г. Казань |
|
11 октября 2012 г. |
Дело N А06-6649/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственность "Альфа порт" - Иванченко А.А., доверенность от 08.08.2012 N 577,
закрытого акционерного общества "Астраханский морской порт" - Сердюковой Ю.Н., доверенность от 04.06.2012 б/н,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом (закрытом) судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Порт"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.07.2012 (председательствующий судья Подосинников Ю.В., судьи Бочарникова Г.Н., Блажнов Д.Н.)
по делу N А06-6649/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Порт" к Правительству Астраханской области, третьим лицам Астраханскому морскому порту, Службе по тарифам Астраханской области о признании частично недействующими пункта 1 Постановления Правительства Астраханской области от 26.02.2009 N 65-П "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на транспортные услуги (за текущее содержание подъездных путей и за пропуск вагонов), оказываемых ЗАО "Астраханский морской порт" на подъездных железнодорожных путях" и пункта 1 Постановления Правительства Астраханской области от 31.08.2009 N 455-П "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на транспортные услуги (за текущее содержание подъездных путей и за пропуск вагонов), оказываемых ЗАО "Астраханский морской порт" на подъездных железнодорожных путях" в части установления экономически необоснованных тарифов на оказываемые ЗАО "Астраханский морской порт" транспортные услуги как нарушающие пункт 5 Основ ценообразования в отношении продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, утверждённых Постановлением Правительства Астраханской области от 02.07.2008 N 346 "О ценообразовании в отношении продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Порт" (далее - ООО "Альфа-Порт", общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании частично недействующими пункта 1 постановления Правительства Астраханской области от 26.02.2009 N 65-П "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на транспортные услуги (за текущее содержание подъездных путей и за пропуск вагонов), оказываемых закрытым акционерным обществом "Астраханский морской порт" (далее - ЗАО "Астраханский морской порт") на подъездных железнодорожных путях" и пункта 1 постановления Правительства Астраханской области от 31.08.2009 N 455-П "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на транспортные услуги (за текущее содержание подъездных путей и за пропуск вагонов), оказываемых ЗАО "Астраханский морской порт" на подъездных железнодорожных путях" в части установления экономически необоснованных тарифов на оказываемые ЗАО "Астраханский морской порт" транспортные услуги как нарушающие пункт 5 Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок", пункт 5 Основ ценообразования в отношении продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, утвержденных постановлением Правительства Астраханской области от 02.07.2008 N 346 "О ценообразовании в отношении продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг" (далее - Основы ценообразования в отношении продукции производственно-технического назначения).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.07.2012 в удовлетворении требований общества отказано.
Считая решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.07.2012 незаконным и необоснованным, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.07.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требования общества удовлетворить.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Астраханский морской порт" просит оставить ее без удовлетворения, обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения как соответствующее закону.
При проверке законности и обоснованности принятого по делу решения суда в соответствии со статьей 286 АПК РФ установлено следующее.
Постановлением Правительства Астраханской области от 26.02.2009 N 65-П для ЗАО "Астраханский морской порт" были установлены предельные максимальные уровни тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях на территории Астраханской области:
- за текущее содержание подъездных железнодорожных путей в размере 34346,11 руб./км мес. (без НДС).
- за пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям в размере 220,69 руб./вагон (без НДС).
Указанный правовой акт утратил силу с 01.01.2010 в связи с изданием постановления Правительства Астраханской области от 31.08.2009 N 455-П. Пунктом 1 постановления Правительства Астраханской области от 31.08.2009 N 455-П для ЗАО "Астраханский морской порт" установлены предельные максимальные уровни тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях на территории Астраханской области:
- за текущее содержание подъездных железнодорожных путей в размере 25412.4 руб./км мес. (без НДС);
- за пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям в размере 187.37руб./вагон (без НДС).
Постановлением Правительства Астраханской области от 26.02.2009 N 65-П предельный максимальный уровень тарифов на транспортные услуги регулировался на период 2009 года, постановлением N 455-П на период 2010 года.
Постановлением Правительства Астраханской области от 29.09.2005 N 356-П "О введении государственного регулирования цен (тарифов) на территории Астраханской области" на территории Астраханской области введено государственное регулирование цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Общество оспаривает экономическую обоснованность предельных максимальных уровней тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях на территории Астраханской области ЗАО "Астраханский морской порт", ссылаясь на пункт 5 Основ ценообразования в отношении продукции производственно-технического назначения.
В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования хозяйствующие субъекты, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны вести раздельный учет объемов продукции (услуг), доходов и расходов по номенклатуре продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование тарифов (цен) осуществляют исполнительные органы государственной власти Астраханской области.
