г. Казань
04 мая 2012 г.
Дело N А06-6649/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
заинтересованного лица - закрытого акционерного общества "Астраханский морской порт" - Сердюкова Ю.Н. (по доверенности от 20.05.2011),
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
заинтересованного лица - службы по тарифам Астраханской области - извещено, не явилось,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Порт"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.11.2011 (судья Сорокин Н.А.)
по делу N А06-6649/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Порт" к Правительству Астраханской области о признании частично недействующими пункта 1 постановления Правительства Астраханской области от 26.02.2009 N 65-П и пункта 1 постановления Правительства Астраханской области от 31.08.2009 N 455-П, с участием заинтересованных лиц: закрытого акционерного общества "Астраханский морской порт", Службы по тарифам Астраханской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Порт" (далее - ООО "Альфа-Порт", общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании частично недействующими пункта 1 постановления Правительства Астраханской области от 26.02.2009 N 65-П "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на транспортные услуги (за текущее содержание подъездных путей и за пропуск вагонов), оказываемых ЗАО "Астраханский морской порт" на подъездных железнодорожных путях" и пункта 1 постановления Правительства Астраханской области от 31.08.2009 N 455-П "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на транспортные услуги (за текущее содержание подъездных путей и за пропуск вагонов), оказываемых ЗАО "Астраханский морской порт" на подъездных железнодорожных путях" в части установления экономически необоснованных тарифов на оказываемые закрытым акционерным обществом "Астраханский морской порт" (далее - ЗАО "Астраханский морской порт") транспортные услуги как нарушающие пункт 5 Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок", пункт 5 Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок", пункт 5 Основ ценообразования в отношении продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, утвержденных постановлением Правительства Астраханской области от 02.07.2008 N 346 "О ценообразовании в отношении продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, утвержденных постановлением Правительства Астраханской области от 02.07.2008 N 346 "О ценообразовании в отношении продукции производственно - технического назначения, товаров народного потребления и услуг", пункт 3.2 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) на транспортные услуги, утвержденных распоряжением Министерства экономического развития Астраханской области от 02.03.2006 N 10-р "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) на транспортные услуги", а также взыскании с Правительства Астраханской области в пользу ООО "Альфа-Порт" всех понесенных заявителем судебных издержек по настоящему делу, связанных с уплатой государственной пошлины, оплатой услуг представителя и оплатой за производство судебной финансово-экономической экспертизы.
Обращаясь в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением, общество руководствовалось пунктом 1 статьи 192 АПК РФ, согласно которому граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В кассационной жалобе ООО "Альфа-Порт" просит отменить решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.11.2011, сославшись на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Правительство Астраханской области, Служба по тарифам Астраханской области, закрытое акционерное общество "Астраханский морской порт" в отзывах на кассационную жалобу просят оставить ее без удовлетворения, обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения как соответствующие закону.
Проверив законность обжалованного решения, правильность применения судом первой инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов, лица участвующего в деле, пояснений представителей сторон, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта с направлением дела в на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспаривая нормативные акты, которыми определены тарифы на транспортные услуги, оказываемые ЗАО "Астраханский морской порт" на подъездных железнодорожных путях, рассчитаны на неограниченное число хозяйствующих субъектов и на многократное применение.
В силу пункта 1 статьи 194 АПК РФ дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
Поскольку наличие железнодорожных путей у ЗАО "Астраханский морской порт" не исключает использование этих путей другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, в сфере железнодорожных перевозок, суд кассационной инстанции считает, что оспариваемое постановление относится к нормативно-правовому акту и дело подлежит рассмотрению в коллегиальном составе.
Нерассмотрение коллегиальным составом судей дела об оспаривании нормативного правового акта в силу пункта 1 части 4 статьи 288 АПК РФ является основанием для отмены решении суда и направления дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.11.2011 по делу N А06-6649/2010 отменить, передать дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г. Баширов
Судьи
Э.Г. Гильманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обращаясь в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением, общество руководствовалось пунктом 1 статьи 192 АПК РФ, согласно которому граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
В силу пункта 1 статьи 194 АПК РФ дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
...
Нерассмотрение коллегиальным составом судей дела об оспаривании нормативного правового акта в силу пункта 1 части 4 статьи 288 АПК РФ является основанием для отмены решении суда и направления дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 мая 2012 г. N Ф06-2592/12 по делу N А06-6649/2010
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16323/12
27.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16323/12
11.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7317/12
18.07.2012 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6649/10
04.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2592/12
16.02.2012 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-610/12
22.11.2011 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6649/10