г. Казань |
|
02 мая 2012 г. |
Дело N А12-9147/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Гарифуллиной К.Р., Нагимуллина И.Р.,
при участии представителя:
ответчика - Бутова С.В. (доверенность от 30.12.2011 N 9),
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципального имущества администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, г. Волжский,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2011 (судья Самсонов В.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2011 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи: Кузьмичев М.Г., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-9147/2011
по исковому заявлению Управления муниципального имущества администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, г. Волжский (ИНН 3435110029, ОГРН 1023402012589) к обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания", г. Волгоград (ИНН 3445102073, ОГРН 1093460001095) о внесении изменений в договор аренды,
УСТАНОВИЛ:
Управления муниципального имущества администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - управление) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ - ТТК", общество) о внесении (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) в заключенный между сторонами спора договора аренды от 25.09.2009 N 09/1-36 (регистрационный номер 2065 АП) изменений и исключении из пункта 4.7 указанного договора абзацев 2, 3, 4.
Исковые требования основаны на положениях статей 450, 451, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации и обусловлены тем, что порядок определения арендной платы за пользование муниципальным имуществом находится в компетенции органов местного самоуправления, однако в нарушение принятого постановления Волжской городской Думы от 27.12.2010 N 26/7, утвердившего "Городское положение о методике определения арендной платы за пользование муниципальным имуществом, находящимся в собственности городского округа - город Волжский Волгоградской области" (далее - постановление от 27.12.2010 N 26/7), в договоре аренды, заключенном с обществом, предусмотрено, что размер арендной платы изменяется и индексируется по данным уполномоченного государственного органа, устанавливающего тарифы на тепловую энергию для потребителей, в компетенцию которого не могут входить вопросы о ставках величины арендной платы за пользование муниципальным имуществом, таким образом, условия спорных пунктов договора должны быть исключены в целях соблюдения требований действующего законодательства.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2011 в иске отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2011 решение суда оставлено без изменения.
Судебные инстанции исходили из того, что оснований для внесения изменений в договор аренды, который был заключен по результатам торгов, не имеется, поскольку абзац 2 пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации признает изменение обстоятельств существенными, если участники сделки в момент ее заключения не могли разумно предвидеть наступление соответствующего изменения, спорные абзацы пункта 4.7 договора предусматривают механизм изменения арендной платы, который определяется исходя из экономически обоснованных данных, определенных уполномоченным органом при утверждении тарифа на тепловую энергию и индексируется на процент инфляции применительно равный индексу потребительских цен в целом по Российской Федерации по данным регулирующего органа, в связи с чем стороны в рамках арендных отношений определили механизм изменения арендной платы, который не противоречит закону, доводы управления о том, что размер арендной платы устанавливается Управлением по региональным тарифам отклонен как необоснованный.
В кассационной жалобе управления, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства, иск удовлетворить.
Заявитель считает, что судами дана неверная оценка взаимосвязанным пунктам 4.2, 4.3 и 4.7 договора аренды, согласно которых размер арендной платы устанавливается органом регулирования при утверждении тарифа, а не органом местного самоуправления, следовательно, условия пункта 4.7 должны быть приведены в соответствие с нормами действующего законодательства.
В отзыве на жалобу общество возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на соответствия выводов судов нормам действующего законодательства.
Представитель общества в судебном заседании пояснил, что пункт 4.7 определял экономический баланс сторон по договору аренды, поскольку размер арендной платы определялся исходя из обоснованных затрат общества, которые определялись регулирующим органом, при утверждении тарифов указанный механизм определения размера платы определен волей сторон и не может быть изменен.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, отзыве на нее и выступлении представителя лица, участвующего в деле, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании протокола заседания комиссии по проведению торгов на право заключения договора аренды и концессионного соглашения от 17.08.2009 N 12 между управлением (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды от 25.09.2009 N 09/1-36, по условиям которого арендодатель предоставляет во временное пользование и владение имущество, предназначенное для теплоснабжения потребителей города Волжский (приложение N 1).
Срок аренды установлен с 15.10.2009 по 14.10.2034.
Пунктом 3.1.3 указанного договора предусмотрена обязанность арендодателя оказывать помощь в установлении тарифа на тепловую энергию, устанавливаемого для осуществления арендатором деятельности.
