г. Саратов |
|
16 февраля 2012 г. |
Дело N А06-6649/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Кузьмичёва С.А., Луговского Н.В.Н.В. Луговской
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусянковой Е.И.,
при участии в судебном заседании: представителя общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Порт" - Иванченко А.А., действующего на основании доверенности от 11.01.2011, представителя правительства Астраханской области - Килочек Е.П., действующей на основании доверенности от 11.01.2012 N 4, представителя ЗАО "Астраханский морской порт" - Сердюковой Ю.Н., действующей на основании доверенности от 05.08.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Порт"
на решение арбитражного суда Астраханской области от 22 ноября 2011 года
по делу N А06-6649/2010 (судья Сорокин Н.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Порт"
к правительству Астраханской области,
заинтересованные лица: ЗАО "Астраханский морской порт", служба по тарифам Астраханской области,
о признании частично недействующими пункта 1 постановления правительства Астраханской области от 26.02.2009 N 65-П и пункта 1 постановления правительства Астраханской области от 31.08.2009 N 455-П,
УСТАНОВИЛ:
в арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Порт" (далее по тексту - ООО "Альфа-Порт", заявитель, общество) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), к правительству Астраханской области о признании частично недействующими пункта 1 Постановления правительства Астраханской области от 26.02.2009 N 65-П "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на транспортные услуги (за текущее содержание подъездных путей и за пропуск вагонов), оказываемых ЗАО "Астраханский морской порт" на подъездных железнодорожных путях" и пункта 1 постановления Правительства Астраханской области от 31.08.2009 N 455-П "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на транспортные услуги (за текущее содержание подъездных путей и за пропуск вагонов), оказываемых ЗАО "Астраханский морской порт" на подъездных железнодорожных путях", в части установления экономически необоснованных тарифов на оказываемые ЗАО "Астраханский морской порт" транспортные услуги как нарушающие:
- пункт 5 Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утверждённого постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок";
- пункт 5 Основ ценообразования в отношении продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, утверждённых постановлением Правительства Астраханской области от 02.07.2008 N 346 "О ценообразовании в отношении продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, утверждённых постановлением Правительства Астраханской области от 02.07.2008 N 346 "О ценообразовании в отношении продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг";
- пункт 3.2 Методических указаний по расчёту регулируемых цен (тарифов) на транспортные услуги, утверждённых распоряжением министерства экономического развития Астраханской области от 02.03.2006 N 10-р "Об утверждении Методических указаний по расчёту регулируемых цен (тарифов) на транспортные услуги".
Решением суда первой инстанции от 22.11.2011 в удовлетворении требований заявителю отказано.
ООО "Альфа-Порт" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Правительство Астраханской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на неё.
Заинтересованные лица, в нарушение положений статьи 262 АПК РФ и определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2012, отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями о вручении почтовых отправлений. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2012 апелляционная жалоба заявителя принята к производству.
Вместе с тем, производство по апелляционной жалобе общества подлежит прекращению по следующим основаниям.
Суд апелляционной инстанции при определении правовой природы оспариваемых постановлений пришёл к выводу о том, что постановления правительства Астраханской области от 26.02.2009 N 65-П "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на транспортные услуги (за текущее содержание подъездных путей и за пропуск вагонов), оказываемых ЗАО "Астраханский морской порт" на подъездных железнодорожных путях" и от 31.08.2009 N 455-П "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на транспортные услуги (за текущее содержание подъездных путей и за пропуск вагонов), оказываемых ЗАО "Астраханский морской порт" на подъездных железнодорожных путях" являются нормативными правовыми актами, исходя из следующего.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Указанное понятие нормативного правового акта соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 9504/07.
С учётом разъяснений, данных в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.1993 N С-13/ОП-167, под ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в арбитражном суде, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом и содержащий обязательные для исполнения индивидуально определёнными субъектами правоотношений предписания, обеспечиваемые мерами принудительного характера (в том числе, возможностью применения ответственности за их неисполнение, направленные на установление, изменение или отмену прав) и обязанностей конкретных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Вышеназванными постановлениями правительства Астраханской области установлены предельные максимальные уровни тарифов на транспортные услуги (за текущее содержание подъездных путей и за пропуск вагонов), оказываемые ЗАО "Астраханский морской порт" на подъездных железнодорожных путях.
Таким образом, указанные правовые акты отвечают признакам нормативного правового акта, поскольку они содержат нормы, адресованные неопределённому кругу лиц, и не содержат обязательных для исполнения индивидуально определёнными субъектами правоотношений предписаний, а рассчитаны на неоднократное применение при предоставлении закрытым акционерным обществом "Астраханский морской порт" транспортных услуг.
Кроме того, данное обстоятельство подтверждается письмом управления министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области от 25.11.2011 N 02/4480, согласно которому, оспариваемые постановления правительства Астраханской области включены в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (лист дела 101 тома 3).
В соответствии с пунктом 7 статьи 195 АПК РФ решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что ООО "Альфа-Порт" по настоящему делу было заявлено требование о признании недействующими в части нормативных актов, то, в силу пункта 7 статьи 195 АПК РФ, решение арбитражного суда Астраханской области от 22.11.2011 по делу N А06-6649/2010 может быть обжаловано только в суд кассационной инстанции.
В связи с изложенным, производство по делу подлежит прекращению, на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, так как настоящее дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
производство по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Порт" на решение арбитражного суда Астраханской области от 22.11.2011 по делу N А06-6649/2010 прекратить как не подлежащей обжалованию в порядке апелляционного производства.
В соответствии с частью 4 статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определение о прекращении производства по апелляционной жалобе может быть обжаловано.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
С.А. Кузьмичёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Указанное понятие нормативного правового акта соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 9504/07.
С учётом разъяснений, данных в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.1993 N С-13/ОП-167, под ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в арбитражном суде, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом и содержащий обязательные для исполнения индивидуально определёнными субъектами правоотношений предписания, обеспечиваемые мерами принудительного характера (в том числе, возможностью применения ответственности за их неисполнение, направленные на установление, изменение или отмену прав) и обязанностей конкретных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
...
В соответствии с пунктом 7 статьи 195 АПК РФ решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что ООО "Альфа-Порт" по настоящему делу было заявлено требование о признании недействующими в части нормативных актов, то, в силу пункта 7 статьи 195 АПК РФ, решение арбитражного суда Астраханской области от 22.11.2011 по делу N А06-6649/2010 может быть обжаловано только в суд кассационной инстанции.
...
В соответствии с частью 4 статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определение о прекращении производства по апелляционной жалобе может быть обжаловано.
Номер дела в первой инстанции: А06-6649/2010
Истец: ООО "Альфа-Порт"
Ответчик: Правительство Астраханской области
Третье лицо: Астраханский морской порт, Служба по тарифам Астраханской области, ГУ "Волгоградская лаборатория судебных экспертиз Министерства юстиции РФ" - Астраханский филиал
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16323/12
27.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16323/12
11.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7317/12
18.07.2012 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6649/10
04.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2592/12
16.02.2012 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-610/12
22.11.2011 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6649/10