г. Казань |
|
14 мая 2012 г. |
Дело N А55-13305/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Меленьтевой Р.Р.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
заявителя - закрытого акционерного общества "Гилея" - Гизатова Р.М., директора,
заинтересованного лица - мэрии городского округа Тольятти - Кеваева А.В., доверенность от 26.12.2011 N 12230/1,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Гилея", г. Тольятти, Самарская область,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.11.2011 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2012 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Захарова Е.И., Юдкин А.А.)
по делу N А55-13305/2011
по заявлению закрытого акционерного общества "Гилея", г. Тольятти, Самарская область, к мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская область, с участием третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Предприятие "КВАРЦ", г. Тольятти, Самарская область, о признании незаконными действий (бездействия), обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Гилея" (далее - ЗАО "Гилея", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) мэрии городского округа Тольятти (далее - мэрия, заинтересованное лицо), выраженных в отказе в выдаче разрешения на строительство гостиницы на земельном участке, расположенном по ул. Свердлова, 22 в квартале 10 Автозаводского района г. Тольятти, обязании в течение трех дней принять решение о выдаче указанного разрешения.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 22.08.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Предприятие "КВАРЦ" (далее - ООО "Предприятие "КВАРЦ").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.11.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2012, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
ЗАО "Гилея", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ЗАО "Гилея" в судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель мэрии в судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции с доводами кассационной жалобы не согласился, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции не явились.
Проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, постановлением мэра г. Тольятти от 12.09.1997 N 1245-1/09-97 заявителю предварительно согласовано место расположения комплекса в составе гостиницы, расширения ресторана, магазина и трех односекционных жилых домов в квартале 10 в районе АТС-36 на земельном участке площадью 1,14 га.
Постановлением мэра г. Тольятти от 12.10.1999 N 2282-2/10-99 обществу в аренду предоставлен земельный участок под строительство жилого дома с подземной автостоянкой манежного типа и объектами соцкультбыта на первом этаже, зарезервирован земельный участок площадью 0,1613 га сроком на 6 месяцев и разрешено завершение проектирования четырехэтажной гостиницы и надстроя для расширения существующего ресторана.
С целью получения разрешительной документации на осуществление строительства вышеуказанного объекта ЗАО "Гилея" обратилось в мэрию с заявлением о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Свердлова, 22.
В ответ на указанное заявление мэрией принято постановление от 29.09.2008 N 2458-п/1 о проведении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования названного земельного участка.
Согласно заключению о результатах публичного слушания проблемные вопросы, препятствующие предоставлению разрешения на условно-разрешенный вид использования (гостиница) земельного участка, расположенного по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Свердлова, 22, не выявлены.
В соответствии с указанным заключением мэрией принято постановление от 28.04.2011 N 1296-п/1 "О предоставлении ЗАО "Гилея" разрешения на условно-разрешенный вид использования (гостиница) земельного участка, расположенного по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Свердлова, 22".
После принятия мэрией названного постановления заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о выдаче разрешения на строительство гостиницы на земельном участке, расположенном по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Свердлова, 22, от 23.05.2011 N 30/11 (вх. от 24.05.2011 N 4301-вх/1).
Постановлением от 14.06.2011 N 1846-п/1 мэрия отказала обществу в выдаче разрешения на строительство гостиницы на земельном участке, расположенном по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Свердлова, 22.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ЗАО "Гилея" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что представленный заявителем в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок договор простого товарищества на строительство гостиницы от 01.12.2000 N 14, по которому ООО "Предприятие "КВАРЦ" в качестве вклада в общее имущество фактически внесло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (сведения о наличии у него права на аренду этого земельного участка в материалах дела отсутствуют) и распорядилось им при отсутствии таких полномочий, не соответствует требованиям пункта 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации; вопреки требованиям части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации общество не представило в мэрию градостроительный план земельного участка и проект организации строительства.
Кроме того, суды установили, что обжалуемое постановление от 14.06.2011 N 1846-п/1 "Об отказе ЗАО "Гилея" в выдаче разрешения на строительство гостиницы на земельном участке, расположенном по ул. Свердлова, 22 в квартале 10 Автозаводского района г. Тольятти" вынесено в отношении конкретного заявления общества о выдаче разрешения на строительство (вх. от 24.05.2011 N 4301-вх/1), то есть после вступления в силу нормативных правовых актов, устанавливающих содержание градостроительного плана земельного участка.
Суды также признали, что в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект организации строительства в обязательном порядке представляется застройщиком независимо от того, проведена ли в отношении проекта государственная экспертиза или нет.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно отказали ЗАО "Гилея" в удовлетворении заявленных им требований.
Доводы ЗАО "Гилея", приведенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств по делу.
В связи с этим суд кассационной инстанции, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, находит, что они подлежат отклонению.
Обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права и отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2012 по делу N А55-13305/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Меленьтева |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что представленный заявителем в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок договор простого товарищества на строительство гостиницы от 01.12.2000 N 14, по которому ООО "Предприятие "КВАРЦ" в качестве вклада в общее имущество фактически внесло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (сведения о наличии у него права на аренду этого земельного участка в материалах дела отсутствуют) и распорядилось им при отсутствии таких полномочий, не соответствует требованиям пункта 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации; вопреки требованиям части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации общество не представило в мэрию градостроительный план земельного участка и проект организации строительства.
...
Суды также признали, что в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект организации строительства в обязательном порядке представляется застройщиком независимо от того, проведена ли в отношении проекта государственная экспертиза или нет."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 мая 2012 г. N Ф06-2973/12 по делу N А55-13305/2011