Согласно пункту 3.3.17 договора аренды арендатор обязуется ежегодно предпринимать действия направленные на пересмотр органом регулирования тарифов на тепловую энергию, с учетом затрат на аренду, ремонт и эксплуатацию имущества, изменения процента инфляции, индекса потребительских цен в целом по Российской Федерации, состава переданного в аренду имущества. Арендатор обязан в течение 5 дней предоставить арендодателю документальное подтверждение о размерах средств, направленных для рассмотрения в орган регулирования тарифов на тепловую энергию и принятых им на очередной календарный год.
Арендная плата на 2009 календарный год составляет 42 419 820 руб.
По условиям пункта 4.4 договора аренды размер арендной платы ежегодно с 2010 года изменяется и индексируется на процент инфляции, принимаемый равным индексу потребительских цен в целом по Российской Федерации по данным уполномоченного государственного органа, определенному нарастающим итогом, за период с первого числа месяца заключения договора аренды по 31 декабря года, предшествующего очередному календарному году (части календарного года) в течение срока действия настоящего договора.
В соответствии с пунктом 4.7 названного договора уведомление о проекте корректировки суммы арендной платы на каждый последующий год на размер индекса потребительских цен направляется арендатору не позднее 15 апреля текущего года.
Арендатор в течение 10 дней с момента утверждения тарифов обязуется подготовить и направить подписанный и оформленный со своей стороны проект дополнительного соглашения к настоящему договору.
Сумма арендной платы устанавливается в размере, принятом органом регулирования при утверждении тарифов на тепловую энергию на очередной календарный год.
В случае не предоставления в указанный срок проекта дополнительного соглашения арендодатель имеет право в одностороннем порядке уведомить арендатора о принятии суммы арендной платы в размере тарифной составляющей.
Уведомление является обязательным для арендатора и составляет неотъемлемую часть настоящего договора.
Государственная регистрация договора произведена Управлением Федеральной регистрационной службой по Волгоградской области 23.10.2009 N 34-34-03/040/2009-583.
Постановлением Управления по региональным тарифам от 23.12.2009 N 41/6 с 01.01.2010 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей, размер которых определялся с учетом экономически обоснованных расходов теплоснабжающей организации на оплату аренды тепловых сетей (согласно расчету необходимой валовой выручки ООО "ЛУКОЙЛ - ТТК" на 2010 год).
В результате чего дополнительным соглашением от 19.02.2010 N 2 стороны изменили пункт 4.2 договора аренды, в соответствии с которым арендная плата на 2010 календарный год составляет 38 177 838 руб.
Впоследствии постановлением от 27.12.2010 N 26/7 утверждено Городское положение о методике определения арендной платы за пользование муниципальным имуществом, находящимся в собственности городского округа - город Волжский Волгоградской области, согласно разделу 4 которого величина месячной платы за пользование инженерными сетями определяется по установленной формуле.
Ссылаясь на существенные изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора аренды, а также на несоответствие пунктов 4.4, 4.7 договора действующему законодательству управление (арендодатель) сопроводительным письмом от 08.04.2011 N 18/7347 направило в адрес общества дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды, изложив пункт 4.4 в следующей редакции: Размер арендной платы, начиная с 01.01.2011, определяется в соответствии с Городским положением от 29.12.2010 N 122-ВГД и составляет с 01.01.2011 809 545 руб. 76 коп. в месяц, при этом исключив абзацы 2 и 3 пункта 4.7 договора.
В ответе от 27.04.2011 N 01-04/1219 общество отказалось от подписания изменений в договор аренды.
Данные обстоятельства и послужили основанием для обращения управления с настоящим иском в арбитражный суд.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Положения пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации допускают возможность пересмотра размера арендной платы по соглашению арендатора и арендодателя.
Поскольку арендатор и арендодатель, в том числе конклюдентными действиями, не заключили соглашение о том, что не урегулированный во внесудебном порядке спор по вопросу об изменении цены договора аренды подлежит передаче на рассмотрение суда, судебное внесение соответствующих изменений в договор недопустимо и по правилам подпункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Данная правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сформулирована в постановлении от 13.04.2010 N 1074/10.
Кроме этого, даже при наличии существенно изменившихся обстоятельствах изменение договора судебным решением по правилам статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается только в исключительных случаях. Для такого изменения необходимо установление хотя бы одного из названных в пункте 4 этой статьи основания.
Указанные основания в рассматриваемом случае отсутствуют.
Положения статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают возможность установления твердого размера арендной платы либо порядка (механизма) ее исчисления.
В пункте 4.2 договора аренда стороны определили размер арендной платы на 2009 год - 42 419 820 руб. в год, и определили возможность изменения размера, начиная с 2010 года, индексируя процент инфляции, принимаемый равным индексу потребительских цен в целом по Российской Федерации по данным уполномоченного государственного органа, за период с 1 числа месяца заключения договора по 31 декабря года, предшествующего очередному календарному году.
