правонарушений (при доказанности события правонарушения административным органом), учитывая, что часть 2 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает повышенную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности за правонарушения, не подпадающие под части 3-8 статьи 20.4 КоАП РФ. Части 3-8 статьи 20.4 КоАП РФ устанавливают ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, либо нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека.
Данные нарушения относятся к нарушениям требований технических регламентов пожарной безопасности к объектам защиты при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты, установленным Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон о техническом регламенте). С принятием данного закона ранее принятые нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие требования технического регулирования в области пожарной безопасности, в том числе и Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС России от 18.07.2003 N 313, действуют в части, не противоречащей техническому регламенту пожарной безопасности, установленному Законом о техническом регламенте (статья 3 Закона о техническом регламенте, а также пункт 2 статьи 4, пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
Административный орган в постановлении от 22.09.2011 указывает на нарушение обществом Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые, как указано выше, не могут применяться с момента вступления в силу Закона о техническом регламенте в части, устанавливающей технические требования к пожарной безопасности объектов защиты. Вместе с тем в части, не противоречащей Закону о техническом регулировании, и в части, устанавливающей правила пожарной безопасности, не связанной с техническим регулированием объектов защиты, данные правила подлежат применению.
Следовательно, суду необходимо предложить органу пожарного надзора обосновать соответствие указанных им нарушений требований ППБ 01-03 требованиям технического регламента, установленным действующим Законом о техническом регулировании пожарной безопасности, либо самостоятельно установить соответствие либо несоответствие требований ППБ 01-03, указанных в постановлении, требованиям закона. При этом необходимо дать оценку правомерности квалификации вмененных обществу нарушений ППБ 01-03 по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ, установив, подпадают ли данные нарушения под действие части 1 либо частей 3-8 КоАП РФ (нарушены требования технического регламента или иные правила пожарной безопасности).
При оценке наличия или отсутствия состава административного нарушения, связанного с нарушением требований технических регламентов к объектам защиты, необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о техническом регламенте существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения данного Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Следовательно, при нарушении действующих технических регламентов в объектах защиты, введенных в эксплуатацию в установленном законом порядке до вступления в силу Закона о техническом регламенте, орган пожарного надзора должен доказать возможность наступления тяжких последствий при дальнейшей эксплуатации здания, обосновав данный вывод, на основании пункта 2 статьи 6 указанного закона, расчетом пожарного риска. При этом и привлечение к ответственности собственника или владельца такого здания возможно при непринятии им мер по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие требованиям закона о техническом регулировании, в частности - при неисполнении законного предписания органа пожарного надзора.
Поскольку при привлечении юридического лица к административной ответственности должна быть установлена его вина по правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, суд должен установить, имелась ли у общества возможность для соблюдения правил и норм вмененных ему нарушений требований пожарной безопасности, и были ли им приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, учитывая доводы общества о том, что он является только субарендатором помещений, а в силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут как собственники, так и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и (или) распоряжаться имуществом. Следовательно, для разрешения вопроса о вине общества необходимо установить, с учетом характера вмененных нарушений правил пожарной безопасности, допущено ли нарушение требований технических регламентов самим обществом, как арендатором, либо собственником помещений.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2012 по делу N А55-19521/2011 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При оценке наличия или отсутствия состава административного нарушения, связанного с нарушением требований технических регламентов к объектам защиты, необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о техническом регламенте существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения данного Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Следовательно, при нарушении действующих технических регламентов в объектах защиты, введенных в эксплуатацию в установленном законом порядке до вступления в силу Закона о техническом регламенте, орган пожарного надзора должен доказать возможность наступления тяжких последствий при дальнейшей эксплуатации здания, обосновав данный вывод, на основании пункта 2 статьи 6 указанного закона, расчетом пожарного риска. При этом и привлечение к ответственности собственника или владельца такого здания возможно при непринятии им мер по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие требованиям закона о техническом регулировании, в частности - при неисполнении законного предписания органа пожарного надзора.
Поскольку при привлечении юридического лица к административной ответственности должна быть установлена его вина по правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, суд должен установить, имелась ли у общества возможность для соблюдения правил и норм вмененных ему нарушений требований пожарной безопасности, и были ли им приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, учитывая доводы общества о том, что он является только субарендатором помещений, а в силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут как собственники, так и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и (или) распоряжаться имуществом. Следовательно, для разрешения вопроса о вине общества необходимо установить, с учетом характера вмененных нарушений правил пожарной безопасности, допущено ли нарушение требований технических регламентов самим обществом, как арендатором, либо собственником помещений."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 апреля 2012 г. N Ф06-2411/12 по делу N А55-19521/2011