г. Казань |
|
26 апреля 2012 г. |
Дело N А55-8314/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Меленьтевой Р.Р., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.07.2011 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Рогалева Е.М., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-8314/2011
по заявлению закрытого акционерного общества Самарской кожгалантерейной фабрики "ГАЛАНТ", г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц: Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Самарской области, г. Самара, о признании недействительным сообщения об отказе в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество Самарская кожгалантерейная фабрика "ГАЛАНТ" (далее - ЗАО СКФ "ГАЛАНТ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, управление, заинтересованное лицо) в государственной регистрации перехода права и права собственности заявителя на земельный участок площадью 5706 кв. м с кадастровым номером 63:01:0113004:511, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Авиационная, дом 30, изложенного в сообщении об отказе в государственной регистрации от 17.03.2011 N 01/004/2011-17 в части пункта 1 - в части несоответствия кадастрового паспорта установленному законодательству.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 13.05.2011, от 06.06.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство), Департамент управления имуществом городского округа Самара, федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.07.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011, заявленные обществом требования удовлетворены, признано недействительным сообщение об отказе в государственной регистрации от 17.03.2011 N 01/004/2011-17, вынесенное управлением, в части основания отказа о несоответствии представленного на государственную регистрацию кадастрового паспорта земельного участка от 09.08.2010 N 63-00-102/10-340295 установленным требованиям.
Управление Росреестра по Самарской области, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального, процессуального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции не явились.
Проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 17.01.2011 министерство и общество обратились в управление с заявлением о государственной регистрации перехода права и права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Авиационная, дом 30.
В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлен договор купли-продажи земельного участка от 07.04.2010 N 54-2010/к, в соответствии с которым ЗАО СКФ "ГАЛАНТ" приобретает право собственности на земельный участок площадью 5706 кв. м с кадастровым номером 63:01:0113004:511, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Авиационная, дом 30.
Указанный договор купли-продажи заключен на основании приказов министерства от 17.07.2009 N 1121, от 19.11.2010 N 2977, от 15.09.2010 N 2339.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка на момент заключения договора купли-продажи земельного участка от 07.04.2010 N 54-2010/к и проведения регистрационных действий указанный земельный участок был образован, сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Из содержания граф 18.1 и 18.3 названного кадастрового паспорта следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0113004:511 и 63:01:0113004:510 образованы из участков с кадастровыми номерами 63:01:0113004:1 и 63:01:0000000:288.
При этом спорный земельный участок образован на основании приказов министерства от 06.03.2009 N 197, от 13.07.2010 N 1579 путем перераспределения земельных участков площадью 5046 кв. м с кадастровым номером 63:01:0113004:0001, площадью 997 кв. м с кадастровым номером 63:01:0000000:288 и земельного участка площадью 243,17 кв. м, не состоящего на кадастровом учете, проект границ которого утвержден распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 27.10.2006 N 6.
Сообщением от 17.03.2011 N 01/004/2011-17 Управление Росреестра по Самарской области отказало в государственной регистрации перехода права и права собственности на указанный объект недвижимости.
Одним из оснований для отказа послужил вывод заинтересованного лица о том, что представленный на государственную регистрацию кадастровый паспорт земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства в связи с тем, что не отражена информация, указанная в представленном приказе министерства от 15.09.2010 N 2339 (пункт 1 оспариваемого отказа).
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 указанного федерального закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что земельными участками распорядилось министерство как орган государственной власти и лицо, уполномоченное от имени собственника распоряжаться земельными участками; приказы министерства об образовании земельных участков не оспорены, недействительными не признаны, явились основанием для последующей постановки на кадастровый учет земельного участка, проданного обществу; действия по постановке земельного участка на кадастровый учет не оспорены, недействительными не признаны; содержание кадастрового паспорта полностью соответствует требованиям, установленным Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 19.03.2008 N 66 и Порядком предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.02.2010 N 75; отказ управления в оспариваемой части нарушает права заявителя.
С учетом установленных обстоятельств суды правомерно удовлетворили заявленные ЗАО СКФ "ГАЛАНТ" требования.
Доводы Управления Росреестра по Самарской области, приведенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств по делу.
В связи с этим суд кассационной инстанции, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, находит, что они подлежат отклонению.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.07.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по делу N А55-8314/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Р.Р. Меленьтева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 указанного федерального закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что земельными участками распорядилось министерство как орган государственной власти и лицо, уполномоченное от имени собственника распоряжаться земельными участками; приказы министерства об образовании земельных участков не оспорены, недействительными не признаны, явились основанием для последующей постановки на кадастровый учет земельного участка, проданного обществу; действия по постановке земельного участка на кадастровый учет не оспорены, недействительными не признаны; содержание кадастрового паспорта полностью соответствует требованиям, установленным Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 19.03.2008 N 66 и Порядком предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.02.2010 N 75; отказ управления в оспариваемой части нарушает права заявителя."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 апреля 2012 г. N Ф06-1980/12 по делу N А55-8314/2011
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1980/12
19.12.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13293/11
10.10.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11894/11
29.07.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-8314/11