Положения пункта 4.7 договора регулируют порядок уведомления арендатора о проекте корректировки суммы платы на последующий год, после чего арендатор в течение 10 дней с момента утверждения тарифов направляет дополнительное соглашение, при этом сумма арендной платы устанавливается исходя из экономически обоснованных показателей, принятых регулирующим органом при утверждении тарифов.
Данные положения договора соответствуют и условиям конкурсной документации.
В частности после заключения договора аренды, предусматривающего размер арендной платы на 2009 год (42 419 820 руб. в год), Управлением по региональным тарифам при утверждении тарифов на 2010 год объем экономически обоснованных операционных расходов теплоснабжающей организации (арендатора) на оплату аренды тепловых сетей принят размер, который впоследствии принят за основу арендатором и арендодателем при подписании дополнительного соглашения от 19.02.2010 N 2 к договору аренды в размере 38 177 838 руб.
Аналогичным образом, вследствие принятия регулирующим органом при установлении тарифов на 2012 год расходов по арендной плате в размере 42 419 820 руб. в год, между управлением и обществом было также подписано соглашение от 23.12.2011, согласно которого размер арендной платы на 2012 год составил указанную сумму.
Таким образом, из взаимосвязанных положений пунктов 3.1.7, 4.4, 4.7 договора аренды следует, что размер платы на каждый год будет устанавливаться в размере принятом органом регулирования при утверждении тарифа, то есть исходя из объема экономически обоснованных затрат.
Следовательно, условия договора не предусматривают возложения на уполномоченный орган в области тарифного регулирования обязанности устанавливать размер арендной платы по договору, а лишь предусматривают необходимость сторон в рамках арендных отношений учитывать размер показателей, который будет признан указанным органом при установлении тарифа экономически обоснованным.
Данные условия договора аренды установлены сторонами добровольно с учетом интересов участников договора аренды.
Следует отметить, что включение в условия договора оспариваемых пунктов обусловлено сохранением баланса экономических интересов его участников, поскольку внесение арендатором арендной платы в большем размере, чем размер экономически обоснованных затрат, принятых за основу органом тарифного регулирования, может привести к прямым невозмещаемым убыткам общества.
Управление, требуя (с учетом уточнения иска) исключить абзацы 2, 3, 4 пункта 4.7 договора аренды, фактически предлагает пересмотреть механизм изменения размера арендной платы, который осуществляется ежегодно с 2010 года, с учетом индекса потребительских цен и экономически обоснованных затрат, принятых регулирующим органом при установлении тарифов.
Ссылки управления о несоответствии пункта 4.7 договора аренды нормам действующего законодательства не могут быть приняты при рассмотрении спора о внесении изменений в условия договора, поскольку могут быть разрешены путем оспаривания указанных положений в установленном законом порядке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.12.2011 по делу N А12-19092/2011 в иске управлению о признании недействительным пункта 4.7 договора аренды от 25.09.2009 N 09/1-36 (регистрационный номер 2065 АП), заключенного с обществом, отказано.
Правовых оснований для внесения изменений в договор аренды по требованию арендодателя не имеется.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные инстанции, руководствуясь статьями 450-452, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что арендодатель не вправе требовать внесения изменений в условия договора, касающиеся порядка определения и механизма изменения размера арендной платы, отказали в иске.
Доводы, приведенные заявителем, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2011 по делу N А12-9147/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
К.Р. Гарифуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку арендатор и арендодатель, в том числе конклюдентными действиями, не заключили соглашение о том, что не урегулированный во внесудебном порядке спор по вопросу об изменении цены договора аренды подлежит передаче на рассмотрение суда, судебное внесение соответствующих изменений в договор недопустимо и по правилам подпункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Данная правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сформулирована в постановлении от 13.04.2010 N 1074/10.
Кроме этого, даже при наличии существенно изменившихся обстоятельствах изменение договора судебным решением по правилам статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается только в исключительных случаях. Для такого изменения необходимо установление хотя бы одного из названных в пункте 4 этой статьи основания.
...
Положения статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают возможность установления твердого размера арендной платы либо порядка (механизма) ее исчисления.
...
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные инстанции, руководствуясь статьями 450-452, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что арендодатель не вправе требовать внесения изменений в условия договора, касающиеся порядка определения и механизма изменения размера арендной платы, отказали в иске."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 мая 2012 г. N Ф06-1638/12 по делу N А12-9147/2011