Суд кассационной инстанции согласен с выводами Арбитражного суда Астраханской области о том, что пункт 1 постановления Правительства Астраханской области N 65-П от 26.02.2009 года "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на транспортные услуги (за текущее содержание подъездных путей и за пропуск вагонов), оказываемых ЗАО "Астраханский морской порт" на подъездных железнодорожных путях" и пункт 1 постановления Правительства Астраханской области N 455-П от 31.08.2009 года "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на транспортные услуги (за текущее содержание подъездных путей и за пропуск вагонов), оказываемых ЗАО "Астраханский морской порт" на подъездных железнодорожных путях" не противоречит пункту 5 Основ ценообразования в отношении продукции производственно-технического назначения, на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 АПК РФ, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 постановления Правительства Астраханской области от 26.02.2009 N 65-П для ЗАО "Астраханский морской порт" и пунктом 1 постановления Правительства Астраханской области от 31.08.2009 N 455-П для ЗАО "Астраханский морской порт" установлены предельные максимальные уровни тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях на территории Астраханской области были установлены предельные максимальные уровни тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях на территории Астраханской области.
Данные тарифы были рассчитаны экспертами Службы по тарифам Астраханской области в соответствии с методами, предусмотренными Основами ценообразования в отношении продукции производственно-технического назначения, на основании экспертизы материалов, представленных ЗАО "Астраханский морской порт".
Заключение эксперта по результатам проведенной в процессе рассмотрения дела судебной финансово-экономической экспертизы в части нарушения Правительством требований пункта 5 Основ ценообразования в отношении продукции производственно-технического назначения, в части обязательного ведения хозяйственными субъектами раздельного учета объемов продукции (услуг), доходов и расходов по номенклатуре продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование тарифов (цен) осуществляют исполнительные органы государственной власти Астраханской области, не подтверждает довод о незаконности оспариваемых нормативных актов.
Постановлением Правительства Астраханской области от 02.07.2008 N 346 утверждены не только Основы ценообразования в отношении продукции производственно-технического назначения, но и Правила государственного регулирования тарифов (цен) на продукцию производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил хозяйствующие субъекты представляют в Службу по тарифам обоснованные предложения об установлении (сохранении) тарифов (цен) и (или) их предельных уровней в соответствии с Основами ценообразования, состоящие из следующих надлежащим образом заверенных материалов.
Данный пункт не содержит обязанности для хозяйствующего субъекта по ведению раздельного учета, предусмотренного пунктом 5 Основ ценообразования в отношении продукции производственно-технического назначения.
Согласно пункту 7 Правил материалы, не соответствующие требованиям пункта 3 Правил, возвращаются хозяйствующему субъекту на доработку с указанием причин возврата.
Однако, в соответствии с указанными нормами не соблюдение хозяйствующим субъектом требований пункта 5 Основ ценообразования в отношении продукции производственно-технического назначения не может являться основанием для отказа в государственном регулировании и возврате материалов на доработку.
Из вышеуказанных норм следует, что не соблюдение хозяйствующим субъектом требований пункта 5 Основ ценообразования в отношении продукции производственно-технического назначения не является основанием для признания выводов экспертной группы Службы и принятых на их основе обжалуемых постановлений Правительства не обоснованными.
В связи с отсутствием раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности экспертная группа Службы по тарифам Астраханской области при определении экономически обоснованной величины предельного максимального уровня величины на транспортные услуги, оказываемые ЗАО "Астраханский морской порт" на подъездных железнодорожных путях на основании Налогового кодекса Российской Федерации, Основ ценообразования в отношении продукции производственно-технического назначения, Правил государственного регулирования тарифов (цен) на продукцию производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, руководствовалась сложившейся практикой государственного регулирования тарифов - приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", приказом Министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
С учетом фактических обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права Арбитражным судом Астраханской области при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованного судебного акта суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.07.2012 по делу N А06-6649/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 192 АПК РФ, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
В связи с отсутствием раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности экспертная группа Службы по тарифам Астраханской области при определении экономически обоснованной величины предельного максимального уровня величины на транспортные услуги, оказываемые ЗАО "Астраханский морской порт" на подъездных железнодорожных путях на основании Налогового кодекса Российской Федерации, Основ ценообразования в отношении продукции производственно-технического назначения, Правил государственного регулирования тарифов (цен) на продукцию производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, руководствовалась сложившейся практикой государственного регулирования тарифов - приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", приказом Министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2012 г. N Ф06-7317/12 по делу N А06-6649/2010
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16323/12
27.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16323/12
11.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7317/12
18.07.2012 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6649/10
04.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2592/12
16.02.2012 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-610/12
22.11.2011 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6649/10